«Путинка» на распутье

0:00
0

Окончательный провал реформы в алкогольной отрасли признали сами чиновники. Как стало известно “Газете”, с 1 января 2008 года из-под действия единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) выведут оптовые и дистрибуторские компании. Соответствующий законопроект разработан Министерством финансов. По информации “Газеты”, новый документ уже получил положительный отзыв в правительстве и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Как отмечают участники рынка, налоговые органы в настоящее время просто не могут справиться с валом информации, которая поступает к ним от оптовых компаний. “Сегодня получилось так, что все эти отчеты оказались никому не нужны, налоговики не знают, как и с чем их надо сверять, – говорит глава пресс-службы ЗАО “Группа предприятий “ОСТ” Татьяна Лукьянова. – Мы не исключаем, что через год-два вместо ЕГАИС появится какая-нибудь новая электронная защита, например специальные чипы, которые будут клеить на бутылку вместе с акцизными и федеральными специальными марками”. Однако пока на официальном уровне о создании дополнительных электронных средств защиты речь не идет.

Наигравшись с ЕГАИС, чиновники выступили с более масштабной идеей. Экспертный совет Комитета по экономике Госдумы разрабатывает “Концепцию долгосрочной национальной государственной политики в сфере производства и оборота алкогольной продукции и культивирования здорового образа жизни на 2008-2032 годы”. Согласно документу, который оказался в распоряжении «Московской правды», россиянам предстоит поэтапное снижение потребления крепких алкогольных напитков – “без создания дефицита и с сохранением полного ассортимента продукции”.

Снижению алкогольной зависимости способствует и потребление более дорогой качественной водки. Как сообщают «Известия» со ссылкой на ВЦИОМ, в 2004-2006 годах почти в два раза снизилось число тех, кто покупал дешевую водку. При этом значительно выросло число тех, кто потребляет премиальную водку, находящуюся в ценовом диапазоне 250-320 рублей за пол-литровую бутылку. Топ-5, по версии Ростеста, выглядит следующим образом: “Императорская коллекция”, Nemiroff Premium, “Русский бриллиант”, “Русский стандарт”, “Белое золото”.

Российский производитель водки “Синергия” продолжает скупать предприятия алкогольной отрасли. «РБК daily» стало известно, что 1 июня “Синергия” намеревается объявить о приобретении московской компании “Традиции качества”, главным активом которой является водочный бренд “Беленькая” и завод в подмосковном Краснознаменске. Участники рынка связывают эту покупку с желанием “Синергии” нарастить бизнес в преддверии скорого IPO. По их оценке, стоимость “Традиций качества” может составить около 40 млн.. долл.

Эксперты, опрошенные журналом «Business & Financial Markets», отмечают, что “Синергии”, чьи активы расположены на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале и в Поволжье, как раз недоставало завода в центре России, где спрос достаточно высок. Вадим Дробиз, начальник отдела информации Союза участников алкогольного рынка, оценивает потребление водки в ЦФО в 72 млрд.. руб. “Региональные марки холдинга развиты хорошо, теперь у него появился национальный бренд с хорошей историей”, – заявил шеф PR-отдела компании “Русский алкоголь” Александр Коровка. “Несмотря на то что “Беленькая” в последние годы теряла позиции на рынке, она укрепит портфель брендов “Синергии” и повысит капитализацию”, – считает гендиректор группы компаний ОСТ Александр Лазуто.

В центр внимания СМИ попал и российский «Исток», который получил награду международной организации Transparency International и Российско-Швейцарского бизнес-клуба за открытость бизнеса. «Ставка “Истока” на передовые европейские технологии и систематическую модернизацию существующего оборудования себя оправдала, – пишет «Московский комсомолец». – Компания имеет возможность вместе с наращиванием мощности стабильно сохранять качество продукции. Ну а присуждение награды в области прозрачности бизнеса не только укрепило репутацию “Истока” как делового партнера, но и лишний раз доказало, что это производитель высококачественной продукции, которая заслуженно пользуется доверием потребителя».

В отношении «Кристалла» СМИ ведут полемику: что станет со знаменитой «Путинкой», локомотивом московского завода, после президентских выборов. «Учитывая “этимологические” особенности “Путинки”, ее судьба после выборов 2008 года может оказаться под большим вопросом», – констатирует обозреватель журнала «Секрет фирмы» Влад Гринкевич. По мнению журналиста, «Кристалл» ждут нелегкие времена: «Уже сейчас на “Кристалле” простаивает чуть менее половины мощностей, а по пессимистическому сценарию (“Путинка” уходит вместе с Путиным) через год завод будет загружен в лучшем случае на треть».

Менеджмент «Кристалла», однако, смотрит в будущее с оптимизмом, активно продвигая новые бренды. На промоушн “Самокатной”, “Премиальной” и “Чистого кристалла” до конца года будет потрачено в общей сложности $9 млн.. Аналитики, тем не менее, считают, что с воплощением маркетинговых инициатив “Кристалл” явно опаздывает: он может просто не успеть создать “запасной аэродром” на случай падения продаж “Путинки”. “На раскрутку новой марки при грамотной маркетинговой стратегии уйдет примерно два года,- предупреждает гендиректор “ОСТ-алко” Алексей Ершов.

Однако хотя маркетинговые инновации “Кристалла” вызывают у экспертов неоднозначную реакцию, его репутация как производителя бесспорна. Не случайно и “Винэксим”, и “Кристалл-Лефортово”, и другие, менее крупные брендодержатели, сотрудничающие с “Кристаллом”, так или иначе, используют в рекламе своего продукта название завода и его фирменный логотип. Еще одним вариантом наращивания объемов производства “Кристалла” мог бы стать поиск новых заказчиков с сильными брендами, считает «Секрет фирмы».

«Газета» пишет о возможном переделе рынка производства спирта из-за новых правил утилизации отходов. Те предприятия, которые не смогут осилить установку утилизационного оборудования стоимостью $1-1,5 млн.., будут закрыты. “Окупить эти вложения смогут только заводы, производящие не менее 6 тысяч декалитров спирта в сутки”, – заявил «Газете» вице-президент Союза участников алкогольного рынка Леонид Попович. Таким образом, требование о наличии такого оборудования оказывается неподъемным для небольших частных заводов, производящих 3-4 тысячи декалитров спирта в сутки, резюмирует «Газета». Не исключено, что подобные вложения не смогут осилить и крупные предприятия: по официальной статистике, сегодня у большинства отечественных спиртзаводов загружено всего 30 процентов потенциальных мощностей. Аналитик алкогольного рынка Виктор Хмельницкий не исключает, что 1 января 2008 года в алкогольной отрасли произойдет очередная остановка производства.

Ухудшилось и положение дел пивоваров. На днях Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий распитие пива на улицах, в парках и скверах. «Время новостей» к инициативе депутатов относится скептично: «Опыт показывает, что жесткость российских законов, тем более такого, который нарушает привычку россиян откупорить бутылочку на бульваре, в парке или же после работы у станции метро, компенсируется необязательностью их исполнения. Тем более что и от милиционеров, которые будут следить за исполнением закона, тоже будет попахивать тем же напитком».

«Время новостей» напоминает, что после “доработки” первого антипивного закона два года назад говорили, что решающую роль сыграл лоббизм пивных компаний. Теперь, по мнению многих аналитиков, антипивная кампания возобновлена в преддверии выборов как популистская мера.

На пивные дивиденды нацелилось и ОАО «РЖД». Как сообщает «Гудок», железнодорожное агентство настаивает на том, чтобы продукция пивоваренной компании “Балтика”, требующая особых условий хранения, перевозилась по железным дорогам в специализированном подвижном составе.

Директор по логистике ПК “Балтика” Алексей Скатин заявил, что их крытые вагоны ничем не отличаются по техническим параметрам от вагонов “Рефсервиса” и прошли техническое согласование ВНИИАС. Кроме того, за пять лет перевозок ни одного прецедента по качеству продукции не было. Однако Роспотребнадзор и другие контролирующие госорганы в своих письменных требованиях в адрес РЖД настаивают на том, что пиво все-таки является продуктом, требующим особых условий хранения и перевозок, и приравнивается к скоропортящимся грузам. А ответственность за груз во время перевозки несет именно перевозчик, то есть ОАО “РЖД”.

На российском рынке минеральной воды утверждается «Русский Боржомъ», занявший нишу, которую освободил «Боржоми». Как сообщает «РБК daily», компании GG&MW/IDS не удалось запретить продажи воды “Нагутская-26” с этикеткой, напоминающей этикетку “Боржоми”. «Вода типа “Нагутская-26” относится к типу “Боржомский”, – заявил РБК daily гендиректор “Русского Боржома” Анатолий Чепурков. – Что же касается изобразительного элемента этикетки, там реальный объект – вход в парк культуры и отдыха в Кисловодске».

“Учитывая, что снятие с полок “Боржоми” сопровождалось громкой кампанией, любой потребитель, который покупал продукцию “Русского Боржома”, четко понимал, что это другая вода”, – говорит директор по маркетингу компании “Висма” Наталья Селезнева. По ее мнению, вряд ли продукция “Русского Боржома” будет столь же успешной, как у грузинской компании. Как показывают исследования компании “Бизнес Аналитика”, спрос на воду “Нагутская-26” значительно уступает позициям, которые были у грузинского “Боржоми”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ