Водка под зонтиком: ФАС сможет бороться с алкогольным перцем и шоколадом во внесудебном порядке

0:00
0

“Контролировать водку хотят все – от чиновников до милиционеров. Но не знают как”, – так “Московский комсомолец” отреагировал на полемику вокруг введения госмонополии на спирт. Как пишет издание, сторонники контроля за оборотом спирта в качестве аргумента “используют” 40 тысяч соотечественников, которые ежегодно травятся паленой водкой. По их мнению, с созданием госмонополии жить россиянам будет проще и безопаснее. Апологетом этой концепции является министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, который утверждает, что госмонополию на оборот производимого в стране спирта нужно вводить немедленно.

“Московский комсомолец” отмечает, что прослышав про монополию, к делу с полной серьезностью подошли “силовики”, которые тут же предложили “взять под государственный – контроль” оптовую продажу спиртного. МВД оперативно провел соответствующие проверки и выявил массу нарушений при производстве алкоголя, в том числе “факты незаконного изготовления продукции на легальных предприятиях”.

Однако в статье “Водочная деприватизация”, опубликованной в “Газете”, подчеркивается, что депутаты Госдумы так и не смогли прийти к единому решению по спорному вопросу. Алексея Гордеева поддержал спикер Госдумы Борис Грызлов, который безапелляционно заявил, что “продажа спирта должна быть в одних руках – государства”. В то же время глава комитета по экономической политике Валерий Драганов предложил подождать практических результатов реализации закона, регулирующего оборот этилового спирта, который был принят в июле текущего года. Закон предусматривает создание единой государственной автоматизированной информационной системы, которая позволит следить за перемещением готовой алкогольной продукции в стране. Драганов предполагает, что этой системы контроля “может оказаться вполне достаточно”.

Противником введения госмонополии на спирт является председатель экспертного совета Павел Шапкин. “Это утопия, – заявил “Газете” Шапкин. – Во-первых, у нас юридически нет такого вида деятельности, как оптовый оборот спирта. Не существует оптовиков, нет даже такого вида лицензий”. По его словам, создание госкомпании, которая закупала бы весь спирт в стране, потребует огромных и неоправданных затрат. Это и обеспечение перевозки, и создание логистической системы, и строительство по всей России сети спиртохранилищ. К тому же монополия на спирт не позволит государству контролировать оборот алкоголя.

На повестке дня Госдумы и другой не менее болезненный вопрос – внесение поправки к закону “О рекламе”, который сделает невозможной рекламу зонтичных брендов. Как сообщает “Профиль”, соответствующую поправку внесла вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, которая направлена против производителей крепкого алкоголя, которые рекламируют свою продукцию под прикрытием товаров, не имеющих “алкогольных” ограничений в рекламе. Брешь в законодательстве позволяла активно продвигать перчик Nemiroff, шоколадные конфеты “Флагман”, воду “Славянская” и бесплатную телефонную линию “Тосты от Путинки”.

Как пишет “Профиль”, поправка к закону “О рекламе” позволит Федеральной антимонопольной службе пресекать зонтичную рекламу, не прибегая к длительной судебной процедуре. Ежели ФАС сочтет, что под видом консервированного перца рекламируется водка, эта реклама будет немедленно снята, а рекламораспространитель – оштрафован. Второе чтение новой редакции закона “О рекламе” намечено на 30 ноября. Третье чтение состоится предположительно весной 2006 года.

Компания Nemiroff, которая продвигала оригинальную водку под эффектным слоганом “Все дело в перце!”, намерена еще больше увеличить свое присутствие в России. “Коммерсантъ” со ссылкой на агентство “Интерфакс-Украина” сообщает о планах Nemiroff довести долю экспорта продукции до 75% от общего объема продаж в ближайшие два года. Как заявил начальник внешнеэкономического департамента компании Сергей Добровольский, сейчас на экспорт отправляется приблизительно половина всей реализуемой продукции.

Не отстает от своего главного конкурента и украинский “Союз-Виктан”. Как отмечает “Калининградская правда”, наступление на российский рынок компания “Союз-Виктан” ведет по трем направлениям – Восток, Центр и Запад. По словам руководителя отдела продаж “западного” направления компании Сергея Могильного, в Калининграде “Союз-Виктан” рассчитывает обрести стратегического партнера, который выступит не только в роли поставщика, но и единомышленника.

“Континент-Сибирь”, в свою очередь, пишет об экспансии украинского игрока на сибирский рынок. Подчеркивается, что сегодня “Союз-Виктан” решил усилить свои позиции в России прежде всего за счет региональных рынков. “На данный момент компания занимает около 0,8% рынка в Сибирском регионе, – заявил брэнд-менеджер компании Александр Чекмарев. – В наших планах – занять до конца года около 3% рынка и довести численную дистрибуцию по Сибирскому региону до 40%”. Для усиления своих позиций в Сибирском регионе весной 2006 года компания “Союз-Виктан” планирует открыть в Новосибирске собственный логистический центр на арендуемых площадях, объединяющий пять областей – Новосибирскую, Кемеровскую, Красноярскую, Омскую и Томскую.

Региональные ритейлеры к инициативам “Союз-Виктана” относятся скептично. “Что касается планов этой компании занять некую долю регионального рынка, то они должны опираться в первую очередь на продажи относительно всей группы, – заявляет коммерческий директор сети “Сибириада” Эдуард Коршиков. – Амбиции компании закреплены успехом на украинском рынке, но надо брать в расчет то, что в России и в Сибири производителей гораздо больше, их позиции уже довольно прочны, и перетянуть на себя одеяло продаж будет нелегко”.

В компании “Шушенская марка” также считают, что планы компании “Союз-Виктан” несколько преувеличены, так как региональные производители занимают сегодня достаточно сильные позиции. Гендиректор “Омсквинпрома” Андрей Стрелец полагает, что “Союза-Виктан” может к Новому году занять до 5-7% новосибирского рынка. При этом он замечает, что местные игроки тоже не собираются стоять на месте: “Сейчас мы занимаем около 28% новосибирского рынка водок дороже 100 рублей, до конца года планируем довести эту цифру до 30%. Так что этой компании придется серьезно потрудиться для того, чтобы реализовать хотя бы часть своих планов”.

Несмотря на то, что главные войны разворачиваются на рынке крепкого алкоголя, появляется все больше публикаций о повышении популярности вина. На этот раз этой теме посвящена статья обозревателя “Новой газеты” Ольги Горелик “Красные против белой”. По информации газеты, виноградные вина все больше теснят “беленькую”, причем, российский покупатель, несмотря на активное продвижение французских и южноамериканских марок, отдает предпочтение давно и хорошо знакомой Молдавии. Аргумент таких странных вкусовых предпочтений прост и очевиден – молдавские вина дешевле.

Согласно исследованию холдинга “Винный мир”, объем рынка алкоголя России стабильно растет на 15-20 миллионов дал в год, причем наиболее активно развивается слабоалкогольный сегмент рынка. В прошлом году доля водки сократилась до 50%, зато вино заняло почти треть рынка.

Информация о росте потребления и производства вина в России подтверждается и докладом министерства сельского хозяйства США. Из него следует, что к 2009 году объем продаж вина в РФ достигнет 1,5 миллионов литров по сравнению с 1,025 в 2004 году. По прогнозам американцев, быстрее всего в нашей стране будет расти потребление красного вина. Кстати, за последние пять лет оно уже увеличилось почти на 66%. При этом доля импортной алкогольной продукции на отечественном рынке за последние четыре года возросла с 10 до 20%.

Активно развивается и рынок вина Новосибирска. Как сообщает “Континент-Сибирь”, французская компания “ФЭТ” объединилась с региональными дистрибьюторами алкоголя, чтобы эффективнее работать с сегментом HoReCa. На это предложение откликнулись семь оптовых компаний Сибири и Дальнего Востока. Новое партнерство получило название “Национальная винная ассоциация” (НВА). Его участники уже ведут работу по закупкам вина непосредственно в винодельческих хозяйствах Франции, минуя национальных дистрибьюторов.

Идея НВА состоит в том, чтобы участники самостоятельно отбирали вина в хозяйствах, возможно, не имеющих мировой известности, но выпускающих продукцию интересную, которая может разнообразить винные карты ресторанов в регионах. “Львиная доля поставок сегмента HoReCa в регионах формируется пакетным способом, – рассказывает руководитель компании “ФЭТ” Ян Скопин. – Крупные импортеры и их региональные партнеры-дистрибьюторы стремятся предложить заведениям напитки, выбор которых мотивирован в основном коммерческими соображениями. Продается то, на чем оптовикам удается получить наибольшую маржу”. Там, где рестораторы все же пытаются включить интересные позиции, конечная стоимость этих продуктов делает их почти непродаваемыми в регионах за счет слишком маленьких партий и прохождения через руки нескольких посредников. Благодаря деятельности НВА ценители вина получат возможность познакомиться с интересным, качественным вином по справедливой цене.

Для российских пивоварах главной стратегической задачей является выход на новые рынки. Особенно в этом преуспела “Балтика”. “Бизнес” со ссылкой на “Интерфакс” сообщает о значительном усилении позиций пивоваренной компании в Казахстане. Подчеркивается, что объем инвестиций “Балтики” в азиатскую республику в 2003-2005 годах превысил 4 миллиона долларов. Согласно последним результатам исследовательской компании ACNielsen, самым продаваемым пивом в Казахстане стала “Балтика”, которая, по итогам первого полугодия 2005 года, занимает свыше 17% пивного рынка региона.

В то же время датская пивоваренная компания Carlsberg намерена наращивать свое присутствие на перспективном российском рынке. Как отмечает “Эксперт”, Carlsberg, одновременно с закрытием части европейских заводов, планирует увеличить свое присутствие на новых рынках – главным образом в России и в Китае. Сегодня Carlsberg выпускает пиво на 30 заводах в девяти европейских странах.

Coca-Cola Company для укрепления позиций в Восточной Европе, создает новое подразделение, объединяющее бизнес компании в России, на Украине и в Белоруссии. Как пишут “Ведомости”, продажи Coca-Cola в России демонстрируют самые высокие темпы роста за последние 5-10 лет – 21%. “Россия сейчас находится на одном уровне с Бразилией, Китаем и Индией, являясь быстро растущим и перспективным рынком”, – так оценивает ситуацию председатель совета директоров мирового гиганта Невилл Исделл.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ