Реформируем реформу

0:00
0

Правительство готовит новую реформу алкогольного рынка, которая позволит справиться с результатами предыдущей реформы. Как стало известно “Газете”, Минфин предлагает изменить порядок взимания акцизов, ввести минимальные розничные цены на алкогольную продукцию, а также ужесточить уголовную и административную ответственность за нелегальный оборот алкоголя.

Большинство участников нововведения приветствуют. “Установление минимальной розничной цены на водку автоматически оставит за бортом всех нелегалов, потому что при таких правилах паленую продукцию будет очень легко вычислить”, – заявил “Газете” пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в РФ Александр Романов полагает, что единая ставка исключит возможность так называемого эмоционального лоббирования, когда для вина ставка акциза назначается ниже, чем для слабоалкогольных коктейлей.

Кроме того, в Минфине подчеркивают, что совершенствование государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта не может быть сконцентрировано только на развитии ЕГАИС. Предпринимателей позиция Минфина обнадеживает. “Признание того, что ЕГАИС – не панацея, – первый шаг к тому, чтобы ее отменить вообще”, – поделился с “Газетой” один из участников рынка.

“РБК daily” не делает таких далеко идущих выводов, но тоже признает, что и Минфин четко обозначил ситуацию: одна лишь уголовная ответственность за работу вне ЕГАИС проблему нелегального алкоголя не решит. В свою очередь, жертвы ЕГАИС предлагают привлекать к уголовной ответственности прежде всего создателей злополучной системы. “Если ЕГАИС не работает, то надо наказывать в уголовном порядке ее разработчиков или тех, кто ее устанавливает или обслуживает, – отмечает директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов. – На паритетных началах это будет справедливо”.

Тем временем Национальная алкогольная ассоциация подвела печальные итоги работы отрасли за три квартала этого года. По данным НАА, за первые девять месяцев 2006 г. в России произведено 34,4 млн. дал спирта, что на 29,2 процента меньше показателей за аналогичный период прошлого года. За последние два месяца стоимость спирта выросла на 20-30 процентов до 490-510 руб. за 1 дал.

“Этот год надолго запомнится производителям крепкого алкоголя, – констатирует обозреватель газеты “Ведомости” Василий Дмитриев. – Зимой ликероводочные заводы простаивали из-за отсутствия акцизных марок нового образца, летом не работала Единая государственная автоматизированная информационная система. Теперь перед производителями возникла новая проблема: растут цены на спирт”.

Эксперты называют две причины, которые привели к росту цен, – удорожание зерна и сокращение количества спиртзаводов. По новым правила, уставной капитал производителя спирта не должен быть меньше 10 млн. руб. По словам Дмитрия Доброва, это условие не смогли выполнить порядка 40 процентов компаний, в результате количество заводов сократилось до 110.

По оценке экспертов, из-за подорожания сырья больше всего пострадают компании, работающие в нижнем ценовом сегменте. “Основные объемы потребления водки приходятся на массовый сегмент, рост цены на несколько рублей может заставить людей перейти на потребление серой водки”, – говорит вице-президент по маркетингу “Русского алкоголя” Вадим Касьянов. “Увеличение цены на 5 руб. приведет к переделу рыночных долей даже у сильных марок”, – говорит пресс-секретарь “Синергии” Андрей Малафеев.

Импортный алкоголь по-прежнему остаются заложниками акцизной реформы. Согласно постановлению правительства, клеить новые марки на продукцию должны только сами импортеры. Однако большая часть продукции была завезена в России еще в прошлом году и была уже продана оптовикам и дистрибьюторам. Александр Романов считает сложившуюся ситуацию парадоксальной. “Каким образом мы – импортеры – должны забирать ее у оптовиков, переклеивать марки, а потом возвращать обратно, совершенно непонятно”, – заявил эксперт газете “Ведомости”. Только две компании, входящие в Ассоциацию европейского бизнеса оценивают свой ущерб в $20 млн. Для выхода из кризиса Ассоциация просит правительство продлить разрешенный срок перемаркировки продукции, а также разрешить переоклейку продукции как импортерам, так и оптовикам.

Неизменное внимание привлечено к захватывающему блокбастеру с Геннадием Онищенко в главной роли. Теперь в поле внимания “Роспотребнадзора” украинские водочники. Как отмечает “Коммерсантъ”, с 11 октября территориальные управления Роспотребнадзора перестали выдавать гигиенические сертификаты на ввоз в Россию всей алкогольной продукции с Украины. Участники как российского, так и украинского рынка алкоголя обратили внимание, что Роспотребнадзор не уточнил, каких видов алкогольной продукции коснутся проверки. “Не может не настораживать тот факт, что в своем сообщении Роспотребнадзор не конкретизировал, идет ли речь только о вине или проверки коснутся всего алкоголя, ввозимого с Украины”, – говорит председатель правления Одесского коньячного завода Роберт Гулиев. Беспокойство участников рынка объясняется тем, что крепких спиртных напитков – водки – с Украины поставляется гораздо больше, чем вин.

Из трех украинских производителей крепкого алкоголя от действий “Роспотребнадзора” сильнее всего может пострадать компания Nemiroff: она экспортирует в Россию более половины всей продукции, при этом не располагая собственными производственными мощностями на российской территории. “Союз-Виктан”, который запустил производство в России, также не сможет полностью заместить украинский экспорт: завод компании в подмосковной Рузе пока работает не в полную силу, а завод в Лыткарине пока не запущен.

“Известия” полагают, что руками главного санитарного врача правительство проводит протекционистскую политику по защите интересов отечественных производителей. Известно, что не в меру активные украинские производители доставляют немало неприятностей своим российским конкурентам. Однако сами “водочники” не беспокоятся. “Водки подобные меры не должны коснуться, тем более нашей”, – говорит представитель компании “Немирофф” Наталья Коновалова. “Роспотребнадзор заботится о потребителях и о качестве продукции, представленной на российском рынке”, – вторит один из руководителей ликероводочного завода “Хортица” Геннадий Васюков. По словам производителей, украинская водка так хороша, что проблем у нее быть просто не может. “Согласится ли с этим Геннадий Онищенко – пока вопрос”, – осторожно замечает обозреватель “Известий” Галина Паперная.

“Новые известия” в действиях Роспотребнадзора видят более глубокую политическую подоплеку. Недавно между Россией и Украиной обострились отношения по газовой проблеме. Стало известно, что “Укртрансгаз” договаривается с “Белтрансгазом” о проведении единой политики по проведению тарифных споров. “”Обиженные” Минск и Киев вполне могут договориться дружить против Москвы. И если их переговоры завершатся успешно, свобода действий “Газпрома” будет сильно ограничена. В этой ситуации несимметричный водочный ответ отечественных чиновников выглядит вполне логичным”, – резюмирует обозреватель “Известий” Роман Доброхотов.

В поле внимания СМИ также ситуация вокруг петербургского завода “Ливиз”. Как отмечает “РБК daily”, “Русский стандарт” в связи с запуском собственного завода в ближайшее время уйдет с петербургских мощностей “Ливиза”. В то же время компания “Дейрос”, возможно, уже с января 2007 года начнет производить на мощностях петербургского завода “Ливиз” два собственных субпремиальных водочных бренда. По оценке экспертов, запуск подобного проекта обойдется “Дейрос” в 5 млн. долл. Оба водочных бренда будут продаваться в субпремиальном ценовом сегменте – примерная их цена в рознице составит 180-220 руб.

“РБК daily” также пишет о планах компании “Синергия” провести в 2007 году IPO в России. До конца этого года “Синергия” собирается занять на Западе, выпустив CLN. По словам председателя правления “Синергии” Александра Мечетина, данное заимствование позволит компании привлечь 50-100 млн. долл. от иностранных инвесторов.

Газета напоминает, что недавно “Росспиртпром” направил письма в прокуратуру, в которых высказал претензии к тому, что без его согласия поручителями облигационного займа “Синергии” на 1 млрд. руб. выступили два ликероводочных завода, миноритарным акционером которых является ФГУП, а мажоритарным – “Синергия”. Президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко отмечает, что в конфликтной ситуации никто в “Синергию” деньги вкладывать не будет, тем более, иностранные инвесторы. “Я бы поверил в 50-100 млн. долл., если бы это сказал Рустам Тарико, у которого есть известный бренд, хорошая дистрибуция и доходность. А “Синергия” с ее местными рынками мало кому интересна”, – заявил г-н Зивенко. По мнению эксперта, “Синергии” удастся привлечь не больше 10 млн. долл. Впрочем, исполнительный директор “Группы предприятий “ОСТ” Павел Щербинин уверен, что конфликт в любом случае тем или иным образом разрешится: “Если это произойдет до CLN и IPO, то “Синергии” не стоит опасаться отсутствия интереса со стороны инвесторов”.

Между тем, по сведениям РБК daily, результатом одной из встреч “Синергии” с “Росспиртпромом” стала договоренность о том, что для разрешения конфликта “Синергия” выплатит ФГУП дивиденды в размере 10 процентов от чистой прибыли двух ликероводочных заводов, в которых обе стороны владеют пакетами акций. Кроме того, “Синергия” заключила договор, по которому “Росспиртпром” будет основным поставщиком спирта для предприятий компании.

Что касается пивоваров, то они получили хорошие дивиденды от алкогольного кризиса. Как сообщает “Бизнес”, продажи пива за девять месяцев выросли на 8,6 процента. “Пиво стало альтернативой отсутствующему на полках алкоголю”, – констатирует коммерческий директор российского офиса компании SABMiller Игорь Тихонов. Менеджер Sun Interbrew отмечает, что большая часть роста пришлась на потребителей вина, которые не могли найти его в магазинах.

По оценке Тихонова, у пивного рынка 30-процентный потенциал роста: “Россия сейчас отстает от стран Восточной Европы по потреблению на 25-30 процентов: в Польше и Венгрии этот показатель составляет 80 л на душу населения в год, а в России не превышает 60”. По прогнозам эксперта, Россия догонит страны Восточной Европы по потреблению пива в течение ближайших пяти лет.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ