Зеленый змий возвращается!

0:00
0

В прошлый четверг премьер-министр Михаил Фрадков возложил ответственность за кризис на алкогольном рынке на Минфин и главного разработчика системы ЕГАИС – подведомственный ФСБ завод “Атлас”. Правительственные инстанции пошли на послабление нового режима. В частности, Федеральная налоговая служба разрешила операторам рынка в случае сбоев ЕГАИС представлять информацию в налоговые органы на дискетах. Кроме того, был упрощен порядок перемаркировки новыми марками не распроданных к 1 июля прошлогодних остатков.

Журналисты, комментируя инициативу правительства, вдоволь наигрались с темой возвращения. Ассоциации возникали самые разные – от трепетного ожидания фантома-Карлсона до знаменитых ужастиков Стивена Кинга. Например, статья обозревателя “Новых известий” Алексея Киличева так и называется – “Иногда они возвращаются”. Поводом для нее послужило заявление главы ФНС Анатолия Сердюкова о массовом возвращении российского алкоголя в розничную продажу в течение ближайших двух недель. Импортные алкогольные напитки он так же пообещал вернуть населению в обозримом будущем.

Участники рынка, опрошенные газетой, признались, что, несмотря на явно возросшую активность чиновников, за две недели проблему не решить. Скептики отмечают, что система ЕГАИС “продолжает висеть в правовом вакууме”, поскольку до сих пор не подписано постановление правительства, утверждающее правила функционирования. Эксперты отмечают, что сейчас все заняты устранением кризиса, поэтому на такие “мелочи” обращать внимания не станут, но в будущем юридическая неразбериха может снова ударить по рынку.

“Известия” представляют статью с более оптимистичным заголовком – “Алкоголь обещал вернуться”. “Конечно, не сразу, но алкоголь должен вернуться на прилавки. По крайней мере – отечественный. Что уже радует, так как до алкогольного кризиса наше спиртное занимало 80 процентов рынка”, – констатирует автор. Подчеркивается, что в отличие от отечественных предпринимателей положение импортеров остается плачевным, так как “за них отвечает не ФНС, а таможенные органы, которые с выполнением нового закона пока справляются хуже других ведомств”.

“Российская газета” и “Московский комсомолец” дружно написали о возвращении блудного змия. В пресс-службе ФНС корреспонденту “РГ” сообщили, что кризисная ситуация будет разрешена в ближайшее время, однако это не обязательно произойдет в “срок Х”, обозначенный Анатолием Сердюковым.

Один из производителей алкоголя, комментируя ситуацию для “МК” не стеснялся нецензурных выражений, которые впоследствии были целомудренно заменены многоточием. “Мало того, что письмо из налоговой увидело свет только 19 июля – соответственно, мы должны были уже 18 дней как работать с ЕГАИС, – так в нем еще и такая … понаписана, что черт ногу сломит! – негодует предприниматель. – Дескать, если у вас проблемы с новой системой, то вы можете вручную заполнить бланк “подтверждения о фиксации сведений”. Далее я должен доставить его в свою налоговую, где на него поставят в порядке общей очереди печать, подпись и номер. Также в налоговую я обязан принести дискету – а точнее, кучу дискет – со всеми накладными. Но и это еще не все! Именно на мне лежит обязанность грамотно составить заявку разработчикам ЕГАИС – ФГУП “Атлас” – о том, что и на каком этапе у меня в этой программе не работает. Как будто у меня на линии по производству водки сплошь программисты сидят. Потом копию этого заявления (кстати, заверенную “Атласом”) я должен передать продавцам своего товара. Только после этого спиртное сможет встать на полки магазина. И это называется “убыстрение процесса”?! Какие две недели?!”

“Российские вести” полагают, что кризис на алкогольном рынке продлится как минимум до сентября. По самому пессимистичному сценарию, страна может встретить Новый год с бокалом лимонада вместо шампанского. “Общество принудительной трезвости” – так называется статья Дениса Давыдова.

Более реалистичные сроки называет пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. По прогнозам эксперта, докризисное состояние по отечественного алкоголю будет преодолено не менее чем через месяц. Импортный алкоголь в прежнем ассортименте будет представлен только к Новому году.

Газета “Время новостей” на заявление налоговиков решить проблемы с алкоголем в течение пятнадцати дней откликнулась ироничной статьей “Заливают!”. “Чтобы убедиться, сколь большие сложности возникли у производителей и торговцев в связи с переходом на ЕГИАС, достаточно взглянуть на форум, открытый на официальном сайте Федеральной налоговой службы и посвященный проблемам, связанным с новой системой, – отмечает автор статьи Ирина Склярова. – Компании столкнулись с программными ошибками, с неподготовленностью линий связи и серверов к приему информации об объемах спирта”.

“Газета”, в свою очередь, предупреждает, что в конце года алкогольный рынок ожидают очередные потрясения. На первый взгляд, процесс, как говорится, пошел. Глава Минэкономразвития Герман Греф официально признал, что реформирование отечественной алкогольной отрасли провалилось. Запоздалые предложения по преодолению алкогольного кризиса вчера обнародовал и координатор “Единой России” по взаимодействию с бизнес-сообществом Владимир Груздев. “Идеально было бы ввести переходный период в 12 месяцев для одновременного хождения и старой, и новой акцизных марок на рынке”, – заявил депутат.

Однако обозреватель “Газеты” Кира Ремнева сомневается, что желание бизнес-сообщества в очередной раз перекроить законодательство, продиктовано исключительно заботой об отрасли. По информации участников рынка, первоначально разработка нового алкогольного законодательства велась под эгидой Минсельхоза при активном участии водочного лобби. Главным в законе должно было стать укрупнение отрасли и, как следствие, выдавливание с рынка мелких игроков. Однако выступить единым фронтом у водочников не получилось, поэтому, после того как второе чтение законопроекта в Госдуме девять раз откладывалось, разработка нового закона была поручена Минэкономразвития. Тогда глава ведомства Герман Греф и выступил с новаторской идеей создания Единой государственной автоматизированной информационной системы.

“Неработающая ЕГАИС спутала все карты, – признался пресс-секретарь Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. – Из-за простоя отрасли мелкая розничная сеть оказалась уничтожена, что никак не входило в планы участников рынка”. По информации “Газеты”, осенью Госдума представит ряд новых поправок, на которых настаивает алкогольное лобби – о введении минимальной цены на водку, банковской гарантии по уплате всей ставки акциза при получении спирта и уголовной ответственности за нелегальный оборот алкоголя. Кира Ремнева не исключает, что новые законодательные инициативы могут усугубить ситуацию: “Если ситуация будет складываться как сейчас, то уже к концу года в России может начаться следующий виток алкогольного кризиса. Предполагать иное трудно, так как за сегодняшний провал, судя по всему, не ответит никто”.

“Бизнес” пишет о проблеме повышения цен, как на отечественный, так и на импортный алкоголь. “Мы стараемся оставить цены на прежнем уровне, однако поставщики уверены, что при нынешней ситуации будут вынуждены повысить их”, – говорит PR-менеджер “Рамстора” Елена Скальская. По ее словам, поставщики уверяют, что подобные требования предъявляются не только “Рамстору”, но и другим сетям. Эту информацию подтверждают и остальные ритейлеры. “Наши поставщики нас уже уведомили о повышении цен, причем все до одного”, – сказал “Бизнесу” замгендиректора сети “12 месяцев” Октам Аликулов.

Из-за кризиса в отрасли главные игроки рынка вынуждены корректировать корпоративную политику. Как сообщают “Ведомости”, компания “Русский алкоголь” может перенести IPO из-за проблем на алкогольном рынке. “Технически мы готовы выйти на IPO, но какое, в конце концов, в 2007 году будет принято решение, зависит от многих факторов”, – отметил гендиректор компании Сергей Сорокин.

Тем не менее, “Истоку” кризис не помешал провести очередную кадровую революцию. “Бизнес” напоминает, что около года назад компанию покинул генеральный директор сбытового подразделения Алексей Шавров. Его преемников стал экс-глава российского Harry’s француз Кристоф Николас. Участники рынка считают, что владелец “Истока” Таймураз Бокоев таким образом стремится улучшить имидж компании. – “Исток” теряет позиции, им надо показать, что дела в компании идут нормально. Но, вероятнее всего, реально управлять будут другие”, – предполагает президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. В то же время менеджеры “Истока” надеются, что Кристоф Николас сможет сорганизовать работы разных отделов, которые сегодня разобщены.

На рынке пива ситуация складывается вполне благоприятно. “Бизнес” со ссылкой “ПРАЙМ-ТАСС” пишет об увеличении роста продаж пива. В целом по России они выросли на 8,5 процента, хотя в Центральном и Южном федеральных округах за первые пять месяцев года темпы роста показали отрицательную динамику, в то время как в Приволжском, Уральском и Сибирском округах рост продаж превысил 20 процентов.

Издание также опубликовало обзор агентства “Бизнес Аналитика”, посвященное раскладу сил на рынке питьевой воды после вытеснения марки “Боржоми”. Эксперты предполагали, что долю “Боржоми” разделят другие российские производители минеральной воды – “Вимм-Билль-Данн” с маркой “Ессентуки” и ОАО “Нарзан”, однако этого не произошло. Уход с рынка “Боржоми” помог еще более укрепить позиции четырем самым сильным игрокам – компаниям BonAqua, Aqua Minerale, “Шишкин лес” и “Святой источник”.

В то же время директор по продажам “Нарзана” Сергей Егоркин отмечает, что конфликтная ситуация вокруг “Боржоми” дискредитировала весь рынок: “Сразу после запрета продаж “Боржоми” начались проблемы с потребителями, которые стали настороженно относиться ко всей категории минеральной воды”. Пресс-секретарь российского офиса CocaCola Владимир Кравцов также отмечает, что в сегменте минеральных вод “Боржоми” был самым сильный брэндом, поэтому потребители сейчас ищут адекватную замену.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ