Подземный остров алкогольной свободы

0:00
0

Граждан под шафе в метро не пускают, мол, подземка – вид транспорта повышенной опасности. Однако тем, кому удалось проникнуть за заветные турникеты предлагается широкий выбор алкогольной продукции – на рекламных постерах. Объяснить этот феномен попытались «Известия», предложившие вниманию читателей статью Николая Морозова «Осторожно, водка открывается!». Автор напоминает, что наружная реклама алкоголя вот уже больше года запрещена на улицах и в общественном транспорте. Однако депутаты Госдумы, принявшие закон “О рекламе”, просто-напросто забыли, как устроен метрополитен. «В тексте закона четко прописано: реклама алкоголя и табака, помимо прочего, не должна размещаться “на всех видах транспортных средств общего пользования”. Все бы хорошо, вот только пространство метрополитена не подпадает под определение транспортного средства, – объясняет депутат Мосгордумы Александр Крутов.- Получается, что реклама водки и папирос недопустима в вагонах метро, а в переходах, вестибюлях и на эскалаторных наклонах вешай что хочешь».

Заделать брешь в законодательстве взялись депутаты Госдумы Александр Лебедев и Андрей Самошин. Предложенная ими поправка должна быть рассмотрена в конце месяца. “Известия” в отношении инициативы парламентариев настроены скептично. Компетентные собеседники газеты полагают, что поправка не пройдет даже первое чтение: законодатели вряд ли смогут одержать победу над алкогольными лоббистами, которые не хотят терять “последний островок свободы” хотя бы под землей.

Тем временем участники рынка прогнозируют повышения цен на алкоголь на 5-20 процентов. В числе прочих факторов, влияющих на стоимость алкоголя, эксперты называют подорожание сырья для производства спирта и рост инфляции выше запланированных показателей. “Сейчас серьезным фактором, влияющим на повышение цен на алкоголь, стал рост цен на сырье, прежде всего на зерно”,- говорит вице-президент “Винэксима” Станислав Кауфман.

Обозреватель газеты Алексей Кузьменко полагает, что после Нового года после повышения акциза цены могут вырасти на 10 процентов в течение I-II кварталов. “Обычно производители повышают отпускные цены именно в январе-феврале”,- отмечает гендиректор ТД “Межреспубликанский винзавод” Евгений Калабин. По оценке директора по маркетингу ЛВЗ “Хортица” Сергея Величко, в ближайшие два года цены на водку будут расти на 20-30 процентов ежегодно.

В центре внимания СМИ возвращение знаменитой «Гжелки» торгово-промышленной группе “Кристалл”. Как пишет «Коммерсантъ», права на эту марку оспаривал конкурент “Кристалла” – компания “Ливиз”, которая владеет подмосковным производителем фарфора “Гжелка”. Теперь “Ливиз” лишится около 0,3 процента водочного рынка – именно столько ему обеспечивали продажи спорной “Гжелки”.

Товарный знак “Гжелка” ассоциируется именно с водкой, а не с одноименной рекой в Московской области – к такому заключению пришел президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) России, удовлетворивший заявление ТПГ “Кристалл”. “Кристалл” пытался восстановить свои права с 2005 года – тогда Палата по патентным спорам Роспатента признала регистрацию водочного бренда недействительной, потому что “у потребителя может возникнуть неправильное представление о месте производства продукции”.

Как рассказал «Коммерсанту» гендиректор ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко, производство “Гжелки” возобновится в ближайшее время на заводе в Калуге. “В возвращение нашей “Гжелки” на полки мы готовы инвестировать порядка $7-8 млн.”, – сообщил Зивенко.

В то же время газета «Business & Financial Markets» полагает, что инвестиции “Кристалла” вряд ли помогут “Гжелке” вернуть доминирующее положение на рынке. “Еще пять лет назад эта марка стоила примерно $60 млн. Сейчас доля бренда на рынке составляет менее 1 процента, а его стоимость – не более $3 млн.”,- говорит независимый эксперт алкогольного рынка Виктор Хмельницкий. “Доверие потребителя к этому бренду потеряно. Успех возрождения зависит не только от финансовых вложений, нужна идея, которая позволит вернуть это доверие”,- добавляет начальник отдела по связям с общественностью компании “Русский алкоголь” Александр Коровка.

Более оптимистично настроен бренд-менеджер компании “Винэксим” Стэн Кауфман придерживается другой позиции. По его мнению, у “Гжелки” есть определенная потребительская аудитория и хороший потенциал для роста. Сам Сергей Зивенко говорит следующее: “Если мы будем на 100 процентов уверены в том, что марка “Гжелка” избавлена от дальнейших посягательств со стороны Роспатента, то, несомненно, займемся разработкой стратегии ее развития”.

Юристы, опрошенные «РБК daily» считают, что пересмотреть решение ВАС практически невозможно. “Его можно оспорить только по вновь открывшимся обстоятельствам”, – отметил управляющий партнер юридической фирмы “Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов. Однако эксперты газеты также высказывают уверенность в том, что “Кристаллу” не удастся поднять “Гжелку” на прежнюю высоту. “Трудно войти в одну и ту же воду дважды. Думаю, что для ТПГ “Кристалл” было бы эффективнее вложить деньги в другой бренд”, – говорит вице-президент “Парламент Групп” Сергей Куприянов. Туманной перспективу бренда находит и гендиректор “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев: “На мой взгляд, больше шансов вернуть утраченные позиции были у этого бренда, пока он находился в собственности московского “Кристалла”, поскольку именно в этот период уровень его популярности достиг своего пика. Я считаю, что “Гжелка” будет существовать и дальше, но глобальных взлетов от нее ожидать не следует”.

Победу в борьбе за интеллектуальную собственность одержала и группа S.P.I. Юрия Шефлера. Как сообщают «Ведомости», Роспатент по заявлению группы S.P.I. частично или полностью прекратил охрану некоторых торговых знаков, принадлежащих компании «Руст инк» Рустама Тарико. К примеру, аннулирован за неиспользованием знак “Русский стандарт” по классам сигарет и баров и ресторанов.

Вице-президент “Русского стандарта” Игорь Косарев назвал заявления “Союзплодимпорта” “декоративными”. “Они подавались с просьбой аннулировать регистрацию по старым знакам и по классам, которые мы не используем”, – говорит он. Однако совладелец S.P.I. Андрей Скурихин заявляет о готовности продолжаться борьбу за отмену регистрации знака “Русский стандарт”. «Это все равно что зарегистрировать “Джинсы американские обыкновенные”, – возмущается Скурихин. По его словам, спор носит принципиальный характер: водка “Русский стандарт” не является конкурентом марки Stolichnaya, поскольку продажи “Русского стандарта” за рубежом гораздо меньше.

«Ведомости» также сообщают о запуске компанией “Росспиртпром” нового федерального водочного бренда “Старая марка”. Газета напоминает, что в конце 2006 г. “Росспиртпром” вышел на рынок с дешевой водкой. Новый проект направлен на укрепление позиций компании в среднеценовом сегменте.

«Ведомости» полагают, что “Росспиртпром”, запуская новые марки, проводит предпродажную подготовку: «Во властных кругах до сих пор жива идея приватизации “Росспиртпрома”, самым привлекательным активом которого является московский завод “Кристалл”. У нее есть свои противники и сторонники. Говорят, что вопрос может быть решен в ближайшие год-два и совсем не очевидно, что компанию будут продавать. Может, выпуская новинку, госкомпания пытается доказать, что она будет действовать на рынке не хуже частных игроков?».

Главным событием пивоваренного рынка стало объединение компаний SABMiller и Molson Coors Brewing. «Business & Financial Markets» со ссылкой на агентство Reuters сообщают, что оборот нового совместного предприятия составит $6,6 млрд. Каждая из компаний будет обладать равным количеством голосов. При этом 58 процентов СП MillerCoors будет контролировать SABMiller, а 42 процентов – Molson Coors. Компании SABMiller и Molson Coors рассчитывают подписать окончательное соглашение к концу текущего года. Еще шесть-девять месяцев потребуется на получение одобрения антимонопольных органов США.

Аналитики отмечают, что препятствий для сделки возникнуть не должно. Подобная трансакция уже была одобрена регулирующими органами в 2004 году: второй и третий по величине производители сигарет в США объединились для создания предприятия Reynolds American, которое составило конкуренцию компании Altria. Reuters полагает, что предприятие MillerCoors, которое займет около 30 процентов американского рынка пива, сможет составить конкуренцию компании Anheuser-Busch, на долю которой приходится 50 процентов сектора.

Главным ньюсмейкером сокового рынка стал “Вимм-Билль-Данна. Председатель совета директоров компании Давид Якобашвили заявил, что «ВБД» рассматривает возможность приобретения производственных мощностей в дальнем зарубежье, а среди приоритетных он назвал рынки Восточной Европы, Китая и США. При этом, как подчеркнул г-н Якобашвили, ВБД интересуют активы стоимостью 1-1,5 млрд. долл.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ