"Русская водка" – товарный знак или географический феномен?

0:00
0

В центре внимания СМИ очередной раунд конфликта “Союзплодоимпорта” и группы SPI Юрия Шефлера. Как стало известно “Газете”, SPI пытается добиться отмены регистрации наименования “Русская водка” в качестве общеизвестного товарного знака. Роспатент принял соответствующее решение в сентябре, на основании которого, производители, размещающие на своей продукции надпись “Русская водка”, могут быть обвинены в нарушении исключительных прав государства на товарный знак.

Как отмечает патентный поверенный Вадим Усков, географическое название может использовать любая компания, однако для этого ей необходимо доказать факт производства своего товара в данной местности. Иными словами, производителю стало необходимо проходить бюрократическую процедуру, прежде чем назвать свою водку “русской”.

В SPI считают, что Роспатент, зарегистрировав “Русскую водку” одновременно и как географическое название, и как общеизвестный товарный знак, грубо нарушил закон РФ о товарных знаках. “Это абсолютно разные понятия, и они юридически не совместимы друг с другом, – комментируют ситуацию в SPI. – Наименование места происхождения товара не может быть одновременно товарным знаком одного лица”.

По мнению Вадима Ускова, “Союзплодоимпорт”, закрепив права на “Русскую водку”, готовит плацдарм для наступления на SPI после вступления России в ВТО. После присоединения РФ к международному торговому альянсу общеизвестные знаки, зарегистрированные в России, получат дополнительную защиту на мировом рынке. В свою очередь, SPI, обращаясь в суд, готовится к новым правилам игры.

“Коммерсант”, отмечает, что для обеих сторон конфликт вокруг “русской водки” – лишь часть борьбы за контроль над продажами самого привлекательного брэнда – Stolichnaya. SPI, владея правами на Stolichnaya на международных рынках, позиционирует свою водку как русскую. Более того, на этикетках Stolichnaya написано Russian Vodka. Оспорив в России регистрацию “русской водки” как наименование по месту происхождения, а также одноименного товарного знака как общеизвестного, SPI получит сильный козырь в борьбе с ФКП в судах США.

Однако на этот раз у SPI появились союзники. “В настоящее время мы готовим коллективный иск к Роспатенту, – заявил “Коммерснату” владелец ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. – Регистрация торгового знака “Русская водка” неправомерна. То, что сейчас происходит, это уже полный беспредел”. По словам Зивенко, им уже собран пул из десяти недовольных предприятий. Однако раскрыть их названия он отказался. Крупные участники рынка действия господина Зивенко поддерживают. “Пока ни о каких исках мы не думали, – заявил Ъ совладелец холдинга “Ладога” Вениамин Грабар, – но того, что “Русская водка” оказалась в одних руках, не допустим”.

Впрочем, по мнению экспертов, в области патентного права, “Союзплодоимпорту” под силу справиться с недовольными производителями. “Я не помню еще ни одного дела, которое проиграл ФКП,- говорит патентный поверенный Вадим Усков. – Если им удалось заставить платить всех производителей “Советского”, то и тут у него не возникнет сложностей. Поэтому реально обжаловать решение Роспатента практически невозможно”.

В споре с Шефлером на стороне “Союзплодоимпортом” выступает и Генпрокуратура. Заместитель генпрокурора Сергей Фридинский объявил, что казна получила дополнительные миллиарды рублей после того, как государство вернуло себе права на ряд известных водочных марок. Однако представители группы SPI и эксперты рынка сомневаются в справедливости данных, приведенных Генпрокуратурой. По их мнению, государство пока только тратит деньги на адвокатов.

Гендиректор ЗАО “Союзплодимпорт” Андрей Скурихин, комментируя ситуацию для “Известий” отмечает, что водку Stolichnaya и Moskovskaya за границей продает только SPI, а потому никаких доходов от реализации этих марок казна получить не могла.

Ситуацию на рынке крепкого алкоголя обостряет “межвидовая” конкуренция. “Секрет фирмы” отмечает, что производители легких коктейлей намерены потеснить водочные компании, повышая градус своих напитков. Так, в октябре нынешнего года калужская ТПГ “Кристалл” собирается выпустить в продажу коктейли Ice House крепостью в 20-24 градуса. Другие производители на столь радикальное расширение линейки не решаются, но приманивают потребителей крепких напитков другими уловками. Модная тенденция коктейльного рынка – выпуск напитков в бутылках, похожих на водочные или под водочными брэндами. Так, петербургский завод “Браво Премиум” по заказу британской компании Diageo начал разливать коктейль Smirnoff Ice, тезку знаменитой водки. А МПБК “Очаково” будет выпускать коктейль Stolichnaya Ice по лицензии владеющего торговой маркой Stolichnaya КП “Союзплодоимпорт”.

Для упрочения позиций на рынке алкогольные компании обращаются и к диверсификации производства. Как стало известно “Коммерсанту”, группа компаний “Бородино” приступила к созданию собственной сети небольших магазинов шаговой доступности. До конца года компания намерена открыть 10 магазинов, к весне 2006 – 40, а к 2007 году сеть планируется увеличить до 80-90 объектов в Москве и Подмосковье. Компания будет развивать так называемые магазины шаговой доступности площадью 200-400 кв. м. Инвестиции в один магазин составят от $250 тыс. до $750 тыс.

В “Бородино” неожиданный интерес к рознице объяснили желанием построить холдинг замкнутого цикла с собственным производством и сбытом продукции. Однако участники рынка не припоминают ни одного успешного розничного проекта, созданного производителем продуктов. “Такие проекты обречены, – говорит президент компании “Виктория” Николай Власенко. – Производитель хочет избежать зависимости от сетевых ритейлеров. Однако ему трудно абстрагироваться от своей продукции: ее будут ставить на лучшие места, активнее продвигать… В итоге другим маркам становится просто неинтересно работать с таким ритейлером”.

Мелкие игроки, пытаясь проникнуть на высоконкурентный рынок, используются альтернативные каналы продвижения, предлагая уникальные товары. Именно по такой схеме действует компания “Винный раритет”, выпускающая биовино без химических добавок. Вино этой марки будет продаваться в аптеках “Доктор Столетов”. “Бизнес” подчеркивает, что такое партнерство особенно выгодно аптечной сети, которая пытается задействовать новые способы привлечения клиентов. Цена новинки сопоставима со стоимостью элитных вин – 800-1500 руб.

Гендиректор аналитической компании RMBC Мария Денисова видит в продажах алкогольной продукции “продолжение политики расширения бизнеса сети”. По ее мнению, известность торговой марки аптечной сети может повысить степень доверия и к ее алкогольной продукции. В то же время конкуренты – аптеки “Итек” и “Старый Лекарь” – считают, что “Доктор Столетов” плохо себе представляет портрет целевой аудитории нового продукта, так как “вино в России не ассоциируется со здоровым образом жизни, а те, кто употребляет вино в целях профилактики, покупают его в магазинах”.

Уникальный продукт должен стоить дорого – цена выступает своего рода гарантом эксклюзивности и высокого качества. В то же время просто хорошее вино вовсе не обязательно должно быть дорогим. В этом пытается уверить своих читателей “Московский комсомолец”. Газета подчеркивает, что развитие рынка вторичного виноделия способствовало снижению цены на напиток, который “разгоняет кровь и поднимает настроение”. При этом, как утверждает “МК”, разница между первичным и вторичным виноделием лишь в том, где виноматериал превращается в вино.

Если потенциал роста рынка вина пока не исчерпан, то российский пивной рынок сегодня как никогда близок к насыщению. По мнению аналитика “Компании”, в этих условиях производители могут увеличивать свою долю не благодаря росту объемов продукции, а за счет вытеснения друг друга. При этом деловой еженедельник подчеркивает, что в отличие от регионов, Москва развивается по особое модели. Этим обусловлено доминирование на столичном рынке компании SABMiller при одновременном ослаблении позиций BBH, SUN Interbrew и Efes Beverages Group.

“Компания” объясняет успех SABMiller грамотной маркетинговой политикой: компания делает ставку на премиальный сегмент, который в последнее время динамично развивается. По оценкам “Бизнес Аналитики”, в целом по России на долю пива премиум в стоимостном выражении приходится чуть более 40 процентов, а в Москве этот показатель уже превысил 63 процента. Так что продукция SABMiller очень хорошо вписывается в пивные потребности москвичей. Кроме того, SABMiller стала первой компанией, которая направляла своих агентов для продвижения пива в местах продаж.

Вместе с тем, “Компания” предупреждает, что лидеру не пристало почивать на лаврах. Конкуренты SABMiller не дремлют, и удержать позиции можно только с помощью оригинальных маркетинговых идей. Тем более что рынок ожидает мощный всплеск пивоваренного креатива. “Секрет фирмы” не исключает, что бывшие владельцы “Пивоварни Ивана Таранова” могут направить деньги, полученные от продажи компании, на реализацию собственных проектов, которые в свое время были задуманы для упрочения рыночных позиций их компании. Как пишет “Секрет фирмы”, это стало полной неожиданностью для ПИТа Heineken. “Не исключено, что экс-владельцы ПИТа еще “всплывут” на пивной арене с новыми брэндами”, – резюмирует обозреватель журнала Марина Смовж.

Однако владельцы “Очаково” отказываются от любых заманчивых предложений по продаже бизнеса. Президент “Очаково” Алексей Кочетов в интервью газете “Ведомости” решительно опроверг слухи о возможной продаже компании. Кочетов, объясняя свое решение, демонстрирует чисто русскую преданность любимому делу: “Я хочу после себя что-то оставить, доказать, что наши мозги нисколько не хуже, чем зарубежные. Что мы тоже можем строить перспективный бизнес. И у нас это неплохо получается. Если бы нам нужны были деньги, мы бы продались. Сидели бы на Канарах и животик грели. Мы даже дивиденды не платим, потому что вся прибыль направляется на дальнейшее развитие предприятия и улучшение благосостояния сотрудников. Сколько времени я работаю – дивиденды еще никто не получал, в том числе и я”.

При этом Алексей Кочетов считает, что подобный бизнес-патриотизм будет оценен и поддержан правительством: “Государство должно сыграть свою роль. Российских производителей пива осталось очень мало, за последние два года закрылось около 70 небольших пивзаводов. Если так пойдет дальше, то скоро на рынке останутся лишь три-четыре иностранные компании”. Алексей Кочетов осознает, что если последний отечественный пивной гигант “Красный Восток” будет продан, “Очаково” останется в гордом одиночестве, и все же в будущее смотрит с завидным оптимизмом.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ