Pepsi намерена стать лидером российского сокового рынка

0:00
0

В «Веде» серьезные кадровые перестановки: в начале марта холдинг покинула исполнительный директор алкогольного направления Жанна Булавчик. Как стало известно «Коммерсанту», Булавчик не сошлась во взглядах на развитие компании с основным владельцем холдинга Александром Маттом. “Он (Александр Матт) настаивает на выходе “Веды” в более маржинальные сегменты – вино и коньяк, а Жанна по-прежнему была сфокусирована на водке”,- признался «Коммерсанту» источник в холдинге, пожелавший остаться неизвестным.

Аналитик “Ренессанс Капитала” Виктор Дима считает стратегию Александра Мата грамотной: “Средняя маржа на производстве коньяка составляет 25 процентов, в то время как аналогичный показатель по водке – всего 15 процентов”. Тем не менее, как отмечает аналитик, компания замедлила темпы производства, поэтому “при негативном тренде выходить на новые рынки достаточно рискованно”. По данным Росстата, в 2007 году холдинг “Веда” произвел 6,3 млн. дал водки, впервые за много лет не попав в тройку крупнейших отраслевых производителей в России.

Участники рынка считают уход Жанны Булавчик серьезной потерей для “Веды”. “Жанна работала с самого основания “Веды”, невозможно представить компанию без нее”,- отметил один из бывших топ-менеджеров холдинга. Представитель водочной компании-конкурента характеризует госпожу Булавчик как “жесткого руководителя, контролирующего всю операционную деятельность водочного бизнеса “Веды””. По его словам, “звезда Булавчик” взошла при основателе “Веды” Кирилле Рагозине. С тех пор, как Рогозин погиб в 2005 году в результате несчастного случая, особо дружеских отношений с господином Маттом у Жанны Булавчик не сложилось.

В данный момент и.о. исполнительного директора «Веды» назначен Олег Кириллин, ранее занимавший должность директора по экспортным рынкам алкогольного направления холдинга.

СМИ продолжают обсуждать покупку “Лебедянского” компанией PepsiCo. 20 марта появилась официальная информация о сделке. Как сообщает «Коммерсантъ», PepsiCo и Pepsi Bottling Group покупают 75,53 процента “Лебедянского” за $1,357 млрд., то есть из расчета $88,02 за одну акцию. Покупатели приобретают акции у депутата Госдумы Николая Борцова (30 процентов), его сына Юрия Борцова, возглавляющего совет директоров “Лебедянского” (25,1 процента), членов совета директоров Ольги Белявцевой (18,4 процента) и Дмитрия Фадеева (2 процента), а также у менеджмента (0,3 процента). Акции будут распределены между PepsiCo и Pepsi Bottling Group в соотношении 75 к 25.

Гендиректор “Нидан Соки” Андрей Яновский высказал уверенность, что PepsiCo пытается стать лидером российского сокового рынка, что вряд ли допустит Coca-Cola. Аналитики рынка разделяют мнение Яновского. «Коммерсанту» стало известно, что Coca-Cola уже заказала одному из дистрибуторов ежемесячный мониторинг продаж соковых брендов “Вимм-Билль-Данна”. Источник, близкий к акционерам ВБД, уточнил, что в последние два месяца активизировались переговоры о продаже сокового бизнеса. “Coca-Cola из трех соковых заводов ВБД интересуется только предприятием в подмосковном Раменском и брендом J7, который не конкурирует ни с одной соковой маркой “Мултона”, – сообщил источник. Однако председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили заявил, что к нему “лично руководство Coca-Cola с такой темой не обращалось”. В Coca-Cola от комментариев отказались.

Как стало известно «РБК daily», в результате сделки Pepsi может перенести производство своего бренда Tropicana с завода компании “Нидан” на предприятия “Лебедянского”. Эту возможность не исключает президент PBG Russia Алексей Мехоношин. Гендиректор “Нидан Соки” Андрей Яновский, в свою очередь, заявил «РБК daily», что пока никаких уведомлений о предстоящем прекращении розлива от Pepsi не поступало.

По оценкам экспертов «Газеты», благодаря сделке доля рынка PepsiCo составит около 32-33 процентов. “Это достаточно рентабельный, растущий и перспективный бизнес”, – считает аналитик ИК “Финам” Владислав Кочетков. По его словам, глобальная стратегия Pepsi направлена на усиление своих позиций в сегменте соков. Согласна с ним и аналитик ФК “Открытие” Ирина Яроцкая, которая подчеркивает, что после сделки PepsiCo автоматически будет контролировать более трети рынка”.

«Ведомости» опубликовали интервью с главой европейского офиса PepsiCo Зейн Абдаллой. «Соки – это стратегически важный для нас бизнес, а Россия – стратегически важный рынок. Так что мы присматривались к российскому рынку соков достаточно пристально, в том числе и к “Лебедянскому”. Непосредственно о сделке мы размышляли около года. А затем “Лебедянский” во второй половине 2007 г. выставил на продажу соковый бизнес, и мы начали его оценку», – сообщил г-н Абдалла.

Подробности соглашения с акционерами “Лебедянского” топ-менеджер PepsiCo сообщать отказался. Вместе с тем он признался, что основатели холдинга намерены сконцентрироваться на производстве детского питания и воды.

Компания PepsiCo попала в поле внимания СМИ еще и в связи с покупкой новосибирского завода “Собол-Аква”. «РБК daily» подчеркивает, что PepsiCo делает первый шаг к укреплению позиций в уральском регионе, где довольно сильны позиции Coca-Cola Company. Новосибирский завод эксперты оценили в $8-10 млн. долл.

Гендиректор компании “Нидан Соки” Андрей Яновский отметил, что сделка вряд ли поможет компании увеличить долю в Сибири, однако позволит ей значительно сэкономить на логистике. Однако аналитик ИГ “КапиталЪ” Марина Самохвалова считает, что приобретение компании “Собол-Аква” позволит Pepsi увеличить присутствие в Сибирском регионе. По ее мнению, мощности “Собол-Аква” смогут практически полностью обеспечить потребность населения Сибирского региона в напитках Pepsi.

«Газета» сообщает о решении ФАС удовлетворить ходатайство компании Carlsberg о приобретении 50 процентов акций Baltic Beverage Holding. По итогам сделки группе Carlsberg и BBH будет принадлежать 35 процентов российского рынка пива. Поэтому во избежание злоупотребления доминирующим положением ФАС предписала Carlsberg информировать антимонопольное ведомство о планах по изменению сбытовой политики, а также не допускать ограничения реализации пива по территориальному принципу, ассортименту, объему. Кроме того, компания будет обязана информировать ФАС за два месяца о планируемом единовременном увеличении или уменьшении цены пива более чем на 10 процентов.

«Секрет фирмы» предлагает вниманию читателей обзор российского рынка энергетических напитков. Подчеркивается, что за последние несколько лет популярность энерготоников стремительно возросла. «Тонизирующие напитки вошли в широкие массы и даже тетечки с “перманентом” уже могут периодически покупать энергетик, поскольку знают, что он заряжает», – отмечает автор обзора Екатерина Трофимова.

По предварительным оценкам “Бизнес Аналитики”, в 2007 году объем продаж безалкогольных энергетических и спортивных напитков составил всего 1,8 млн. дал. Однако темпы роста впечатляют – 40 процентов в год. По оценке аналитика банка “Ренессанс капитал” Натальи Загвоздиной, рентабельность энергетиков по EBITDA как минимум вдвое превышает рентабельность газированных напитков. “Продукт потребляется людьми, которые на других продуктах питания не экономят и вообще не замечают, сколько это стоит”,- полагает Загвоздина.

Подчеркивается, что иностранные компании уверенно доминируют на рынке. Как отмечает Наталья Загвоздина, местные производители не оставляют надежд прорваться на этот рынок, потому что их завораживают темпы роста и они понимают, что там большая рентабельность: «Но пока никто не преуспел». «Российские производители энергетических напитков без боя сдали рынок международным игрокам и ждут, когда те перейдут к повышению рентабельности. А вдруг “аборигены” тогда получат шанс заработать на остатках», – резюмирует «СФ».

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ