Генпрокуратура не SPIт

0:00
0

Аналитики предрекают очередной алкогольный кризис. Разразится от 1 ноября – в этот день Федеральная налоговая служба должна лишить лицензий те предприятия, которые не успеют подключиться к ЕГАИС. Как стало известно “Газете”, около недели назад руководители 15 подмосковных заводов получили устное предупреждение от территориального подразделения ФНС. “Дословно нам так и сказали: готовьтесь к 1 ноября, трясти будем всех”, – поделился с корреспондентом “Газеты” руководитель одного из заводов, просивший не называть его имя. Проблема, однако, заключается в том, что программное обеспечение, которое позволяло бы передавать информацию со счетчиков в ЕГАИС, до сих пор не разработано.

Аналитик алкогольного рынка Виктор Хмельницкий недоумевает: «По логике вещей власти перед выборами не должны создавать кризисных ситуаций». Однако корреспондент «Газеты» Кира Ремнева не исключает, ФНС реализует план по окончательной дискредитации ЕГАИС, разработанный Минфином еще в конце прошлого года. Как пояснили “Газете” в одной из крупных водочных компаний, сегодня в ФНС есть негласная установка о том, что ЕГАИС в итоге должна превратиться в информационно-аналитическую базу, а все функции по контролю за отраслью будут спущены территориальным подразделениям ведомства. “Если такое решение действительно было принято, то действия подмосковных налоговиков выглядят вполне логично. Другой вопрос, что никаких официальных документов по этому поводу не выходило”, – отметил источник “Газеты”, пожелавший остаться неизвестным.

Такого же мнения придерживается «Новая газета». «Скорее всего, беспокоиться стоит насчет отношения ФНС к самой ЕГАИС. После того как в мае были приостановлены лицензии половины участников рынка, ведомство направило письмо в ГД с просьбой вообще отменить ЕГАИС», – отмечает автор статьи Анна Овян. Начальник управления внешних связей “Росспиртпрома” Дмитрий Добров с действиями налоговиков в принципе согласен. Не устраивает его только «неприятное предложение» ФНС о переносе госконтроля на уровень регионов. «Это возвращение в 2005 год, резюмирует Добров. – Регионы установят свои барьеры и обеспечат поддержку собственным производителям, не пуская чужую продукцию”.

В центре внимания СМИ очередная атака Генпрокуратуры на главу SPI Юрия Шефлера. Генпрокуратура направила ходатайство в Басманный суд Москвы о заочном аресте бизнесмена. Шефлер обвиняется в незаконном использовании за рубежом товарных знаков, которыми владеет ФКП “Союзплодоимпорт”. Юрию Шефлеру также инкриминируются организация преступного сообщества, применение насилия в отношении представителя власти, незаконное предпринимательство, контрабанда и легализация незаконно нажитых средств.

Сам владелец SPI считает обвинения в свой адрес надуманными и юридически несостоятельными. “Я рассматриваю такое развитие событий как очередной виток нечистоплотной конкурентной борьбы, развязанной государственной структурой – ФКП “Союзплодоимпорт” и лично его руководителем Логиновым в связи с безрезультатно идущими за пределами РФ судебными процессами по оспариванию прав SPI Group на советские водочные бренды”, – цитирует Юрия Шефлера «РБК daily».

Участники водочного рынка расценивают действия Генпрокуратуры в отношении Шефлера как политический акт. “Государство пытается вернуть себе ранее упущенный актив, а без ареста основного “виновника” это сделать невозможно”, – такое предположение высказал PR-директор компании “Русский алкоголь” Александр Коровка в беседе с корреспондентом «Коммерсанта». Однако гендиректор компании “Веда” Александр Матта считает действия Генпрокуратуры корректными. Удивляет эксперта только то, что история с арестом господина Шефлера затянулась. Президент SPI Group Андрей Скурихин несмотря ни на что настроен оптимистично: “Никакого влияния на SPI действия Генпрокуратуры не окажут, потому что ее бизнес практически не зависит от России, а любые попытки дестабилизировать работу компании не окажут никакого влияния на деловые отношения с нашими партнерами”.

«Коммерсантъ», тем не менее, обращает внимание на то, что сегодня Шефлер более уязвим. В пользу обвинения в данном случае может сыграть принятое в июне этого года решение Страсбургского суда, отклонившего иск “Плодовой компании” (структуры, входящей в SPI) к Генпрокуратуре. Компания заявляла, в частности, что действия прокуратуры, пытающейся “отобрать” бренды, нарушили права собственности фирмы и что прокуратура вмешивалась в дело не по процессуальным, а по “имущественным” мотивам, действуя в интересах государства, рассчитывавшего забрать себе имущество “Союзплодоимпорта”. Суд в Страсбурге счел, что права фирмы не нарушались, поскольку она так и не представила доказательств того, что владела когда-либо собственностью на Stolichnaya, Moskovskaya и другие бренды.

«Business & Financial Markets» пишет о выходе на украинский рынок группы компаний “Алкогольные заводы «Гросс». Поставки водки “Русский бриллиант” и “Славянская” уже начались. В конце года группа также планирует начать продажи водки “Буфетная традиция”. «Гросс» – третья российская компания на украинском рынке. До этого на него пришли компании “Веда” и “Русский алкоголь”. Однако активность россиян не пугает местных производителей. “Рынок Украины более чем высококонкурентный. Вряд ли водочная продукция из-за рубежа сможет завоевать значительную долю рынка и составить реальную конкуренцию местным водочным производителям”,- уверен директор по маркетингу “Хортицы” Сергей Величко. Впрочем, сами российские производители вполне реалистично оценивают свои возможности. “Говорить о возможной серьезной доле российской водки на украинском рынке сложно, так как речь все же идет об импорте”,- говорит PR-директор группы “Русский алкоголь” Александр Коровка.

В России алкогольным компаниям для продвижения продукции приходится активнее задействовать возможности печатных СМИ. «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитический центр “Видео Интернешнл” отмечает, что в первом полугодии реклама алкоголя и пива в прессе возросла в четыре с лишним раза. “Производители водки отказались от рекламы своих зонтичных брендов на ТВ и сосредоточились на прессе. Для массовых брендов она стала основным рекламоносителем”, – говорит Леонид Тюленев, медиадиректор агентства Magic Box (обслуживает холдинг “Веда”).

Гендиректор компании “Алкогольные заводы ГРОСС” Виктор Самойлов в интервью «РБК daily» добавляет, признался, что реклама в прессе стала “чуть ли не единственным легальным каналом коммуникации с потребителями”. По его словам, уже в первом полугодии компания активно размещала рекламу “Славянской” и “Русского бриллианта” в печатных СМИ, однако массированное их продвижение запланировано на сентябрь-декабрь, традиционный пик продаж крепкого алкоголя. “Наверняка так поступят и наши конкуренты, и если действительно на рост рекламного рынка в печатных СМИ влияют производители крепкого алкоголя, то от второго полугодия можно ожидать более высоких темпов роста сегмента”, – говорит Самойлов.

О возвращении молдавских вин в Россию пишут «Известия». Сообщается, что Роспотребнадзор реабилитировал только семь производителей. «Известия» полагают, что Кишинев вряд ли устроит такое решение. Президент Молдавии Владимир Воронин в прошлом месяце упрекнул ведомство Онищенко в предвзятости и пригрозил вообще запретить выдачу акцизных марок, если экспорт не будет разрешен всем предприятиям.

Эксперты «Известий» считают, что “винное” лобби в Молдавии все-таки сумеет убедить президента не принимать скоропалительных решений. Тем более что Онищенко хоть медленно, но все-таки идет навстречу виноделам. Главный санитарный врач заявил, что в настоящее время проверку проходят еще около 130 образцов молдавского алкоголя. “Если все будет нормально, мы тоже выдадим разрешения”, – пообещал Онищенко.

Сгустились тучи над “Нижегородским заводом шампанских вин” (НЗШВ). Как пишет нижегородский «Коммерсантъ», предприятие остановлено под предлогом невыполнения требований пожарной безопасности. По словам заместителя гендиректора НЗШВ по правовым вопросам Владимира Егорова, в ходе слушаний предприятие опровергало 21 пункт претензий пожарных: “Большинство из них абсурдные и противоречащие друг другу”. На заводе уверены, что остановка завода по заявлению МЧС – попытка рейдерского захвата, а пожарные инспекторы вольно или невольно исполняют заказ со стороны недоброжелателей. В областном управлении МЧС заявления в причастности их инспекторов к рейдерству не хотят комментировать из-за “их нелепости”. В пресс-службе ведомства отметили, что противопожарное состояние помещений НЗШВ “создает угрозу жизни и здоровью людей”.

На соковом рынке очередная сенсация. Компания PepsiCo заявила о намерении купить более 70 процентов акций ОАО “Лебедянский”. По информации «Московского комсомольца», сумма сделки может составить около $1,5-2 млрд. и стать рекордной не только для российского рынка соков, но и для всего продуктового сектора. Как следует из публикации в газете «Ведомости», предстоящая сделка с PepsiCo обусловила рекордный рост акций концерна “Лебедянский”.

Представители обеих компаний информацию о возможной сделке подтвердить отказались, однако инвестбанкиры не сомневаются в предстоящей покупке акций. О том, что сделку готовит Deutsche UFG, знает источник в другом крупном инвестбанке, работающем в России. Подтвердил информацию также источник «Ведомостей», близкий к Deutsche UFG.

По оценке «Коммерсанта», за акции “Лебедянского” PepsiCo может заплатить $1,5-2 млрд. О смене собственников компании знают в Детской баскетбольной лиге, эксклюзивным спонсором которой является “Лебедянский”. “В прошлом месяце у нас закончился пятилетний контракт на спонсорство, и мы хотели его продлить. Но в “Лебедянском” нам ответили, что “сидят на чемоданах, в отпуск никого не отпускают, все ждут прихода новых руководителей из PepsiCo””, – рассказал «Коммерсанту» один из руководителей лиги.

О том, что производитель в скором времени сменит собственников, знают и дистрибуторы “Лебедянского”. “Сейчас все наши склады под завязку затариваются продукцией “Лебедянского”, такого никогда еще не было. Официально ни нам, ни отделу продаж “Лебедянского” ничего не объявляли, но все знают, что компания готовится к продаже”, – сообщил один из крупнейших дистрибуторов “Лебедянского”. В то же время на заводе в Липецке особенно часто видели людей из PepsiCo. “Сейчас многие считают, что продажа “Лебедянского” – дело практически решенное”, – констатирует директор департамента по управлению активами ИГ “Русские фонды” Владимир Вольперт.

ИФК “Солид” также считает слухи о предстоящей сделке ” PepsiCo и “Лебедянского” более чем достоверными. “С учетом того, что на прошлой неделе была достигнута договоренность о продаже третьего по величине игрока сокового рынка британскому инвестфонду Lion Capital LLP, идея о покупке первого игрока показалась более чем правдоподобной инвесторам”, – заявила «Коммерсанту» аналитик ИФК Евгения Талалаева. По ее словам, после того как Coca-Cola купила “Мултон”, PepsiCo как основной конкурент тоже должна была купить сокового производителя. А после покупки “Нидана” остается только одна компания, которая интересна для иностранного инвестора, это “Лебедянский”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ