Горегляд против

0:00
0

В конце января Счетная палата обнародовала результаты проверки ЕГАИС. По мнению аудиторов, система контроля за алкогольной продукцией так и не начала действовать. В ходе проверки были выявлены множественные недоработки программного обеспечения и низкие темпы подключения к системе участников рынка. С резкой критикой системы учета алкогольной продукции выступил аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд. “Новый противник ЕГАИС” – так называется статья, опубликованная в “Новой газете”.

По данным СП, за девять месяцев 2006 года объем отгрузки алкогольной продукции снизился по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 13 процентов до 75,8 млн. дал. Разумеется, это сказалось на собираемости акцизов: их поступления снизились за этот период на 1,3 млрд. руб. – до 36,7 млрд. руб. Участники алкогольного рынка напоминают, что давно предупреждали о неработоспособности ЕГАИС. “Неразбериха и непонимание механизма работы отрасли в многочисленных федеральных ведомствах, призванных следить за производителями и оборотом, приводят к финансовым последствиям”, – говорит гендиректор компании “Ладога” Вениамин Грабар.

На заседании коллегии палаты аудиторы решили направить в правительство, Минфин и ФНС письма, в которых предложили ужесточить уголовную ответственность за нарушение закона “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, ввести единую ставку акциза и перенести акциз с алкогольной продукции на спирт с уплатой его спиртовыми заводами.

ФНС не против переноса акциза на спирт, но настаивает на том, что платить его должны ликероводочные заводы перед тем, как получить определенный объем спирта. Налоговики считают, что таким образом исключается возможность появления нелегального спирта на ЛВЗ. Эту схему поддерживают в Союзе производителей алкогольной продукции, объединяющем крупнейшие ЛВЗ страны.

По данным источника “РБК daily”, ФНС фактически выступает за снижение акциза до 100 руб. за литр безводного спирта. Участники рынка, опрошенные газетой, поддерживают инициативы Счетной палаты. “Снижение ставки акциза до 100 руб. позволит снизить розничную цену на бутылку водки в эконом-сегменте до 45-50 руб., что позволит этой продукции конкурировать с суррогатами”, – полагает PR-директор холдинга “Синергия” Андрей Малафеев. С этим соглашаются и в Союзе производителей алкогольной продукции: “Снижение ставки не приведет к снижению собираемости акцизов, сегодня же механическое повышение ставки приводит только к сокращению легального рынка”. По словам гендиректора группы компаний “ОСТ” Александра Лазуто, перенос акциза на спирт даст возможность государству жестче контролировать отрасль, не прибегая к таким радикальным мерам, как введение госмонополии.

Между тем “Профиль”, представляя обзор алкогольного рынка России, констатирует, что алкогольный кризис, как ни странно, не изменил расстановку сил на рынке: “Слабоалкогольных напитков в нашей стране по-прежнему пьют гораздо меньше, чем в других странах, и даже гораздо меньше, чем в СССР”.

По оценке аналитиков, особенно удачным минувший год оказался для пивоваров: в дополнение к преданным любителям пива на пенный напиток переключились потребители вина, уставшие от перебоев с поставками и пустых полок в винных магазинах. Как отмечают производители водки, рентабельность в их отрасли меньше 10 процентов, в то время как в пивоваренной – более 30 процентов: неудивительно, что производство и потребление пива в России растет с каждым годом.

Все участники рынка признают, что пивное лобби в стране чрезвычайно сильно. “Это мощные компании, которые сумели консолидироваться во всем мире. Им не составило труда за семь-восемь лет завоевать и российский пивной рынок”, – говорит независимый эксперт Александр Сиваков. Именно мощным пивным лобби аналитики объясняют крайне низкие ставки акциза для пива. Впрочем, ни один из опрошенных “Профилем” участников алкогольного рынка не стал напрямую обвинять в своих бедах пивное лобби. “Мне кажется, это не целенаправленная акция производителей пива, а недостаточно продуманная политика государства”, – говорит президент Национальной ассоциации слабого алкоголя Ольга Курбатова.

Самые большие потери минувший год принес винному рынку. И дело не только в злополучном законе о госрегулировании: в дело вмешалась большая политика. В том, что именно политическими мотивами обусловлен мартовский запрет Роспотребнадзора ввозить в Россию вина и виноматериалы грузинского и молдавского производства, никто не сомневается. Однако за период кризиса пятерка лидирующих компаний-производителей практически не изменилась. При этом все они заметно нарастили свои доли рынка. Исключение составляет “Дионис клуб”: по предварительным данным за 10 месяцев 2006 года, его доля снизилась с 6,7 процентов до 3,4 процентов. Причина проста – продукция завода производится на заводах в Грузии и Молдавии. А один из крупнейших импортеров – компания “Винный мир” – была вынуждена перепрофилировать свой бизнес: ведь до 80 процентов продукции в ее портфеле – молдавские вина.

В центре внимания СМИ решение холдинга “Русский алкоголь” провести рестайлинг своего ключевого брэнда “Зеленая марка”. Как сообщает “Секрет фирмы”, бутылки с фирменной водкой будут закупориваться не сургучными пробками, а более современными пластиковыми. Их раскрасят под серый твид, а сбоку будет надпись “Grey Cap – Серая кепка”, что должно намекать на популярный в 1950-е годы головной убор. Изменятся также дизайн этикетки и форма бутылки. По словам коммерческого директора “Русского алкоголя” Вадима Касьянова, цель модернизации – “превратить брэнд из ностальгического в классический”. В 2007 году на продвижение “Зеленой марки” планируется направить $12 млн.

Но главной новостью стало следующее: в рамках рестайлинга “Зеленой марки” лидер водочного рынка собирается начать выпуск модной одежды. Модельер Андрей Шаров уже разработал линию для мужчин, а к марту планируется выпустить модели и для женщин. На первом этапе в фирменную униформу облачатся сотрудники “Русского алкоголя”, телогрейки будут использоваться также в качестве промоподарков. Однако затем, по словам Касьянова, одежда Green Mark может оказаться в продаже и в бутиках, хотя конкретных договоренностей пока нет. “Мы не собираемся диверсифицировать бизнес и становиться производителями одежды, – уточняет Вадим Касьянов.- Это пиар-ход, призванный поднять статус марки. К тому же нам просто нравятся эти телогрейки”.

Инициативе “Русского алкоголя” посвящена также публикация в “Компании” “Телогрейки с запахом водки”. Эксперты, привлеченные деловым журналом, скептически оценивают перспективы одежного проекта как самостоятельного направления бизнеса водочного производителя. “Многие алкогольные и табачные компании продают фирменную одежду. Однако это делается в основном в целях поддержки главного бренда. Сделать одежные проекты прибыльными пока никому не удавалось”, – утверждает директор консалтинговых проектов Fashion Consulting Group Андрей Бурматиков. По мнению аналитиков, “Русский алкоголь”, как и другие участники рынка, таким образом пытается обойти запрет на рекламу водки.

Большой резонанс вызвала покупка иркутского ЛВЗ “Байкальский кедр” группой “Алкогольные заводы Гросс”. “Завод прошел в прошлом году процедуру банкротства, мы купили основные производственные мощности на торгах Российского фонда федерального имущества в декабре 2005 года. Предприятие заинтересовало нас географической расположенностью, и это приобретение позволит нам более эффективно работать на рынке Сибири”, – так объяснил решение компании исполнительный директор Алексей Мигаленя.

Аналитики политику холдинга “Гросс” считают верной. “Сибирь – это огромный рынок с большой территорией, потребление там одно из лучших в стране. Покупка производственных активов там разумна с точки зрения сокращения издержек на логистику, ведь длинные расстояния добавляют к стоимости бутылки лишние 2-3 руб.”, – рассуждает коммерческий директор “Русского алкоголя” Вадим Касьянов. С ним соглашается пресс-секретарь “Синергии” Андрей Малафеев: “Сибирь – вторая по населенности часть России после Центрального региона, а климатические условия стимулируют употребление там крепкого алкоголя”. Касьянов прогнозирует и дальнейшую консолидацию водочного рынка. “После алкогольного кризиса 2006 года, который привел к банкротству ряда небольших предприятий, федеральные компании могут начать скупать их”, – не исключает он.

Главной тенденцией винного рынка является усиление давления на поставщиков дешевых импортных вин. В распоряжении газеты “Время новостей” оказалось письмо Федеральной таможенной службы, в котором предлагается обложить спиртовым акцизом все импортные полусладкие и полусухие вина, признавая их “ненатуральными”. “По сути, предпринята вполне сознательная попытка вызвать новый алкогольный кризис, – резюмирует обозреватель газеты Ирина Склярова. – Чего в этой акции больше – лоббистских игр или желания собрать дополнительные акцизы, сказать затруднительно. Непонятно, как будут существовать одновременно два акциза на аналогичное вино импортного (15,8 руб. с бутылки) и отечественного (около 2 руб.) производства”.

Результаты довольно неуклюжей раздачи преференций отечественным производителям весьма скоро ощутит на себе потребитель. Новации таможенников не только приведут к увеличению на 20 руб. розничной цены вина, но и создадут социальные проблемы, уверен эксперт алкогольного рынка Александр Сиваков: “Когда российских производителей наделяют преимуществами, а небогатого потребителя лишают доступного импортного вина, в выигрыше окажется только рынок пива”.

Главным ньюсмейкером сокового рынка стала компания “Лебедянский”, которая объявила о намерении в течение двух ближайших лет инвестировать в свое развитие $200 млн. Как пишет “Бизнес”, компания планирует на 20 процентов увеличить продажи соков, в то время как рынок, по прогнозам экспертов, будет развиваться более медленными темпами. По оценкам “Тройки Диалог”, рынок в новом году будет расти на 10-15 процентов. Известно также, что компания собирается увеличить объем продаж на 32 процента и довести выручку до $1 млрд. В компании намерены достичь этих планов за счет органического роста. По словам Александра Костикова, директора по связям с общественностью и инвесторами “Лебедянского”, компании интересны города-миллионники, где присутствуют серьезные розничные сети. Кроме того, в течение двух ближайших лет компания инвестирует около $50 млн. в строительство завода в Новосибирске и еще $150 млн. направит на расширение уже существующих производственных мощностей и логистику – строительство складов.

Участники сокового рынка, опрошенные корреспондентом “РБК daily” Олегом Трутневым, называют сумму инвестиций конкурента “существенной”. “Такие инвестиции не делаются просто так, – заявил гендиректор компании “Нидан Соки” Андрей Яновский. – Если раньше “Лебедянский” собирался не наращивать, а сохранять рыночную долю, то теперь, очевидно, решил ее увеличить”. По мнению начальника отдела фундаментального анализа БД “Открытие” Натальи Мильчаковой, у “Лебедянского” действительно будут шансы увеличить долю рынка на 1-2 процента до 2010 года: “Это произойдет как за счет строительства завода, так и за счет присоединения новых небольших производителей”.

Впрочем, отмечают аналитики, конкуренты “Лебедянского” тоже не сидят сложа руки. Так, компания “Вимм-Билль-Данн” объявила о планах выпустить евробонды на сумму 100-150 млн. долл., собираясь направить вырученные средства на приобретение новых активов и модернизацию существующих предприятий. “Нидан”, в свою очередь, недавно заявил о намерении в 2007 году вывести на биржу до 49 процентов акций компании, что, по мнению аналитиков, позволит ему привлечь 400-450 млн. долл. на развитие.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ