Новая Национальная Идея

0
14

Российский рынок алкогольной продукции переживает настоящий кризис: в магазинах, кафе и ресторанах исчез почти весь импортный алкоголь. Эксперты предупреждают, что изменений к лучшему в ближайшее время ждать не стоит. Прежнего разнообразия не будет еще несколько месяцев, при этом потребителей ждет новый скачок цен. Самые большие потери понес рынок вина. «С введением новых акцизов и запретом на реализацию молдавских и грузинских вин сегмент дешевого вина на рынке сократился на 35 процентов, причем заменить его особо нечем. Российское вино имеет гораздо более низкое качество», — сообщил «Независимой газете» директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробис. По его словам, ситуация с новыми акцизами грозит многим дистрибьюторам полным разорением.

Инициативы правительства стимулируют развитие теневого рынка. В сложившихся условиях некоторым продавцам алкогольной продукции сложно бороться с искушением воспользоваться подделанными акцизными марками нового образца. Законопослушные ритейлеры подсчитывают убытки. Как отмечает журнал Smart Money, в розничных сетях осталось от силы 20-30 алкогольных позиций. Раньше средний ассортимент супермаркета составлял 1500-2000 наименований, причем около 80 процентов приходилось на импортные вина.

Директор по маркетингу компании-импортера «Форт Ъ» Ольга Петрусенко говорит, что восстановить работу в докризисном режиме удастся в лучшем случае к ноябрю. По оценке Deutsche UFG, импортный алкоголь генерирует до 50 процентов чистой прибыли розницы. «Напрашивается грустная историческая ассоциация с вырубкой виноградников на заре перестройки», — сетует председатель совета директоров сети универсамов АБК Владислав Егоров. Для его сети, работающей в круглосуточном режиме, алкоголь — основная статья дохода в вечерние часы.

Как известно, у кризиса на алкогольном рынке — сразу две причины. С 1 июля вступили в силу два закона — о введении новых акцизных марок и регистрации алкоголя через Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), к которой пока не успели подключиться около половины участников рынка.

В редакционной статье журнала «Эксперт Северо-Запад» делается очередная попытка ответить на вопрос: кто заинтересован в развале отрасли. «Возникает ощущение: заветное слово, которое обнажит логику происходящих процессов, все время куда-то ускользает, — признается автор статьи. — Может быть, заветное слово, не произнесенное, но написанное между строк каждого нового документа, — это «госмонополия на производство и оборот алкоголя»? По крайней мере, если цель такова, события, происходившие на алкогольном рынке в последнее время, обретают смысл. Российский бизнес, будучи гибким и живучим организмом, сумел бы приспособиться почти к любым правилам игры, не исключая госмонополию. Но к радикальным изменениям надо готовиться. Игрокам, не имеющим желания или возможности работать в условиях монополии, нужно время, чтобы с минимальными потерями покинуть отрасль и вложить средства в освоение других рынков. Сейчас же неопределенность и изменчивость законодательства ведет к тому, что средства участников отрасли не перераспределяются, а просто бессмысленно теряются».

«Новое время» отмечает, что в поиске виновных происходит перекрестный перевод стрелок с Минэкономразвития на Минфин. Предприниматели полагают, что государство сознательно ставит операторов рынка в безвыходное положение и демонстрирует открытое пренебрежение к частной собственности. «Вся ситуация, по мнению оптовиков, может означать лишь то, что грядет серьезный передел рынка и возможная госмонополия на спиртное», — резюмирует обозреватель журнала Владимир Кузьмищев.

Не исключено, что в этом и кроется новая национальная идея — убедить непатриотичных россиян, пристрастившихся к элитному импортному алкоголю в том, что нет напитка, лучше беленькой. «Был как-то на одной тусовке с бардами. Там одна очень талантливая девушка исполнила песню под названием «Мы — поколение «Хеннеси», — пишет автор. — И вообще должен вам сказать с присущей мне простотой и ясностью, что, проведя многолетние сравнительные испытания греческой «Узо» и французского «Перно», «Гордона» и «Бифитера», «Мартеля» и «Курвуазье», добившись причисления к еретикам тех, кто предпочитает ирландское виски шотландскому, и выбрав, таким образом, механический детерминизм как средство познания мира, отвергающее поиск гносеологических корней в области трансцендентального, я пришел к ошеломляющему по простоте и дерзости выводу — лучше русской водки ничего нет. Но я даже не пробовал объяснить это той девушке с гитарой. Каждое поколение само должно пройти через мучительные испытания и философские бездны, чтобы убедиться в моей правоте».

В то же время выигрыш в «межвидовой» конкурентной борьбе получили производители слабоалкогольных коктейлей и пивовары. «Известия» со ссылкой на СУАР сообщают, что в этом сегменте наблюдается уверенный рост, хотя в последние два-три года отечественный пивной рынок переживал стагнацию. «Пивным компаниям сегодня даже не приходится тратиться на рекламу и продвижение своего товара, — комментирует пресс-секретарь СУАР Вадим Дробиз. — На них работает политика государства и летняя жара».

Широкомасштабный кризис отрасли отвлекает внимание от корпоративных новостей. В частности, как стало известно газете «Бизнес», крупнейший в Индии производитель алкоголя India’s United Breweries ведет переговоры с «Русским стандартом» о продвижении алкогольных брэндов российской компании в Индии, а индийских — в России. Участники рынка считают, что переговоры с индийской компанией связаны с тем, что в начале этого года подразделение «Русского стандарта» Roust Inc. перестало быть эксклюзивным дистрибутором Diageo. Впрочем, эксперты сомневаются, что контракт UB Group поможет «Русскому стандарту» восполнить потери. «Сейчас вход на рынок с новым брэндом крепкого алкоголя — большой подвиг. Даже при хорошей дистрибуции «Русского стандарта» построить брэнд и добиться серьезных результатов будет непросто», — говорит директор по маркетингу Diageo Наталия Фомичева. С ней соглашается президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко: «Кому нужен в России индийский продукт? Одно дело — продавать Diageo, у которого раскрученные брэнды, а другое дело — индийские брэнды».

Генеральный директор компании «Кристалл-Лефортово» Виктор Алексеев считает, что успешное продвижение индийских брэндов на российский рынок возможно только в случае, если UB Group выделит «громадные маркетинговые бюджеты». «Чтобы поставить в ритейле одну позицию по Москве, надо несколько сотен тысяч долларов. Я не говорю про всю Россию и про рестораны», — соглашается топ-менеджер другой алкогольной компании.

Скептически оценивают участники рынка и перспективы дистрибуции пивных брэндов UB Group в России. «Сейчас на рынке присутствуют только брэнды с мировым именем, о брэндах UB Group этого сказать нельзя, водочная дистрибуция очень сильно отличается от пивной, наконец, торговать пивом, которое не производится в России, сейчас невыгодно», — перечисляет доводы директор по развитию дистрибуторской компании «Пивдом» Арсен Аветисов.

В центре внимания газеты «Ведомости» решение председателя «Деловой России» Бориса Титова стать совладельцем завода шампанских вин «Абрау-Дюрсо». Принадлежащая Титову компания SVL Group приобрела 30 процентов акций ЗАО «Абрау-Дюрсо» у структур холдинга «Ариант», созданного челябинскими предпринимателями Александром Аристовым и Юрием Антиповым. Кроме того, Борис Титов заявил о готовности приобрести контрольный пакет «Абрау-Дюрсо» у администрация Краснодарского края, однако об этом речи пока не идет. Свой интерес к алкогольному бизнесу Титов объясняет имиджевыми соображениями. «Абрау-Дюрсо» очень интересный проект с большой историей, мы хотим возродить этот бренд», — говорит предприниматель.

Молдавские виноделы надеются, что кризис на российском рынке будет способствовать повышению лояльности Москвы. Как отмечают «Новые известия», в Москву прилетела делегация молдавских виноделов для переговоров о возобновлении экспорта своей продукции на российский рынок. Кишинев демонстрирует открытость и готовность к сотрудничеству. Молдавия намерена предоставить России право контролировать весь технологический процесс — от сбора винограда до розлива вина в бутылки, что исключит всякие подозрения относительно качества продукции.

Как рассказал «Газете» председатель Союза экспортеров вин Молдавии Георгий Козуб, то понимание, с которым молдавский президент Владимир Воронин отнесся к повышению Россией экспортных цен на газ для его страны, вполне может обеспечить политическую волю, которой не было на первых переговорах. «Поэтому можно предположить, что при отсутствии ухудшения российско-молдавских отношений запрет на экспорт молдавских вин может быть снят», — полагает г-н Козуб.

«Бизнес» представляет вниманию читателей интервью с главой Sun Interbrew Джозефом Стрелла о перспективах развития компании в России. Как сообщил г-н Стрела, сегодня компания связывает большие надежды с рынком Сибири и Дальнего Востока, который динамично растет и развивается. Именно поэтому Sun Interbrew намерен построить крупный завод достаточно большой мощности недалеко от Иркутска. «На западе страны ситуация иная, — отмечает Джозеф Стрела. — Есть предприятия для поглощения, но их становится меньше, снижается и уровень, и качество их мощностей. После прошлогодней покупки «Тинькофф» считаем, что в этом регионе чувствуем себя уверенно».

Глава Sun Interbrew предполагает, что консолидация пивоваренной отрасли завершится в течение ближайших пяти лет: «Видимо, SABMiller следует кого-то купить: это солидная компания, и им нужны дополнительные мощности, одного завода в Калуге им явно недостаточно. Если же посмотреть глобально, то на консолидации российского рынка будет поставлена точка с приобретением Efes — это хорошая компания с сильным портфелем и грамотным позиционированием. Впрочем, это не означает, что компания продается».

«Коммерсантъ» сообщает об уходе из пивоваренной компании «Балтика» вице-президента по маркетингу Андрея Рукавишникова. Как отмечают участники рынка, именно при Рукавишникове у «Балтики» появилась внятная маркетинговая политика. Однако сам топ-менеджер признался, что покидает «Балтику», так как выполнил свою основную миссию: «Я не планировал работать в «Балтике» всю жизнь и предпочитаю уйти на пике. Команда сформирована, дальше предстоит рутинная работа, да и пивной рынок не будет развиваться так бурно, как раньше».

У участников рынка нет единой версии относительно причин ухода г-на Рукавишникова. По одному предположению, отставка могла быть вызвана сложностями, связанными с объединением всех маркетинговых подразделений головной структуры «Балтики». «Возможно, «венская» команда, которая в этом году практически заменила весь маркетинговый отдел самой «Балтики», в подковерной борьбе одержала победу над «балтийской», — рассуждает топ-менеджер крупного пивоваренного холдинга. Однако Андрей Рукавишников с этой версией не согласен. «Наоборот, объединение прошло успешно, — считает он. — Остались лучшие специалисты из той и из другой команды». С аргументами г-на Рукавишникова согласен «Коммерсантъ», он подчеркивает, что исполнять обязанности вице-президента по маркетингу временно назначен человек «Балтики» — директор по развитию ключевых брэндов и инновациям Теймур Ахундов.

По другой версии, уход Андрея Рукавишникова связан с изменением правил игры на рынке. «Темпы роста пивного рынка сильно замедлились, конкуренция на нем одна из самых жестких, кроме того, пивоваров серьезно ограничили законом «О рекламе». Последней каплей был запрет на спонсорство спортивных мероприятий, — перечисляет причины гендиректор консалтингового агентства RVR Communications Алексей Поповичев. — В этой ситуации роль маркетингового персонала в пивоваренных компаниях значительно возрастает. Необходимость, что называется, свежей крови могла стать причиной смены топ-менеджера». По словам источника журнала «Секрет фирмы» в дистрибуторской компании, причину ухода г-на Рукавишникова стоит искать разногласиях с другими менеджерами, влияющими на развитие ведущих марок компании.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ