Обыкновенный ЕГАИСм

0:00
0

Алкогольный кризис обогатил русский язык новым словообразованием – “егаисты”. Теперь на вопрос, кто виноват, ответить будет проще простого – ну эти… как они… в общем, вы поняли. Корреспондент “Новой газеты” Юлия Мартовалиева пытается ответить на вопрос “кто такие егаисты”, для чего решает взять интервью у председателя совета директоров холдинга “Винный мир” Петра Каныгина.

Известно, что Каныгин возглавляет профильный комитет Торгово-промышленной палаты и входит в состав рабочей группы, которая участвовала в разработке законопроекта о регулировании алкогольного рынка совместно с Минэкономразвития.

Петр Каныгин выступил в поддержку ЕГАИС, которая создана для борьбы с коррупцией. “И сегодняшнее сопротивление введению этой системы я воспринимаю как сопротивление всему новому, прогрессивному, инновационному”, – заявил г-н Каныгин. – Система может работать в тестовом режиме. И такие предложения в правительстве сегодня рассматриваются: перевести ЕГАИС в тестовый режим, но в целом от нее не отказываться”.

С обвинениями ФГУП “Атлас” в сбое ЕГАИС Петр Каныгин не согласен: “Ни в одном нормативном документе не указывается, что производитель ЕГАИС – именно “Атлас”, везде написано: “Компания, подведомственная ФСБ”. В этом весь и нонсенс: нет постановления о порядке функционирования ЕГАИС. “Атлас” оказался заложником этой ситуации, и на самом деле его специалисты латают дыры, которые не могут залатать министерства и ведомства. Все уже считают прибыль “Атласа”, а он терпит пока одни убытки на командировочные специалистам и доработку программ”.

Большинство экспертов главным “егаистом” считает ФНС. “За вино теперь ответят налоговики”, – так называется статья обозревателя “Новых известий” Ольги Горелик. Сообщается, что ФНС переданы полномочия по введению единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции.

Глава Минэкономразвития Герман Греф заверил участников рынка, что трудности, связанные с введением ЕГАИС, носят временный характер и вскоре будут устранены. Но предприниматели с недоверием отнеслись к заявлению министра. “Никаких разъяснений или обещаний от ФНС мы еще не получали, – сообщил начальник департамента информации Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. – Оптимизм внушает лишь то, что наконец-то в этом деле появился ответственный орган. До этого “у семи нянек дитя было без глазу” – очень много министерств и ведомств курировали внедрение ЕГАИС, но никто за него конкретно не отвечал”. По мнению эксперта, передача контроля налоговикам логична, поскольку система предполагает отслеживание движения алкоголя с помощью информации, нанесенной на акцизные марки, а ими традиционно занимается ФНС. Насколько нововведение ускорит возвращение на прилавки спиртного, специалисты прогнозировать не решаются.

В то же время “Коммерсантъ” полагает, что попытки отрегулировать работу ЕГАИС могут только усугубить кризисную ситуацию. “Надо признать, что ЕГАИС в том виде, в котором она существует, – ошибка и работать нормально не сможет. Нужно дать техническое задание на разработку новой системы”, – считает руководитель экспертно-аналитического центра Академии народного хозяйства Михаил Брауде-Золотарев. По оценке специалистов, полный цикл разработки нового программного обеспечения по контролю за оборотом алкогольной продукции займет около года.

Директор по консалтингу и обучению SAP СНГ Алексей Тоскин в интервью журналу “Smart Money” признает, что идея внедрения автоматизированной системы учета алкоголя была правильной, однако реализация проекта представляет собой “образцовый набор ошибок”: “Во-первых, непонятно, анализировались ли лучшие практики схожих государственных проектов в других странах. Думаю, при желании системы аналогичного масштаба и архитектуры можно было найти. Во-вторых, у проекта не было единого хозяина (спонсора). Он переходил от одного ведомства к другому. В-третьих, при относительной простоте ЕГАИС была явно недооценена сложность ее внедрения. Разработчики не проводили объемных тестов с одновременным участием большого числа будущих пользователей. А тестирование – это почти половина успеха, особенно при таком масштабе”.

Алексей Тоскин советует “егаистам” начать с публичного признания ошибки, как это сделал Анатолий Чубайс год назад после московского блэкаута. Затем правительству следует сказать, что внедрение ЕГАИС будет продолжено и завершено. Обеспечить спонсорскую ответственность, то есть отдать в руки одной структуры весь бюджет проекта и все необходимые полномочия. Новый спонсор должен нанять профессиональную структуру с опытом проектов такого масштаба.

В то же время российское виноделие получило шанс укрепить позиции. Как отмечает “Секрет фирмы”, запрет на импорт вина из Грузии и Молдавии дает возможность отечественным производителям увеличить объемы продаж. По данным компании “Бизнес Аналитика”, потребление вина с каждым годом росло, при этом доля российских винзаводов снижалась – с 60 процентов в 2000 году до 40 процентов в 2005-м. При этом доля молдавского вина составляла 38,2 процента рынка в стоимостном выражении, а грузинского – 10,7 процента.

Вице-президент Союза виноградарей и виноделов России Александр Рожко полагает, что сегодня у крупных и средних отечественных производителей появилась возможность расширить присутствие на рынке. Большинство винзаводов загружено не полностью и может быстро увеличить объемы производства. Однако директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз отмечает, что российские потребители оценивают качество молдавского вина выше российского, а потому кто-то из них может переключиться на пиво. Любители грузинского вина, занимавшего премиальный сегмент, скорее всего, выберут европейские марки.

“Секрет фирмы” также отмечает, что российские производители не могут воспользоваться выгодной ситуацией из-за бюрократических проволочек. По данным Национальной алкогольной ассоциации, объем нераспроданного алкоголя со старыми марками достиг 10 млн. дал.

Главной тенденцией развития пивоваренного рынка остается экспансия транснациональных компаний. Как известно, комбинат “Очаково” упорно не желает продаваться варягам. Журнал Smart Money подтверждает, что “Очаково” останется российской компанией, но при этом может уйти с пивоваренного рынка. При этом подчеркивается, что с каждом годом рыночная доля компании сокращается. В 2005 году выручка упала на 11,2 процента, а чистая прибыль – на 43 процента. Удержаться на плаву менеджмент компании пытается, наладив выпуск кваса. “Это напиток будущего! – заявляет президент и основатель “Очаково” Алексей Кочетов. – Вот увидите, через несколько лет все будут пить только его”.

Как отмечает Smart Money, если в 2003 году на долю пива в доходах “Очаково” приходилось 95 процентов, то сейчас – лишь 65 процентов. На слабоалкогольные коктейли приходится 20 процентов, на квас и прочие безалкогольные напитки – 14 процентов. Быстрее всего растет производство кваса. Подчеркивается, что в год россияне выпивают 710 млн. литров кваса. Почти половину потребности рынка может удовлетворить “Очаково”.

Новосибирская газета “Континент-Сибирь” пишет о запуске производства компании “Пепси-кола” на мощностях Sobol-Aqua. Сообщается, что впервые напитки “Пепси” стали производиться за Уралом. По словам директора по делам корпорации “Пепси-кола” Александра Шальнева, новосибирское предприятие обеспечит “определенную часть потребностей” в продукции “Пепси-колы” на территории Сибири и Дальнего Востока”. Ассортимент будет меняться по мере роста или падения спроса на ту или иную продукцию компании.

По информации члена совета директоров ОАО “ВИНАП” Юрия Верясова, у “Пепси-колы” нет планов по покупке Sobol-Aqua: “Эта транснациональная компания сама не строит и не покупает заводы, а ищет современные оснащенные предприятия и распространяет на них свой заказ. Видимо, им так выгоднее”. В то же время директор по корпоративному управлению ГК “Сенсация” Александр Агеев уверен в обратном – что в самом скором времени “Пепси-кола” станет собственником Sobol-Aqua.

“Сибирский регион – один из наиболее слабых для “Пепси”. Порядка 40 процентов общих продаж категории газированных напитков контролирует ее основной конкурент – Coca-Cola Company. И отставание “Пепси-колы” очень велико. Пожалуй, ни в одном другом регионе России столь внушительного разрыва отметить нельзя”, – констатирует старший аналитик компании “Бизнес Аналитика” Снежана Равлюк. По ее мнению, сделка с ВИНАПом дает очень хорошую возможность “Пепси-коле” укрепить свои позиции на сибирском рынке.

Однако в корпорации “Кока-кола” не сомневаются в сохранении доминирующего положения на российском рынке. “У “Пепси-колы” есть шансы расширить свою долю рынка только за счет каннибализации мелких брэндов. Нас они уже не вытеснят. Сибирский регион – полностью “красный”. Им рассчитывать здесь не на что”, – убежден специалист по связям с общественностью новосибирского филиала компании “Кока-кола” Александр Вандакуров. Новосибирские ритейлеры пока не успели заметить существенных изменений в продвижении продукции “Пепси-колы”. По мнению Александра Агеева, позиции “Пепси-колы” будут укрепляться постепенно.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ