Минеральные войны

0
10

Агентство «Бизнес Аналитика» подвело итоги продаж десяти крупнейших производителей водки за 2006 год. Как сообщают «Ведомости», на долю Top 10 водочных производителей пришлось 42,4 процента рынка в денежном выражении. За год больше всех выросли доли «Русского алкоголя» (на 2,8 процента до 6,1 процента) и «Союз-Виктана» (на 2,2 процента до 3,9 процента). В рейтинге «Бизнес Аналитики» компании заняли 2-е и 5-е места. Позиции пяти крупных компаний за год по версии «Бизнес Аналитики» почти не изменились: «Веда» по итогам 2006 года занимала 8,5 процента рынка, «Винэксим» — 4,4, ОСТ — 3,7, «Ливиз» — 3,5 и «Столичный трест» — 2,8 процента в денежном выражении.

Неудачниками года по версии «Бизнес Аналитики» оказались ТПГ «Кристалл» и РВВК: их продажи сократились с 3,7 до 2 процентов и с 3,8 до 2,6 процента соответственно. Сократилась также доля московского «Кристалла» (без учета «Путинки») — с 5,1 до 4,3 процента.

Нужно отметить, что «Русский алкоголь» почивать на лаврах не собирается. Однако сегодня одной из главных задач для укрепления позиций на рынке в холдинге считают защиту интеллектуальной собственности. Как стало известно «РБК daily», ООО «Главспирттрест» (входит в холдинг «Русский алкоголь») выиграло суд у московского дистрибьютора «Фаворит-Столица», который реализовывал водку «Правильная» производства ТПК «Никита». Суд признал, что эта водка сходна до степени смешения с самым продаваемым брендом «Русского алкоголя» — «Зеленая марка». Как говорят в «Русском алкоголе», на основе решения суда водка «Правильная» теперь будет изыматься сотрудниками органов внутренних дел из торговых предприятий по всей стране.

Пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров считает, что опыт «Русского алкоголя» может стать показательным примером для других отечественных производителей алкоголя. По мнению руководителя службы по связям с общественностью «Союз-Виктан» Сергея Комоцкого, то, что производители алкоголя все чаще стали вести борьбу за свои исключительные права на товарные знаки, является признаком цивилизованного рынка. «Думаю, что через пять-семь лет компания, которая будет до степени смешения эксплуатировать чужой бренд, заплатит миллионный штраф или вообще прекратит свое существование», — заявил Комоцкий.

«Ведомости» пишут о диверсификации бизнеса, которую проводит компания «Гросс». Сообщается, что компания приобрела завод «Волгоградский», на котором помимо водки разливаются коньяк и вино. После модернизации «Волгоградский» станет крупнейшим заводом группы мощностью 9,6 млн. дал в год.

Эксперты, опрошенные газетой «Ведомости», называют запуск производства водки в регионе рядовым событием, однако диверсификацию считают оправданной. «Региональные заводы приобретаются, чтобы на местах производить ординарные водки, а для оптимизации загрузки мощностей предприятия добавляются федеральные бренды», — отмечает гендиректор ростовской ГК «Регата» Алексей Колесников. По его словам, продукция «Гросса» заметна на рынке Южного федерального округа, но в Волгограде основная доля рынка ординарной водки приходится на Волгоградский ЛВЗ.

Участники рынка, к которым обратилась за разъяснениями газета «РБК daily», выход компании в новые сегменты связали с неблагоприятной конъюнктурой водочного рынка. По данным Росстата, производство водки в 2006 году сократилось на 9,6 процента в сравнении с 2005 годом, в то время как производство коньяка выросло на 41 процент, а натуральных вин — на 48. По словам директора по маркетингу РВВК Михаила Назаренко, для продвижения коньяка по цене до 250 руб. «Гроссу» удастся обойтись затратами только на листинг в торговые точки: «При растущем рынке и низкой цене потребители легко переходят с водки на коньяк». Гендиректор «ОСТ-Алко» Алексей Ершов также считает, что при наличии адекватных марок коньяки от «Заводов Гросс» будут пользоваться успехом за счет активного развития всего коньячного направления на рынке. По словам директора по маркетингу и продажам холдинга Gerrus Group Кирилла Бутко, перспективным может оказаться и винное направление. Для этого «Заводам Гросс» нужно будет грамотно позиционировать свои винные бренды и не жалеть денег на продвижение.

На рынке вина активизировались региональные игроки. «Уральские виноделы зальют нишу грузинских и молдавских» — так называется статья, опубликованная в газете «Коммерсантъ». Как стало известно «Коммерсанту», один из крупнейших алкогольных дистрибуторов в стране екатеринбургская «Омега спиритс» начала выпускать вино на мощностях Среднеуральского винного завода и летом планирует приобрести это предприятие.

По мнению директора по маркетингу ТД «Марко Поло» Ирины Каримовой, ниша вин нижнего ценового сегмента в провинциальных городах после алкогольного кризиса и запрета ввоза грузинских и молдавских вин свободна. Замдиректора «Сэкома» Дмитрий Троицкий сообщил, что его компания также рассматривает возможность приобретения производства в Краснодарском крае. По данным «Бизнес Аналитики», в январе-августе 2005 года доля российского вина на рынке составляла 29,9 процента в денежном выражении, а в аналогичный период 2006 года уже 40,7 процента, до запрета грузинские и молдавские вина занимали 44 процента российского рынка по стоимости. Впрочем, отмечает топ-менеджер одной из винных компаний, «Омега» может и не успеть воспользоваться отсутствием молдавского и грузинского вин на полках: «Когда летом опустели винные полки, российское вино продавалось влет до конца года, однако уже в январе ажиотаж спал, снизились и продажи российского вина, которое уступает по качеству испанскому, чилийскому и аргентинскому».

Между тем молдавское вино готовится к возвращению в Россию, однако эксперты предупреждают, что дешевым оно быть перестанет. «Молдавии никто не позволит везти сюда дешевое вино и создавать конкуренцию российским виноделам, чья продукция, кстати, уже успела подорожать», — заявил «Новым известиям» пресс-секретарь Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. Подчеркивается, что рост цен был вызван алкогольным кризисом, который во многом спровоцировал запрет на вина из Грузии и Молдавии. По прогнозам аналитиков, объем поставок молдавского вина по сравнению с докризисным 2005 годом сократится в 7-8 раз.

В центре внимания обозревателей пивоваренного рынка конкурентная борьба компаний «Балтика» и «Очаково» в сегменте непастеризованного пива. Как сообщают «Ведомости», «Балтика» начинает производство пива «Живое» под локальными брендами в Самаре, Хабаровске и Ростове-на-Дону.

Подчеркивается, что сегодня крупнейшим производителем непастеризованного пива является «Очаково». По данным «Бизнес-Аналитики», доля компании за 2006 год составила 5 процентов. Директор по маркетингу Алексей Фролов напоминает, что «Очаково» только недавно начала акцентировать внимание в своей рекламной кампании на том, что пиво не пастеризовано. Эта категория раньше была мало знакома потребителю, но сейчас спрос на непастеризованное пиво растет на волне интереса ко всему натуральному. Другой эксперт рынка, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что в сегменте непастеризованного пива продажи растут «десятками процентов» в год. Владислав Жемчужников из «Бизнес-Аналитики» отмечает, что долгое время нишу непастеризованного пива занимали мелкие локальные производители. С приходом в этот сегмент «Балтики» может продолжиться их вытеснение с рынка. Виктория Гранкина из «Тройки Диалог» констатирует, что спрос на локальные бренды «остается существенным», так что «Балтика» делает верный ход, запуская под ними новые сорта пива.

Укрепление позиций «Балтики» признают и аналитики «Альфа-банка», которые повысили оценку акций пивоваренной компании на 4 процента — до $55,4. Рекомендация покупать сохранена без изменения. Как пишет «Коммерсантъ», причиной повышения расчетной цены стали более высокие, чем ожидалось, темпы роста компании. Благодаря синергетическому эффекту от присоединения ряд пивоваренных компаний («Вена», «Пикра», «Ярпиво») при десятипроцентном росте объемов продаж в физическом выражении выручка компании выросла почти на 22 процента и достигла в 2006 году $2,29 млрд., что выше прогнозов аналитиков на 5 процентов. «Улучшения в операционной деятельности способствовали увеличению показателя EBITDA на 38 процентов, а чистой прибыли — на 44 процента», — отмечают аналитики.

Кроме того, рынок пива в России в 2006 году вырос почти на 10 процентов, что оказалось в два раза больше первоначальных прогнозов аналитиков. Это связано с проблемами на рынке алкоголя, в частности с запретом на импорт грузинских и молдавских вин, а также введением новой акцизной системы на алкогольную продукцию. «На этом фоне «Балтике» в очередной раз удалось достичь роста объемов реализации пива (10,6 процента), превышающего темпы роста всего рынка», — отмечают аналитики.

Главное событие рынка минеральных вод – суд вокруг марки «Боржоми». Как сообщает «РБК daily», московский арбитражный суд удовлетворил иск ООО «Воды Боржоми» (российское представительство грузинско-французского холдинга GG&MW/IDS) к ООО «Русский Боржомъ». Суд признал компанию нарушающей закон о товарных знаках и запретил «Русскому Боржому» торговать минеральной водой «Нагутская-26» с этикеткой, напоминающей этикетку «Боржоми».

Между тем Эстония и Латвия решили последовать примеру России. Как сообщает грузинский собкор «Известий», латвийская продовольственно-ветеринарная служба запретила реализацию более пяти тысяч бутылок воды, разлитой из скважины 38. В Таллинне под запрет попала вода из скважин 38 и 41. «Причины — типично «евросоюзовские», — пишут «Известия». — Во-первых, в воде обнаружено высокое содержание бария. В ЕС максимально допустимым уровнем считают один миллилитр на литр продукта, в латвийской и эстонской партиях на литр приходилось шесть миллилитров. Оказывается, этот металл при постоянном и длительном употреблении напитка может увеличить риск сердечно-сосудистых заболеваний. Вторую причину прибалты считают гораздо более серьезным нарушением. Оказывается, «Боржоми» именно из 38-й и 41-й скважин не входит в список природных минеральных вод, одобренный Еврокомиссией».

«Минеральные» войны развязала также Канада, запретив поставки воды из Армении. «Кленовый лист подхватил звездно-полосатую инициативу по ликвидации армянских минеральных вод на своем рынке, запретив к реализации «Арзни», а заодно и более известный «Джермук», забракованный несколькими днями ранее Агентством питания и медицинских препаратов США. Официальная версия введенного заокеанскими коллегами Геннадия Онищенко эмбарго — содержание в минералках мышьяка и аммиака», — сообщает «Независимая газета».

Обозреватель «НГ» не сомневается, что Канада решила последовать примеру России, которая в свое время признала неполиткорректной воду «Боржоми» и «Набеглави». «Эмбарго совпало с межгосударственным кризисом. Отношения Армении с Америкой и ориентирующейся на нее Канадой кризисными не назвать. Однако Вашингтон раздражен рядом обстоятельств», — отмечает корреспондент «Независимой газеты» Юрий Симонян. Вашингтон не может не раздражать неуступчивость Еревана в урегулировании карабахской проблемы, вследствие чего в регионе сохраняется угроза энергетическим планам Каспия. Кроме того, Америку не может не озадачивать нарастающее сотрудничество Еревана с Тегераном. Кроме того, США заинтересованы в большей лояльности Армении для реализации своих проектов на Южном Кавказе. «Итак, закрытие американского и канадского рынков для армянских минералок может оказаться предупредительным щелчком», — резюмирует «НГ».

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ