Долой госмонополию!

0:00
0

Госдума освободила российских оптовиков, торгующих алкоголем, от необходимости передавать сведения в ЕГАИС. Работать с системой будут только те, кто использует акцизные марки, а именно производители и импортеры. Как отмечают «Ведомости», по старой версии закона оптовики были обязаны установить счетчики ЕГАИС до 1 мая 2007 г., нарушители же лишилась лицензий. В то же время один счетчик ЕГАИС стоит в среднем 300000 руб. Директор по развитию бизнеса в России концерна “Оверлайн” (водка “Мягков”) Иван Бей в комментариях газете заявил, что новые поправки упростят работу его торгового дома в России.

«Гудок» цитирует замминистра финансов Сергея Шаталова. Высокопоставленный чиновник, представляя поправки в Госдуме, признался, что сбор информации о передаче продукции из оптового звена в розничную сеть засоряет информационную базу. По мнению Шаталова, выведение оптовиков поможет оптимизировать информационные потоки и снять проблемы в налоговом контроле. Замминистра также заверил, что государство будет контролировать алкогольную продукцию до ее попадания на прилавки.

Тем не менее, эксперты считают, что подобным решением государство расписалось в недееспособности существующей системы контроля за алкоголем. “ЕГАИС стала несостоятельной в тот момент, когда из-под нее вывели розницу, – заявил “Гудку” директор департамента информации Союза участников алкогольной продукции Вадим Дробиз. – У государства и без нее есть способы контроля и выявления нелегальной продукции – например, чаще делать рейды по магазинам, – но оно их не использует. Чиновники создают лишь видимость борьбы с нелегальным алкоголем, а за их деятельность приходится расплачиваться участникам рынка, которые за введение недееспособной ЕГАИС уже заплатили около $300 млн., при том что затраты государства составили $2 млн.”.

В центре внимания СМИ приватизация “Росспиртпрома”. Министр финансов РФ Алексей Кудрин на саммите “двадцатки” в ЮАР заявил, что “Росспиртпром” может быть приватизирован уже в этом году. Предложения по приватизации подготовлены Минсельхозом и уже внесены в правительство. Предложения «Похоже, ставится точка в споре о возможном создании госмонополии на спирт», – резюмирует «Российская газета».

«Коммерсантъ» на сенсационное заявление Кудрина откликнулся статьей Ирины Парфентьевой «Государство сливает спирт». По информации газеты, от продажи “Росспиртпрома” государство выручит гораздо меньше рыночной стоимости его активов, которая оценивается в $1,5 млрд. Источник «Коммерсанта», знакомый с предложениями Минсельхоза, рассказал, что все активы ФГУП будут разделены на три части. Наиболее ликвидные, например ОАО “Московский завод “Кристалл” (51 процент принадлежит ФГУП), пойдут в счет погашения долгов госкомпании перед ВТБ. Вторая категория – убыточные предприятия, которые после приватизации будут признаны банкротами (Счетная палата в ходе последнего аудита ФГУП выявила 20 таких активов). Остальные активы будут приватизированы, то есть доли “Росспиртпрома” в них выставят на открытые торги.

Впрочем, другой источник, знакомый с ходом приватизации, утверждает, что наиболее прибыльные активы – около 10 предприятий, в том числе и московский “Кристалл” – будут действительно переданы ВТБ, но останутся в оперативном управлении “Росспиртпрома”.

«Московские новости» напоминают, что к идее приватизации “Росспиртпрома” участники рынка склонялись еще два-три года назад. Гендиректор компании “Алкогольные заводы Гросс” Виктор Самойлов считает, что приватизация “Росспиртпрома” заинтересует лидирующие на рынке производства алкоголя компании. Гендиректор компании “Русский алкоголь” Сергей Зивенко полагает, что схема, предложенная Минсельхозом, неэффективна: “Гораздо выгоднее выставить все активы на открытые торги, а затем уже расплатиться с долгами банков. В случае открытых торгов государство сможет привлечь до 1,5 млрд. долларов, а если ВТБ заведомо получит наиболее ликвидные активы – максимум 100 млн. долларов”.

«РБК daily» сообщает, что на главный актив “Росспиртпрома” – завод “Кристалл” – уже нашелся покупатель в лице группы ОСТ. С помощью актива, стоимость которого участники рынка оценивают в 200 млн. долл., ОСТ надеется увеличить свою долю на рынке вдвое. Однако эксперты сомневаются в целесообразности покупки завода, который не имеет сильных собственных брендов.

“Действительно, покупка “Кристалла” позволила бы ОСТ монополизировать московский регион”, – говорит директор департамента информации СУАР Вадим Дробиз. Вместе с тем Дробиз не считает целесообразной покупку “Кристалла” для какой-либо компании: “Завод сегодня представляет собой разливочный цех. Около 50 процентов занимает “Путинка”, принадлежащая “Винэксиму”, и около 10-15 процентов – продукция “Кристалл-Лефортово”. По большому счету там нечего покупать”.

Кроме того, в прессе высказываются сомнения относительно возможностей ОСТ приобрести московский “Кристалл”. «Оценивая алкогольные активы, участники рынка и инвесторы ориентируются на стоимость “Синергии” после ее IPO. Сейчас мощности “Кристалла” могут стоить примерно 200 млн. долл. ОСТу трудно найти деньги на покупку брендов, а уж изыскать средства на покупку предприятия будет еще сложнее”, – скептично оценивает планы компании один из экспертов алкогольного рынка, попросивший об анонимности.

Другие участники рынка возможность покупки “Кристалла” не рассматривают. “Тех производственных мощностей, которые у нас есть сейчас, нам достаточно. Наш завод “Топаз”, если его загрузить полностью, будет выпускать до 15 млн. дал продукции вместо нынешних 8 млн. дал”, – говорит PR-директор компании “Русский алкоголь” Александр Коровка. Кроме того, до конца года компания может запустить новый завод в Новосибирске.

«Известия» пишут об инициативах Госдумы по борьбе с алкогольной зависимостью России. Этой проблеме был посвящен круглый стол, организованный комитетом по безопасности. «Удивительно, но в России, одной из самых пьющих стран в мире, до сих пор нет принятой на законодательном уровне концепции государственной алкогольной политики, – отмечают «Известия». – Как показывает опыт западных стран, именно подобные концепции, учитывающие исторические традиции, интересы всех участников рынка и социально-демографическую ситуацию, помогают справляться с алкоголизацией».

Участники “круглого стола” решили, что разрабатывать и реализовывать концепцию алкогольной политики должен специальный рабочий орган, состоящий из представителей федеральной власти, а также делового и экспертного сообщества. Одним из направлений государственной алкогольной политики, по мнению экспертов, должен стать переход от существующего в стране “северного” типа потребления алкоголя, когда большинство населения предпочтение отдает крепким спиртным напиткам, – к “южному”, предполагающему употребление натурального вина и пива.

Пока депутаты мечтают о глобальном потеплении на российском алкогольном рынке, инвесторы активно вкладывают средства в российские водочные заводы. Как отмечает «Smart Money», хотя рынок водки сокращается в физическом выражении, в денежном выражении он продолжает расти. По прогнозам агентства “Ренессанс Капитала”, в этом году отрасль продемонстрирует рекордную выручку. «Непрекращающиеся попытки монополизировать оборот этилового спирта, постоянно растущие акцизы, жесткие ограничения на рекламу и продажу выпивки и масштабная диверсия под названием ЕГАИС – все это, как выяснилось, в глазах инвесторов выглядит мелко по сравнению с перспективами водки в России», – пишет «Smart Money».

Планы по освоению винного рынка были у «Веды», однако впоследствии алкогольный холдинг отказался от этого проекта под предлогом того, что “емкость российского рынка вина не может сейчас обеспечить ей стабильный рост сбыта”. «На самом деле емкость винного рынка здесь ни при чем, – парирует обозреватель журнала «Секрет фирмы» Николай Гришин. – В последние годы спрос на вино практически не растет, по экспертным оценкам, остановившись на отметке около $5 млрд. Очевидно, все дело в конкурентной среде. Благодаря эмбарго на ввоз молдавских и грузинских вин российские виноделы смогли нарастить свои позиции: по данным СУАР, объемы их производства в 2006 году выросли с 25 млн. до 36 млн. дал, а в январе-октябре 2007-го еще до 42 млн. дал. Неудивительно, что “Веда” решила оставить в покое затоваренный рынок и развиваться в привычных сегментах водки и слабоалкогольных коктейлей».

Пивовары ждут повышения госпошли. Как сообщает «Российская Бизнес-газета», с нового года ставки пивного акциза увеличиваются на 32,4 процента. Подчеркивается, что за последние десять лет налог впервые повышается так стремительно. До сих пор акцизы на янтарный напиток росли в рамках официальной инфляции.

«Повышение акцизов на пиво может стать одной из составляющих грядущего разгона инфляции, – считает финансовый аналитик Сергей Шовиков. – Акцизная ставка не должна в одночасье увеличиваться в разы, разумнее связать ее с инфляцией внутри самой отрасли, которая ниже инфляции по стране. В прошлом году, например, цены на пиво повысились на 6 процентов». Директор по операционной деятельности одного из крупнейших столичных заводов, пожелавший остаться неизвестным, высказал уверенность, что повышение акцизов однозначно негативно повлияет на объемы продаж.

Всего в отрасли сегодня около 250 предприятий. При этом львиную долю рынка контролируют 5-6 крупнейших компаний. Они удар, разумеется, выдержат. Во всяком случае, Алексей Фролов, директор по маркетингу одной из компаний-гигантов, особых потрясений не ожидает: “Скорее всего, вырастет объем пива, производимого в упаковке маленьких объемов. Для российского потребителя это ново, но, к примеру, в США и Японии очень распространено пиво в упаковках по 0,1-0,2 литра. Это делает потребление напитка более цивилизованным”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ