"Нидан" с британским акцентом

0:00
0

В центре внимания аналитиков продажа компании “Нидан” британскому инвестиционному фонду Lion Capital LLP. Эксперты полагали, что один из лидеров сокового рынка достанется PepsiCo, которая последует примеру своего конкурента Coca-Cola, купившего “Мултон”. Однако прогнозы не оправдались.

Завершение сделки ожидается в сентябре. Предварительная информация о продаже “Нидана” противоречива. Исполнительный директор управления инвестиционно-банковской деятельности компании “Тройка Диалог” (финансовый советник акционеров “Нидана”) Максим Арефьев заявил «Ведомостям», что Lion Capital приобретает 100 процентов компании. В то же время гендиректор “Нидан Соки” Андрей Яновский заявил, что британскому инвестфонду будет продан только пакет акций: “К нынешним совладельцам компании просто добавится еще один”.

В интервью газете «Business & Financial Markets» Яновский подчеркнул, что акционеры “Нидана” не намерены выходить из никогда бизнеса: «Сделка с Lion Capital показала, что это идеальная структура: прежние акционеры остались в бизнесе, и появился новый совладелец».

По информации «РБК daily» Lion Capital не заинтересован в долгосрочном участии в российском соковом бизнесе. Газета предполагает, что через несколько лет фонд продаст акции “Нидана” одному из мировых производителей безалкогольных напитков. Основным претендентом на компанию, как и прежде, считают PepsiCo.

По оценке аналитика компании “Брокеркредитсервис” Татьяны Бобровской, сумма сделки могла составить 600-650 млн. долл. Михаил Красноперов из ИФК “Метрополь” считает, что Lion заплатил порядка 700 млн. долл. Как считают аналитики, соковый бизнес “Нидана” будет в активе британского фонда всего несколько лет, после чего его перепродадут.

Как удалось выяснить «Коммерсанту», инвестфонд приобрел 47 процентов акций “Нидана” с правом постепенного выкупа еще 53 процентов. Стоимость уже выкупленных акций эксперты издания оценивают в $250-270 млн. Аналитики «Коммерсанта» также предполагают, что впоследствии хозяином “Нидана” станет PepsiCo. “Lion Capital – портфельный инвестор, засветившийся в нескольких крупных международных сделках, но он обычно входит в компанию на два-три года, – отмечает гендиректор “Бизнес Аналитики” Андрей Стерлин. – Не исключено, что “Нидан” через какое-то время может быть предложен в качестве платформы для освоения российского рынка крупному профильному игроку, еще не присутствующему в России, или перепродан той же Pepsi”.

На рынке вина обращает на себя внимание пул публикаций о намерениях питерской компании “Сварог” в течение пяти лет создать федеральную розничную сеть “Навигатор вин”. В региональных выпусках «Коммерсанта» вышли статьи, адаптированные для регионов, – Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новогорода, – посвященные этому событию. Сообщается, что в течение пяти лет “Сварог” собирается открыть в регионах более 100 магазинов. “Наши планы обоснованы отсутствием на российском рынке федеральной сети специализированных алкогольных магазинов для среднего класса, – поясняет руководитель проекта “Навигатор вин” Дмитрий Гуляев. – Магазины будут открываться по всей России, численность населения городов при этом не имеет большого значения. В первую очередь “Навигаторы вин” появятся в Самаре, Тольятти, Казани, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске”.

Эксперты считают, что “Сварогу” предпочтительнее развивать франшизу, только на продаже которой компания может заработать от 30 млн. до 45 млн. рублей. По словам аналитика по потребительскому сектору ИК “Антанта-Капитал” Андрея Верхоланцева, продавая франшизу, “Сварог” не только заработает, но и избавит себя от проблем с подбором помещения под магазины. Однако исполнительный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский считает, что “Сварогу” будет не просто уговорить региональных игроков заплатить за франшизу: “Специализированный магазин – специфический бизнес, пока лишь для городов-миллионников. Только на премиальной продукции компания не заработает, это должен быть широкий ассортимент алкогольной продукции».

Тем не менее, проект «Сварога» обещает быть перспективным. Директор департамента информации СУАРа Вадим Дробиз отмечает, что доля элитного алкоголя на российском рынке пока не более 5 процентов, но ежегодный рост его потребления составляет не менее 20 процентов.

Одним из главных событий пивоваренного рынка стало предстоящее слияние компаний Detroit Investments и Stanley Beverages. Detroit принадлежит основателям пивоварни ПИТ Евгению Кашперу и Александру Лифшицу. Stanley Beverages – дистрибутор Grolsch и Franziskaner. По информации «Коммерсанта», Detroit заплатила за Stanley $10-20 млн. С ее помощью компания увеличит до 60 процентов свою долю на рынке импортного пива, который оценивается в $190-220 млн. Detroit планирует объединить Stanley Beverages с уже принадлежащим основателям ПИТ крупнейшим импортером пива в Россию компанией North Winds.

«Коммерсантъ» также напоминает, что Кашпер и Лифшиц после продажи пивоварни ПИТ холдингу Heineken основали Московскую пивоваренную компанию и начали строить пивзавод. Завершить строительство пивзавода Detroit предполагает к концу 2007 года. На предприятии будет разливаться пиво массового сегмента “Моспиво”, а затем к нему добавится премиальная марка. “Но эти бренды будут нишевыми и не будут напрямую конкурировать с лидерами рынка. Директор по маркетингу дистрибуторской компании “Русская традиция” Мария Чижикова считает, что со временем дистрибуция импортного пива будет переведена на Stanley, а North Winds займется поставками продукции мытищинского завода. Источник, близкий к “Балтике”, считает, что основатели ПИТ продадут подмосковную площадку, а вероятным покупателем считает Heineken. PR-директор Heineken в России Анна Мелешина не подтвердила получения такого предложения.

Другая статья «Коммерсанта» посвящена ситуации вокруг Efes. Сообщается, что Prosperity Capital Management купил 11,7 процента компании. Источник «Коммерсанта», знакомый с планами Efes Breweries, предположил, что Prosperity Capital Management наращивает свою долю в пивной компании, чтобы потом перепродать ее турецкой Anadolu Efes. Подобную схему в мае 2005 года реализовала “Альфа Эко” – она скупила 15 процентов акций второго по величине производителя пива в России Sun Interbrew за $50-70 млн., а позже продала их владельцу мажоритарному акционеру InBev за Є204,7 млн. Но аналитик “Метрополь” Михаил Красноперов сомневается, что действия Prosperity – это финансовая спекуляция: “Тенденция к приросту как в денежном, так и в натуральном выражении на рынке пива сохранится ближайшие несколько лет”.

Однако «РБК daily» предупреждает, что во втором полугодии 2007 темпы роста пивоваренного рынка снизятся. По оценке SUN InBev, в первом полугодии рост рынка составил около 20 процентов, по итогам года будет на уровне 10 процентов. В дальнейшем действительно возможно замедление до 5 процентов в год, считает руководитель пресс-службы компании Алексей Шавензов. По мнению пресс-секретаря пивоваренной компании Efes в России Андрея Малафеева, период бурного роста рынка прошел, и в дальнейшем компаниям придется “понемногу отвоевывать долю друг у друга”.

Тем не менее, «Балтика» чувствует себя на рынке вполне уверенно. В первом полугодии, как сообщает «РБК daily», продажи компании увеличились на 35,9 процента, а весь рынок вырос только на 22,7 процента. Конкуренты “Балтики” согласны с такой оценкой и готовятся к борьбе за каждый процент своей рыночной доли.

Сама “Балтика” для подавления конкурентов не отказывается от скандальной рекламы. Как пишет «Деловой Петербург», пиво “Арсенальное” продвигается путем дискредитации марки “Клинское”. По сюжету нового ролика терпящее бедствие судно спасают с помощью бутылки “Арсенального”, используемой вместо сломанного клина. Финальный рекламный лозунг клипа – “Обошлись без клина”. Маркетологи сразу же уловили в этом намек на пиво “Клинское”, производимое ОАО “САН Интербрю”.

Аналитики считают подобные методы рекламной войны опасными. “В российском обществе сильна традиция заступничества, и подобный ход может привести к обратному эффекту – люди будут активнее потреблять “Клинское”. Примеров рекламных войн на российском рынке множество и, насколько я знаю, к существенным увеличениям продаж они не приводили”, – отмечает руководитель департамента рекламы и маркетинга ТД “Роллтон” Александр Соколоверов. В то же время некоторые эксперты считают, что эффективность такого рекламного хода оценивать рано. “Лозунг, конечно, провокационный, однако вряд ли можно утверждать, что здесь есть однозначная связь с падением обеих марок. С другой стороны, как и в любом другом случае, очевидно, целью подобной провокации является привлечение внимания к бренду. А будет ли это эффективно для изменения отрицательной динамики доли марки – время покажет”, – говорит Снежана Равлюк, аналитик компании “Бизнес Аналитика”.

На рынке минеральной воды заметным событием стало решение японской компании Yamamasu Seisakusho Co, Ltd закупать воду в Краснодарском крае. «Московская правда» со ссылкой на пресс-релиз администрации Краснодара пишет о визите в регион представителей компании, которые взяли образцы воды для проведения анализов в Японии. “В случае соответствия их всем качественным характеристикам поставки воды в Японию будут осуществлены уже в этом году”, – отмечается в пресс-релизе.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ