И один в поле воин

0
10

Решение Роспотребнадзора запретить ввоз и продажу молдавского и грузинского вина парализовало более трети рынка. К таким выводам приходит «Эксперт» со ссылкой на Союз участников алкогольного рынка. Подчеркивается, что более половины всего вина, продающегося в России, импортируется, при этом почти 52 процента импорта приходится на долю Молдавии и около 9 процентов — на Грузию.

Управляющий компанией «Пятерочка» Олег Высоцкий рассказывает: «Вина Молдавии и Грузии занимали около семи процентов продаж, мы уже начали восполнять ассортимент данной ценовой группы винами как из Европы (Испании, Италии, Аргентины, Болгарии и так далее), так и из России». Игроки считают, что на этой волне болгарские вина, занимавшие около 15 процентов рынка, смогут увеличить свою долю до 25-30 процентов. Также большие шансы завоевать хорошие позиции при переделе рынка у румынских и венгерских вин, которые по органолептическим показателям наиболее близки к привычному для россиян молдавскому вину. Аналогов грузинских вин в мировом производстве нет, они очень специфичны, и те, кто привык именно к ним, не смогут найти адекватной замены.

Участники рынка не сомневаются в абсурдности запрета, подчеркивая, что решение принято исключительно по политическим мотивам. «Эксперт» обращает внимание, что еще ни разу не была названа конкретная компания, поставляющая или производящая некачественную продукцию: «Подобные официальные претензии наверняка вызвали бы серьезные судебные разбирательства с приглашением независимых экспертов, которые, возможно бы, и показали несостоятельность заявлений об опасных для здоровья винах». Другое косвенное подтверждение политической составляющей конфликта — отсутствие процедуры получения новых санитарно-эпидемиологических заключений на качественную продукцию, а такой продукции, даже по признанию Роспотребнадзора, около половины из всей проверенной.

Грузинское правительство не считает «винную войну», которую ведет Россия, экономической катастрофой, но намерено отстаивать репутацию национального алкоголя для его продвижения на другие рынки. Однако спокойствия чиновников не разделяют виноделы: одни уже были вынуждены сократить производство, другие намерены отказаться от запуска новых проектов, третьи подумывают о сокращении штата. Об этом сообщают «Новые известия».

Подчеркивается, что в оценке последствий винной блокады у тбилисских чиновников единства нет. Министр промышленности Каха Бендукидзе вообще не видит большой проблемы. «Роль российского рынка в грузинской экономике сильно преувеличена, — уверен господин Каха. — Экспорт вина составляет 0,7 процента ВВП, в то время как сельское хозяйство дает 16 процентов, коммуникации — 9 процентов, транспорт — 6 процентов, туризм — 5 процентов. Для Молдавии запрет — проблема, для нас — нет. Хотя, конечно, он возмущает нас, как любой акт бандитизма». Глава Минсельхоза Михаил Свимонишвили разделяет эту точку зрения лишь отчасти. По его словам, первоочередной задачей для Грузии сейчас является восстановление репутации грузинских вин: «Это необходимо, чтобы у потребителей Европы, США, Азии не возникло предубеждения».

Производители алкоголя настроены вовсе не так оптимистично. Почти у всех начались проблемы с кредиторами и инвесторами. В «Тифлисском винном погребе» полагают, что им теперь придется отказаться от запуска новых проектов, а винно-коньячной компании «Братья Асканели», чье производство на 60 процентов ориентировано на Россию, уже пришлось остановить некоторые линии розлива. Часть производителей подумывает о сокращении штата. Российские эксперты алкогольного рынка также полагают, что официальный Тбилиси недооценивает масштаб потерь. «При всем уважении к грузинской стороне, они раз в 12-14 преуменьшают ущерб для своего виноделия и экономики, — говорит директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. — В Тбилиси говорят о полупроцентной доле виноделия в бюджете Грузии, хотя даже поверхностный анализ свидетельствует: это не менее 6-7 процентов».

«Вечерняя Москва» высказала предположение, что в конце концов вина Грузии и Молдавии вернутся на российский рынок, однако «осадок останется». Заместитель руководителя комиссии по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты Сергей Марков сделал следующее заявление: «Очевидно, что с Молдавией мы перегнули палку, и я думаю, что в ближайшее время проблема будет решена. Грузия сама не хочет решать проблему, предпочитая усугублять конфронтацию с Россией, для того чтобы впоследствии паразитировать на этом конфликте».

Впрочем, именно грузинские власти предпринимают попытки вернуться на российский рынок, доказав высокое качество своей продукции. В качестве третейских судей они призвали европейцев. Министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили заявил, что результаты проведенной во Франции экспертизы не подтвердили наличия в грузинских винах пестицидов, тяжелых металлов и других опасных веществ. По его словам, образцы вин отправлены на проверку в лаборатории Швейцарии и Италии, и ответы оттуда будут получены в ближайшее время.

В то же время министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили сделал неожиданное признание, что в Россию все-таки поставлялась некачественная продукция: «Большинство грузинских виноделов способом так называемого «мухлежа» старались завоевать российский рынок и везли то вино, которое не реализовывалось в Европе».

Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко не исключает, что со временем импорт грузинского вина в Россию может быть возобновлен, но при определенных условиях: «Предстоит принять серьезные меры, прежде чем можно будет вести разговор о снятии запрета».

Несмотря на появившуюся у Роспотребнадзора готовность к диалогу с молдавскими и грузинскими производителями, участники алкогольного рынка оптимизма пока не выражают. «Подобные заявления не стоит переоценивать. Ситуация скорее зависла, чем близка к разрешению, — считает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.

Анализ водочного рынка свидетельствует о том, что на алкогольном рынке России усиливается градус протекционизма. После того, как Роспортебназор объявил запрет на ввоз вина и виноматериалов из Грузии и Молдавии, Украина решила сыграть на опережение. Как сообщают «Известия», владельцы «Хортицы» обратились в «Союзэкспертизу» при ТПП, в Научно исследовательский институт пищевой биотехнологии Российской Академии Сельскохозяйственных Наук и в «Ростест» с просьбой о проведении тестирования продукции. Согласно заключению экспертов все представленные образцы продукции «Хортицы» были квалифицированы как продукты самого высокого качества. С заключением экспертизы любой желающий может ознакомиться в представительстве «Хортицы» или в лабораториях, проводивших экспертизу.

«Известия» обращают внимание, что российские производители всерьез обеспокоены экспансией украинской крепкой алкогольной продукции. По данным союза участников алкогольного рынка России, по итогам 2005 года продукция из этой республики заняла порядка шести процентов рынка крепкого спиртного. В СУАР считают, что доля украинской водки в дальнейшем будет увеличиваться преимущественно в дорогом сегменте, так как высокое качество и грамотный маркетинг позволяют ей победить в конкурентной борьбе. «Лучше бы вместо «партизанской войны» против соседей российские производители поучились у них продавать свой товар, а главное — выдерживать жесткую конкуренцию по качеству со стороны украинцев», — резюмируют «Известия».

«Газета» также пишет об открытой и четной конкурентной борьбы «Хортицы»: «Самая динамичная торговая марка Украины призвала всех отечественных производителей не экономить на качестве и проводить тестирование продукции (как минимум один раз в месяц) в трех ведущих российских и двух наиболее авторитетных международных лабораториях». Как сообщила корреспонденту «Газеты» директор лаборатории Главного экспертно-аналитического центра «Союзэкспертиза» Марина Циренина, «призыв компании «Хортица» проводить регулярную экспертизу в нескольких независимых организациях достоин похвалы, поскольку при существующем обороте исходного сырья стабильность качества должна отслеживаться постоянно, а именно не реже чем один раз в месяц».

«Комсомольская правда» сообщает о планах «Хортицы» провести листинг акций на Лондонской фондовой бирже в первом полугодии 2007 года. Ориентировочный размер листингового пакета — 10 процентов. Ввиду того, что компания обладает достаточными финансовыми ресурсами, приоритетной целью является не привлечение дополнительных инвестиций, а повышение уровня капитализации и демонстрация прозрачности процессов, происходящих в компании.

Однако «Парламентская газета» утверждает, что результаты тестирования доказали, что «Хортица» вводит потребителей в заблуждение агрессивной рекламой. При этом газета ссылается на экспертизу Роспотребнадзора. «Число производителей продукции, не соответствующей российским ГОСТам, в части производителей алкогольных напитков, возросло, — отмечает автор статьи Евгения Миреева. — На сей раз серьезным сомнениям и критике подверглись такие раскрученные на российском рынке сорта, как водки «Хортица — Серебряная прохлада», «Хортица-Платинум» и горькая настойка «Хортица Перцевая с медом пекучая» производства ЛВЗ «Хортица». Их низкое качество документально подтверждено экспертизой». Сообщается, что по результатам исследования напитки должны быть отнесены к водкам и горьким настойкам низкого качества, хотя стоят как продукция премиум-класса.

Так что алкогольный рынок выходит на новый уровень конкуренции — экспертиз и тестирующих органов. Смогут ли все исследовательские компании вместе взятые одержать победу над Роспотребнадзором — вопрос риторический.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ