Опаленные суррогатом

0:00
0

В начале сентября прокатилась волна массовых отравлений суррогатным алкоголем. Острее всего эта проблема стоит перед администрацией Белгородской области. В списке “рекордсменов” также Воронежская, Тверская и Ростовская области, Татарстан и Санкт-Петербург. Корреспонденты “Российской газеты” решили провести журналистское расследование, чтобы ответить на вопрос: кто и зачем травит россиян? Статья саркастично озаглавлена “Упит под Ржевом”.

В ней подчеркивается, что правоохранительные органы стараются представить факты отравлений закономерной случайностью, упирая на то, что пострадавшие относятся к маргинальным слоям населения. Однако “Российская газета” в происходящем усматривает тенденцию: из-за алкогольного кризиса опустели полки магазинов, и россиянам пришлось покупать дефицитное “горячительное” из-под полы. К началу сентября стали очевидными последствия, о которых эксперты предупреждали задолго до кризиса.

Вадим Дробиз, возглавляющий департамент информации Союза участников алкогольного рынка, считает, что уровень доходов большинства населения не позволяет покупать подорожавшее легальное спиртное. “Сейчас таких граждан больше половины – они готовы платить за бутылку лишь 20-30 рублей. А в эту цену сейчас укладывается только продукция подпольных дельцов, для которых кризис стал истинным праздником”.

По данным правоохранительных органов, за последние месяцы уровень самогоноварения в некоторых регионах вырос минимум в два раза. И если раньше, по оценке МВД России, ежегодно от некачественного алкоголя погибали 30-40 тысяч человек, то сейчас прогнозируется увеличение смертности минимум в 1,5 раза.

Публикация в “Новой газете” начинается с цитаты из выступления главного санитарного врача России Геннадия Онищенко: “Катастрофизм, старательно культивируемый рядом СМИ в связи с введением новых акцизных марок, развенчивается объективными факторами: страна не только не вздыбилась в акциях протеста находящихся в болезненной зависимости поклонников Бахуса, но устояла и “банковская система”. Я уже не говорю об экономике страны, которая тоже смогла устоять. А вот показатели здоровья населения с благодарностью отреагировали на явно не планировавшиеся результаты”.

На фоне массовых отравлений слова г-на Онищенко звучат кощунственно. “Масштабный передел алкогольного рынка под руководством Госсанэпиднадзора привел к точному исполнению прогнозов о том, что в лидеры этого рынка вырвутся не лоббисты передела, а гаражные и подвальные производители трех основных торговых марок: “левак”, “бутор” и “паленка””, – заключает “Новая газета”. “Население до смерти благодарно организаторам алкогольного кризиса”, – резюмирует автор статьи.

Отчаявшиеся губернаторы готовы к крайним мерам, чтобы справиться с последствиями водочного кризиса. Например, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин предлагает запретить производство спиртосодержащих технических средств в целях предотвращения массовых отравлений денатуратами. “Химия или жизнь!” – так озаглавлена статья об этой инициативе Зеленина. Обозреватель газеты Ирина Склярова констатирует, что борьба с суррогатом, который вызвал в ряде регионов массовые отравления, доходит до абсурда: если пойти навстречу пожеланиям тверского губернатора, присадки для бензина и жидкости для мытья россиянам придется закупать за рубежом.

Легальные производители алкоголя, опасаясь всплесков парадоксального законотворчества правительства, мотивированного заботой о сохранении нации, сыграли на опережение и обратились к Геннадию Онищенко с просьбой решить проблему сертификации продукции. Как отмечает “Газета”, СУАР обвиняет Роспотребнадзор в том, что с марта этого года он полностью переключил внимание на поиск опасных для жизни пестицидов в винах Грузии и Молдавии. Что же касается сертификации алкогольной продукции, то она полностью выпала их поля зрения Онищенко.

СУАР предлагает ввести механизм предотгрузочной проверки, когда контролирующие лаборатории отбирают пробы из каждой партии до того, как она успела разойтись по розничной сети.

“Опыт проведения подобных проверок у нас есть: мы начали создавать подобную систему в Молдавии, но развить ее не получилось из-за введенного запрета”, – заявляет Вадим Дробиз.

Пока же власти каждого региона решают проблему контрафакта по-своему. Например, в Красноярске по решению местной администрации была введена система добровольной аккредитации, согласно которой всех производителей обязали получать дополнительные региональные марки качества на алкогольную продукцию.

Тем временем о намерении ввести ЕГАИС в российской столице заявил Юрий Лужков. “Власти Москвы собираются организовать алкогольный кризис в столичном масштабе”, – констатируют “Ведомости”. Как утверждает руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков, которому поручено создание электронной системы учета розничной продажи алкоголя столичная ЕГАИС упростит декларирование алкогольной продукции перед налоговыми органами, а также позволит контролировать и фиксировать реальные продажи алкоголя.

Игроки алкогольного рынка к нововведениям относятся с опаской. По их мнению, новая система под названием “Мосдекларация” может повторить судьбу ЕГАИС, а розничные продавцы понести дополнительные затраты. Кроме того, производители не исключают, что сбои в работе “Мосдекларации” могут привести к утечке конфиденциальных данных по продажам спиртного.

В то же врем эксперты, опрошенные газетой “Бизнес” к нововведениям, предложенным московскими властями, отнеслись спокойно. Они полагают, что в столичном масштабе организовать бесперебойную работу системы вполне реально. “Поставщик обязан предоставить всю информацию о товаре представителям розничной сети, поэтому продавцам будет несложно составить электронный отчет”, – отмечает пресс-секретарь сети супермаркетов “Азбука вкуса” Николай Комаров.

Федеральную налоговую службу интересует судьба алкоголя со старыми акцизными марками. Как сообщает “Газеты”, ФНС направила официальное обращение в Минфин с просьбой принять решение на уровне правительства в отношении алкоголя со старыми акцизными марками. “Беспокойство налоговиков вполне объяснимо, – считает “Газета”. – К 1 июля в обороте оставалось около 50 млн. бутылок со старыми марками, однако заявки на переклейку марок поданы только на 25 млн.”. Вернуть алкогольную продукцию на перемаркировку можно было только до 1 сентября. Между тем, отмечают аналитики рынка, запутанная система перемаркировки продукции уже привела к тому, что владельцы алкоголя со старыми марками в налоговые органы не спешат, предпочитая реализовывать остатки вчерную, из-под полы.

Союз участников алкогольного рынка надеется, что Минфин примет предложение ФНС. Пресс-секретарь СУАР Дмитрий Добров напоминает, что изначально перемаркировкой алкоголя должен был заниматься сам производитель, а дистрибутор должен был прислать продукцию со склада, однако в середине августа дистрибуторам разрешили перемаркировывать продукцию на собственных складах в присутствии представителя завода. “Конечно, это было правильное решение: возникали парадоксальные ситуации, при которых дистрибутору приходилось отсылать партию обратно на другой конец страны, после чего, уже перемаркированная, она должна была вернуться к нему”, – рассказывает Добров. Он считает, что если по российскому алкоголю срок перемаркировки будет продлен до конца года, это существенно улучшит ситуацию на рынке.

В то же время некоторые предприниматели сумели воспользоваться кризисом для укрепления собственных позиций. В частности, компании Сибирского федерального округа смогли не только расширить свое присутствие в родных регионах, но и выйти на рынки дальнего зарубежья.

Как сообщает “Торговая газета”, завод пищевых продуктов “Томский” заключил выгодный контракт с швейцарской компанией “Бар Трейдинг” о поставках элитного алкоголя под маркой “Элита России” в страны Европейского Союза. Завод “Томский” для наращивания производства намерен приобрести новое оборудование на сумму около 3 млн. руб.

Алтайские производители алкоголя делают ставку на Сибирский регион. Группа алтайских компаний объединилась для запуска первой очереди нового завода по производству этилового спирта из пищевого сырья в селе Родино. Общая мощность завода – около 2 тыс. декалитров спирта в сутки. Примерно столько сейчас ввозится в край для нужд местной ликероводочной промышленности.

Лидер рынка “Исток” проводит крупномасштабную кадровую революцию. Как стало известно журналу “Секрет фирмы”, гендиректором сбытового подразделения компании стал француз Кристоф Николас. “Исток” меняет систему дистрибуции, готовит обновление своего бренда и активное продвижение нового продукта – винных коктейлей. Для развития столь бурной деятельности у гендиректора компании Таймураза Бокоева есть весомые причины. Компания теряет позиции по основным направлениям – водке и шампанскому.

Кристофу Николасу придется заняться реформой дистрибуции. “Сейчас “Исток” находится в довольно сложном положении, – отмечает обозреватель “СФ” Владислав Коваленко. – Однако компания смогла восстановить объем производства вина под собственными марками до уровня 1 млн. бутылок в месяц и активно исправляет просчеты с московской розницей. Кроме того, в начале следующего года на полках магазинов появится водка “Исток” в новом обличии.

Показатели действительно пока дают менеджменту основания надеяться на лучшее: нынешним летом “Исток” продал вдвое больше водки, чем летом 2005-го. Так что у Таймураза Бокоева пока еще есть шансы доказать: топ-менеджмент, мыслящий по-западному, может оказаться полезным даже в такой специфической отрасли, как российский алкоголь”.

На пивоваренном рынке в центре внимания аналитиков компания “Пикра”, которая закончила первое полугодие со значительными убытками. Вице-президент “Балтики” Даниил Бриман в интервью журналу “Эксперт-Сибирь” связал происходящее с издержками процесса консолидации компаний холдинга. – “Пикра” реализует масштабную инвестиционную программу: до конца текущего года общий объем инвестиций в эту компанию составит не менее 8,5 млн. евро. “Эти шаги – продуманные, осознанные, они стали главной причиной изменения финансовых показателей, – подчеркивает г-н Бриман. – Следующая отчетность с большой долей вероятности будет общей для “Пикры”, “Балтики”, “Вены” и “Ярпива”. Когда завершится процесс интеграции, что произойдет до конца года, и объединенная компания сможет работать более эффективно”.

Главным событием для сокового рынка стало поглощение питерского завода “Троя-Ультра” концерном “Лебедянский”. Сделка оценивается в $30-35 млн. Как отметил “Коммерсантъ”, “Лебедянский” заинтересован в компании, специализирующейся главным образом на дешевых брендах, так как именно низкоценовой сегмент рынка показывает наиболее динамичный рост продаж.

По мнению экспертов, покупка небольшого регионального игрока дает “Лебедянскому” ряд преимуществ перед другими участниками рынка. “Сделка усиливает позиции “Лебедянского” в Северо-Западном регионе, где его присутствие до настоящего времени было незначительным – 9,2 процента от общих продаж холдинга”, – считает Андрей Никитин, аналитик компании “Уралсиб”. По его словам, это должно увеличить рыночную долю “Лебедянского” с 32,3 до 35-36 процентов в объемном выражении. Кроме того, в результате сделки “Лебедянский” получает хороший портфель дешевых брендов.

С аналитиками соглашаются и конкуренты “Лебедянского”. “Сделка еще больше усилит конкуренцию между игроками “большой четверки”, на которую приходится около 85 процентов сокового рынка, – заявил пресс-секретарь компании ВБД Антон Сарайкин. – Мы, в свою очередь, намерены с будущего года увеличить свою долю на соковом рынке за счет усиления маркетинга и эксклюзивной работы с дистрибуторами”.

“Ведомости” отмечают, что “Лебедянский” решил потеснить концерн “Мултон” на его территории. Подчеркивается, что это уже второй случай, когда “Лебедянский” выходит на традиционные рынки своих конкурентов. В начале июля компания объявила, что построит завод по производству соков стоимостью 2,3 млрд. руб. и мощностью 25 млн. дал в Новосибирской области, где традиционно сильны позиции “Нидана”. Однако исполнительный директор группы компаний “Нидан” Ольга Еремеева не считает, что покупка “Трои” существенно повлияет на расстановку сил, так как “преимущества, которые есть у “Трои”, “Лебедянскому” еще нужно будет реализовать”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ