Украина с букетом Молдавии

0:00
0

Очередной жертвой российской алкополитики, похоже, станут украинские виноделы, застуканные за использованием молдавских виноматериалов. Как пишут “Новые известия”, вниманием Роспотребнадзора завладела некая фирма “Одиссея”, заключившая контракт с винзаводом села Староказачье Одесской области.

В Союзе участников алкогольного рынка отмечают, что украинские вина за исключением крымских не отличаются высоким качеством, но их доля на российском рынке мизерна, потому и внимание они не привлекали. По словам экспертов, схожие претензии можно предъявить и к болгарским напиткам, но этого никто не делает, потому что речь идет не о вине как таковом, а о содержании в нем молдавских виноматериалов.

Специалисты уверяют, что путем химического анализа установить точное происхождение этих материалов невозможно, но прикрыть поставки с Украины, чтобы исключить молдавский след – вполне.

Однако больше всего внимания Роспотребнадзора по-прежнему достается Грузии. Расправившись с винами, г-н Онищенко принялся за соки.

“В собственном соку”, – так озаглавлена статья обозревателя “Новых известий” Дмитрия Мигунова, в которой сказано, что проверка соков предпринята с целью решить вопрос “об их легальности на российском рынке”.

Эксперты, опрошенные газетой, убеждены, что подобные проверки к санитарным проблемам не имеют никакого отношения. Более того, жертвами действий ведомства Онищенко могут стать именно отечественные компании. В России найти соки из Грузии довольно сложно, а вот российские соки составляют значительную часть грузинского плодоовощного импорта. Если грузинская сторона пойдет на аналогичные меры в отношении наших поставщиков, то пострадают российские предприниматели.

“Новые известия”, однако, не перестают надеяться, что отольются кошке мышкины слезки. Обозреватель газеты Роман Доброхотов в статье “Дело санврачей” сообщает, что Роспотребнадзор, увлекшийся войнушкой с Грузией и Молдавией, может быть признан виновным в массовом отравлении россиян суррогатом.

Как стало известно, Свердловская областная прокуратура начала проверку деятельности регионального управления Роспотребнадзора по фактам массового алкогольного отравления в Ирбите и Каменске-Уральском. Подчеркивается, что это уже не первый случай претензий правоохранителей к ведомству Онищенко. В августе сотрудники территориальных управлений Роспотребнадзора были признаны виновными во множестве нарушений в сфере потребительского рынка, выявленных во время прокурорской проверки.

Впрочем Доброхотов не особенно уверен, что главу Роспотребнадзора привлекут к ответственности: “Судя по тому, что контрафактный алкоголь продолжает в массовом порядке убивать россиян, Геннадий Онищенко к рекомендациям Генпрокуратуры отнесся, видимо, без должного рвения. Скорее всего, оно понадобилось ему для других важных дел”.

Вместо Роспотребнадзора с отравлениями суррогатом борется “Единая Россия”, которая внесла в Госдуму законопроект о принудительной денатурации спирта. Как отмечает “Коммерсантъ”, документ обязывает производителей метилового и изопропилового спирта, на основе которого делаются суррогаты, денатурировать свою продукцию, добавляя в нее, к примеру, бензин. Это должно положить конец употреблению средств для мытья стекол, а заодно принесет до 5 млрд. руб. прибыли производителям крепкого алкоголя.

Главными ньюсмейкером водочного рынка на этой неделе стал “Союз-Виктан”, объявивший о намерении удвоить свою долю на алкогольном рынке России. Наряду с введением в эксплуатацию в будущем году второго завода в подмосковном Лыткарино, компания собирается запустить в производство ряд локальных брэндов на региональных предприятиях по всей России. При этом “Союз-Виктан”, выпускающий преимущественно премиальную водку, теперь намерен присутствовать во всех ценовых сегментах.

Об этом на пресс-конференции в РБК говорил национальный директор “Союз-Виктан Россия” Константин Попов. Участников рынка, опрошенных корреспондентом РБК daily Олегом Трутневым, подобное заявление “Союз-Виктана” не удивляет, т.к. премиальный сегмент практически не растет. “Изначально было понятно, что “Союз-Виктан”, имеющий целых два завода в России, не обойдется без эконом-сегмента, – заявил один из экспертов рынка. – Занимаясь только премиальным сегментом, компания рано или поздно оказалась бы в тупике. Нужны брэнды более дешевые”.

С этим согласна пресс-секретарь группы “ОСТ” Татьяна Лукьянова: “Удовлетворить спрос на любой вкус – конечно, мечта любого производителя”. Однако, по ее словам, если речь идет о розливе одного и того же брэнда, но на разных предприятиях и в разных регионах, в конечном счете это может его убить. “Рынок видел пример заката сильных брэндов, который как раз произошел по аналогичным причинам, – вспоминает Лукьянова. – Это и “Столичная”, которую где только не лили, и “Гжелка”. Я уже не говорю о локальных брэндах более мелкого масштаба”.

В компании Nemiroff заявили о намерении определиться с площадкой для строительства завода в России к концу этого года. Как сообщает РБК daily, еще в мае Nemiroff сообщил о планах построить в России завод по выпуску алкогольной продукции в 2007 году, вложив 30-35 млн. долларов. Сейчас же в компании более осторожны в прогнозировании сроков строительства и размеров предполагаемого завода. “У нас есть на выбор несколько площадок, по каждой из которых идут переговоры”, – сообщил председатель совета директоров Nemiroff Александр Глусь. Точное расположение площадок в компании называть не стали.

В то же время РБК daily обращает внимание, что некоторое время назад на сайте Союза участников алкогольного рынка (СУАР) появилось объявление, в котором сообщалось, что некая организация желает инвестировать средства в покупку готового ликероводочного производства мощностью от 250 тыс. дал в месяц или покупку земельного участка площадью не менее 8 гектаров под строительство нового завода. Условием инвестора было то, чтобы завод или площадка находились в Центральном регионе России (предпочтительно в Москве и Московской области).

В Nemiroff отрицают, что это объявление имеет отношение к компании. “Мы таким образом не работаем”, – заявили в компании. Президент СУАР Осман Парагульнов также говорит, что к нему обращался не Nemiroff. При этом автора сообщения Парагульнов называть отказался, так как “эта компания просила ее не называть”.

Некоторые из аналитиков РБК daily считают, что для Nemiroff нет большой необходимости строить собственный завод в России: компания и так неплохо себя здесь чувствует, имея 20 процентов российского импорта крепкого алкоголя в абсолютном выражении. Кроме того, на рынке уже давно бытует мнение, что “Союз-Виктан” и Nemiroff, делая водку в России, рискуют повредить своему брэнду тем, что перестанут позиционироваться только как украинский производитель.

В центре внимания аналитиков пивоваренного рынка тяжба между компаниями InBev и “Красный Восток”. Как отмечают “Ведомости”, вместе с покупкой “Красного Востока” в начале 2006 года компания Efes приобрела судебное разбирательство с бельгийским InBev. По мнению бельгийцев, товарный знак “Красный Восток” схож до степени смешения со Stella Artois.

Летом Efes представил обновленный “Красный Восток”. “Новый владелец брэнда доработал рецептуру напитка, изменил его вкус, аромат и внешнее оформление упаковки”, – говорится в пресс-релизе компании.

“Не секрет, что продажи “Красного Востока” в последнее время сокращались. Но марка известная, имеет богатую историю, поэтому мы активизировали работу по ее развитию”, – говорит PR-менеджер “Пивоварня Москва-Эфес” Кирилл Устинов.

Однако теперь стало известно, что сокращение рыночной доли было не единственной причиной перезапуска “Красного Востока”. Как передает “Интерфакс”, арбитражный суд Москвы в феврале 2007 года рассмотрит претензии InBev к Роспатенту в связи с регистрацией товарного знака “Красный Восток”. По словам неназванного источника в суде, которого цитирует информационное агентство, в начале 2000-х гг. “Красный Восток” внес изменения в товарный знак, что сделало марку схожей до степени смешения с брэндом Stella Artois.

Юрист Сергей Зуйков, известный спорами за брэнды крупных мировых компаний, считает, что “Efes, как правопреемник “Красного Востока”, отвечает за деятельность предшественника”. “Но теперь запретить варить пиво под этой маркой вряд ли удастся – после ребрэндинга она не похожа на Stella Artois. Максимум InBev может рассчитывать на штраф”, – говорит юрист. “Если рестайлинг, который произошел летом, был зафиксирован в товарном знаке в Роспатенте, то шансов у InBev немного, – соглашается адвокат Яков Мастинский, представляющий интересы ТПГ “Кристалл” в споре с “Ливизом” за товарный знак “Гжелка”. – Но если изменения до сих пор не внесены в документы Роспатента, то бельгийская компания может побороться”.

“Вимм-Билль-Данн” попал в поле зрения СМИ в связи со скандалом вокруг “ТК Логинг”. По сведениям “Газеты”, сотрудники департамента экономической безопасности МВД России обнаружили в складских помещениях этой компании минеральную воду и пиво известных брэндов – “Вимм-Билль-Данн”, “Святой источник”, “Очаково” – с истекшими сроками годности и измененными датами реализации. При этом ряд информационных агентств распространил заявление, что “ТК Логинг” является официальным дистрибутором “Вимм-Билль-Данн”.

Пресс-служба “Вимм-Билль-Данн” не замедлила выпустить заявление, в котором говорится, что лидер сокового рынка отказался от услуг “ТК Логинг” более двух лет назад. Директор по продажам “Очаково” Владимир Кочетов так же отметил, что компания несколько лет назад пыталось установить c “ТК Логинг” договорные отношения, однако после переговоров и пробных шагов выяснилось, что “Логинг” не отвечает принципам прозрачности и открытости.

В то же время директор Института питания Российской академии медицинских наук Виктор Тутельян заявил, что в России не существует стандартов сроков годности напитков, сроки реализации продукции устанавливают сами производители: “Установить для всех одни стандарты практически невозможно, поскольку сроки годности напитков зависят от состава, технологий изготовления, условий хранения, а они у всех разные. К примеру, в стеклянной таре напитки хранятся на порядок дольше, чем в пластиковой”. По словам г-на Тутельяна, установленные производителями сроки годности проверяются органами Роспотребнадзора. Для этого ведомство Геннадия Онищенко проводит свои экспертизы. “Без проверки Роспотребнадзора продукт не может попасть на прилавки”, – утверждает директор Института питания.

Так что, пейте на здоровье, дорогие россияне. Большой Брат позаботился о вас.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ