Водочный патриотизм с украинским акцентом: "Союз-Виктан" намерен стать лидером российского рынка алкоголя

0:00
0

Со следующего года в сфере контроля за производством и оборотом алкогольной продукции грядут серьезные изменения: упраздняются акцизные склады и специальные региональные марки, обязанность по уплате акциза возлагается на производителей алкогольной продукции. Между тем в Счетной палате считают, что ситуацию нужно менять кардинально, поскольку перечисленные меры не позволят полностью избавиться от недостатков ныне действующей системы взимания акцизов, и предлагают перейти на взимание всей суммы акциза с этилового спирта. Аудитор СП Владимир Пансков в интервью газете “Экономика и Жизнь” так объясняет ситуацию: “По логике акциз, как и любой косвенный налог, уплачивается потребителем на последней стадии. Но такова специфика, что чем дальше, скажем так, “от источника”, тем труднее контролировать уплату акцизов на алкоголь. В рознице это вообще невозможно. Это подтверждают и результаты проверок, недавно проведенных Счетной палатой. А если предприятие – производитель алкогольной продукции покупает спирт с акцизом, то оно может что угодно с ним сделать, хоть вылить: акциз уже в казне!”

Пансков подчеркивает, что Счетная палата предлагает ввести монополии не на производство, а только на оборот спирта: “Мы предлагали вариант, когда весь произведенный спирт в стране реализуется некоему госпредприятию по отпускной цене, а оно уже продает этот спирт (с акцизом) производителям ЛВИ. Практически плательщиком становится одно это госпредприятие, и основная часть проблем решается. Главное при этом – обеспечить эффективный контроль движения спирта”.

Нужно отметить, что сторонники введения алкогольной монополии недавно получили весьма ощутимый удар – руководитель отдела развития спиртоводочной отрасли Минсельхоза Павел Марченко был арестован при получении взятки. “Арест чиновника, ответственного за “алкогольную тему”, – лучший ответ сторонникам введения госмонополии на оборот спирта”, – так считает обозреватель “Новых известий” Максим Сахаров, автор статьи “Отряд не заметит потери бойца”.

“Понятно, что в министерстве будут упирать на то, что Марченко относится к разряду паршивых овец, какие встречаются даже в самых благородных стадах, – отмечает корреспондент газеты. – С таким посылом можно было бы, видимо, согласиться, если бы не одно обстоятельство. За последние годы в “Матросской тишине” и других следственных изоляторах столицы побывали несколько высокопоставленных чиновников Минсельхоза. В этом контексте странной выглядит продвигаемая главой Минсельхоза идея введения монополии на спирт. Общеизвестно, что любая монополия отличается чрезвычайно низкой эффективностью. А монополия, находящаяся в руках чиновников, которые не устают подавать себя в качестве главных защитников государственных интересов, в реальности оборачивается диким разгулом коррупции”. По мнению Сахарова, неэффективная работа “Росспиртпрома” “Союзплодоимпорта” не позволяет усомниться в этом тезисе.

Как известно, новым порядком взимания акцизов были недовольны главы регионов, так как со следующего года вся сумма акциза будет поступать в федеральный бюджет. Однако 9 августа трехсторонняя бюджетная комиссия постановила, что центр будет распределять не все акцизные деньги, а лишь 80% поступлений. 20% акцизов, собираемых с заводов, сразу достанутся регионам, в которых они расположены. В опубликованной в “Коммерсанте” статье “Губернаторам добавили на водку” приводятся комментарии директора департамента межбюджетных отношений Минфина Антона Силуанова. По мнению эксперта, такой подход оставит регионам заинтересованность в работе с налогоплательщиками, так как при полной централизации у губернаторов нет никаких стимулов развивать водочное производство и добиваться от заводов полной уплаты налога.

О новом порядке распределения акцизов также пишут “Ведомости”. “Пьяные деньги” – так называется статья Александры Петрачковой и Оксаны Гончаровой. В газете подчеркивается, что 20% все равно не устраивают губернаторов, которые считают, что все акцизы должны оставаться в регионах. “Если по-братски, то 50% на 50%”, – сетует руководитель департамента правительства Мурманской области Вячеслав Зиланов. “Мы все очень хорошо знаем, сколько времени выбивается трансферт и сколько к этому нужно приложить усилий, – гораздо легче собирать налог с предприятий, чем выбивать его из центра, – добавляет гендиректор ассоциации “Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса” Михаил Злыдников. – Тогда на местах смогут “понять, на что рассчитывать”.

Не удержалась от лингвистических игр и газета “Время новостей”. “Минфин перераспределил алкогольные деньги в масштабах России”, утверждается в статье под заголовком “С водки добрых новостей”. Опрошенные газетой аналитики предположили, что изменения в правилах взимания акцизов в любом случае вызовут в начале следующего года провал их собираемости: “Оптовики, узнав о скорой ликвидации акцизных складов, заведомо перестали платить налоги. А когда вступит в силу новая акцизная система, предъявлять претензии им уже поздно: взимать всю сумму акцизов будут уже с производителей”.

В свою очередь, “Известия” предупреждают, что новый порядок маркировки ввозимого в Россию алкоголя, который вводится с 1 января, может привести к прекращению поставок спиртного из-за границы. Как заявил директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов, порядок распоряжения продукцией, промаркированной действующими в настоящее время марками, пока что не определен. В итоге, по мнению европейских поставщиков спиртного, под угрозой оказалась сложившаяся система защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности владельцев торговых марок алкогольной продукции.

Между тем российские торговцы спиртным, похоже, уже нашли замену европейским партнерам. По данным Национальной алкогольной ассоциации, увеличение импорта спиртного в этом году произошло в основном за счет роста поставок из Украины. Импортеры из ближнего зарубежья, нужно отметить, чувствуют себя весьма комфортно. И уже перестают быть импортерами. Как известно, компания “Союз-Виктан” первой среди украинских водочников купил завод в России. Глава “Союз-Виктана” Андрей Соколов в интервью журналу “Секрет фирмы” заявил о готовности компании стать лидером российского рынка алкоголя. “Мы будем откусывать по кусочку от наших конкурентов. Например, только за последние шесть месяцев мы продали водки в России раза в полтора больше, чем за весь прошлый год. До конца 2005-го, по сравнению с 2004-м, мы получим 300 – 350% прироста продаж. Сейчас примерно по 6% рынка контролируют крупнейшие российские водочники “Веда” и “Кристалл”. Через три-пять лет основным российским производителям будут принадлежать как минимум 10-15% рынка. Наша цель – попасть в их число”, – признался Соколов.

Решение открыть в России собственное производство Андрей Соколов объясняет так: “Доля импортного алкоголя не превышает в России 10%. Доля украинских водок здесь не больше нескольких процентов. И в наших странах такой расклад будет всегда в силу менталитета русских и украинцев. В России самой лучшей неизменно считается русская водка. Даже при удачном брэндировании и эффективном маркетинге доля импортной водки будет минимальна”.

Что касается рынка слабоалкогольных коктейлей, то его игроки делают ставку на выпуск лицензионных брэндов. Как сообщает “Бизнес”, по данным “Хэппилэнда”, в первом полугодии 2005 года продажи собственных марок компании росли в среднем на 15-20%, лицензионные росли на 50-100%. “В ближайшее время рынок будет расти примерно на 5% в год, а темпы роста лицензии мы прогнозируем в четыре раза больше”,- говорит гендиректор “Хэппилэнда” Игорь Барбашов. Еще один из крупнейших игроков рынка коктейлей – “Мегапак” в прошлом году даже выкупил свой ведущий лицензионный брэнд Hooch.

Лицензионные брэнды собирается запускать и второй игрок на рынке – МПБК “Очаково”, ранее подчеркивавший в позиционировании свои российские корни. “Сейчас мы находимся в процессе поиска партнеров, и, как только найдем хороший брэнд, будем покупать лицензию”,- говорит коммерческий директор “Очакова” Вячеслав Меркулов.

Директор по маркетингу компании “Браво премиум” Елена Шевченко также отмечает, что с весны 2005 года объем продаж лицензионных марок стал расти”. Вместе с тем, эксперт пока не может назвать это тенденцией, так как “сегмент только начал динамично развиваться”. По мнению Шевченко, сейчас лицензионные коктейли хорошо продаются только в Москве и Петербурге, а в дельнейшем их рост будет происходить и за счет крупных городов в регионах.

Директор по маркетингу “Мегапака” Дмитрий Ченцов, в сою очередь, отмечает, что преимущества лицензионных брэндов прежде всего в быстроте и скорости: для того чтобы успешно запускать собственную новую марку, надо вложить очень много денег в исследования рынка, а покупка готовой лицензии позволяет быстрее отреагировать на изменения в потребительских предпочтениях.

Иностранные компании задают тон и на рынке пива. В статье обозревателя “Известий” Полины Каневской “Пивной непатриотизм” сообщается об успехе на российском рынке западных игроков. По сообщению агентства Bloomberg, крупнейшая пивоваренная компания Великобритании Scottish & New-castle Plc увеличила чистую прибыль по итогам первого полугодия на 9,8%. При этом отмеченный рост связывается с объемами продаж пива в России.

Чистая прибыль британской компании Scottish & Newcastle Plc, которая является владельцем компаний Heineken NV, InBev NV и Baltic Beverages Holding (совладелец BBH – Carlsberg Breweries A/S), по итогам первого полугодия выросла на 9,8%. А выручка компании, по сообщению агентства Bloomberg, за тот же период увеличилась на 3,4% – до 1,88 млрд. фунтов стерлингов.

Как известно, шведская BBH – лидер на российском рынке пива. Только во втором квартале 2005 года она увеличила продажи в России на 17%. “BBH остается основным двигателем бизнеса Scottish & Newcastle”, – отмечает аналитик Credit Suisse First Boston Майкл Бликли. А по оценкам Merrill Lynch & Co., BBH может принести около 21% прибыли Scottish & Newcastle в этом году.

Конкуренты шведской компании – Heineken NV и InBev NV – также усиливают свои позиции на российском рынке. Так, продажи компании InBev (марки Stella Artois, Brahma и другие) только за первый квартал этого года выросли на 4,1%.

Полина Каневская, анализируя ситуацию, приходит к печальным выводам: “Напомним, в марте был принят нашумевший закон “Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе”. В Госдуме сейчас обсуждается вопрос о запрещении рекламы пива на телевидении. Получается, что меры, принятые российскими властями, сыграли на руку западным пивоварам? Во всяком случае, об этом свидетельствует сравнение данных российской статистики и отчетов зарубежных компаний”. Так что ситуацию пока спасается разве что водочный патриотизм – да и то с украинским акцентом.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ