Жириновский требует запрета колы: депутаты осваивают новые безалкогольные технологии

0
11

В споре за водочную марку «Гжелка» группа «Кристалл» Сергея Зивенко одержала промежуточную победу: суд обязал Роспатент вернуть права на марку ТПГ. Как отмечают «Ведомости», решение суда направлено на то, чтобы развеять миф о существовании так называемой «птицы Гжели», который положен в обоснование всех заявлений в Роспатент.

Товарный знак «Гжелка» был зарегистрирован ЛВЗ «Кристалл» в 1993 г. и позже продан одноименной торгово-промышленной группе. С весны прошлого года ООО «Гжелка», которое принадлежит структурам предпринимателя и сенатора Александра Сабадаша, контролирующего петербургский водочный завод «Ливиз», пытается через суд и Роспатент отобрать права на эту марку у ТПГ. В мае этого года «Ливиз» сумел зарегистрировать товарный знак «Гжелка» в Роспатенте. Роспатент лишил ТПГ регистрации товарных знаков «Гжелка» на основании того, что слово «Гжелка» созвучно названию одноименной реки, а значит, не может быть охраноспособным.

Однако арбитражный суд Москвы отменил решение Роспатента о лишении ТПГ «Кристалл» правовой охраны товарного знака «Гжелка» по жалобе ООО «Гжелка». Суд предписал Роспатенту восстановить знак «Гжелка» в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

Тем временем свою версию водки «Гжелка» стал разливать конкурент «Кристалла» — петербургский завод «Ливиз», который уже заключил пятилетний договор с бывшим партнером ТПГ — дистрибьютором «Кристалл-Гросс». Несмотря на решение суда менеджмент «Ливиза» не собирается отказываться от дальнейшей борьбы. «Неприятное решение, но для нас оно ничем не грозит, мы его оспорим», — заявил «Ведомостям» член совета директоров «Ливиза» Юрий Локтионов.

Брэндовому скандалу посвящена и опубликованная в «Деловом Петербурге» статья «Вторая «Гжелка» польется из Петербурга». Юрий Локтионов признался корреспонденту газеты, что ожидает дальнейших исков со стороны ТПГ «Кристалл» и сам будет добиваться окончательного запрета ТПГ «Кристалл» на производство марочной водки.

Пресс-секретарь «Кристалла» Юлия Тимофеева, в свою очередь, сообщила, что ТПГ продолжает производить водку под этим брендом и намерена продолжать тяжбы за него. «Все их действия мы будем оспаривать и в дальнейшем», — сообщила она. «Деловой Петербург» также сообщает, что владелец ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко получил от компании SuperBrand диплом за товарный знак «Гжелка».

В то же время группа компаний «Синергия», работающая на рынке Приморья, Перми и Архангельска, заявила о своем намерении стать игроком федерального масштаба. В конце лета «Синергия» представит водку «Государев заказ», которая позиционируется в среднем ценовом сегменте, и «Зернов» формата low premium. До конца года холдинг планирует запустить еще несколько брэндов, названия и стоимость которых не раскрываются. Известно лишь, что совокупные вложения в продвижение новых марок составят не менее $10 млн. Об этом сообщил газете «Бизнес» председатель правления группы Александр Мечетин.

Участники рынка, которых попросил прокомментировать ситуацию «Бизнес», отмечают, что новые марки могут столкнуться с сопротивлением местных производителей в регионах. «На алкогольном рынке отсутствует единое экономическое пространство. Компании непросто будет продавать высокие объемы в других регионах России, помимо тех, в которых они сейчас хорошо представлены»,- отмечает заместитель гендиректора по маркетингу группы «Русский алкоголь» Вадим Касьянов.

Однако ситуацию на рынке пива определяет экспансия «Балтики». На пресс-конференции, посвященной 15-летнему юбилею, компания заявила о намерении стать лидером продаж лицензионного пива. «Балтика» также собирается усилить свои позиции в сибирском регионе, купив 70,3% акций Красноярского пивоваренного завода «Пикра» за 67,5 млн. долларов.

Как пишет «Газета», в Сибирском регионе компания до сих пор была представлена слабо. Покупку готового бизнеса в «Балтике» считают удачной идеей. Повышение прибыльности должно произойти за счет расширения продаж более дорогого пива. «Балтика» выпускает более 36 сортов пива, в числе которых два лицензионных сорта — Carlsberg и Foster’s. «Лицензионное пиво планируется обеспечить активной рекламной поддержкой и продвигать его в сегменте HoReCa», — заявил Газете PR-менеджер компании «Балтика» Алексей Кедрин.

За последний год компания усилила свои позиции в лицензионном сегменте благодаря росту бренда Carlsberg. Кроме того, по данным аналитиков, в этом году ожидается рост лицензионного сегмента на 31% при том, что сегмент дешевого пива вырастет на 9-10%, а пива «премиум» — на 6%. При этом отрыв «Балтики» от конкурентов весьма значителен: занимающая второе место компания Sun Interbrew отстает почти вдвое и занимает 16,4% рынка.

«Ведомости» отмечают, что «Балтика» оплатит сделку по покупке 70,32% акций пивзавода «Пикра» за счет собственных средств. Как сообщил президент «Балтики» Антон Артемьев, если сделка будет одобрена на внеочередном собрании акционеров 7 июля, то ее сумма составит $67,5 млн. «Балтика» приобретет пакет акций размером 70,32%, который сейчас принадлежит Baltic Beverages Holding. Подчеркивается, что сделка проводится в рамках операционного объединения принадлежащих холдингу российских заводов. Объединение должно завершиться к 2006 г. Таким образом, с учетом уже имеющихся 16,38% «Пикры» «Балтика» станет владельцем 87,7% акций предприятия.

Тем временем на рынке прохладительных напитков разгорается борьба за здоровый образ жизни, которую инициирует лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Похоже, депутаты несколько подустали от борьбы с водочниками и пивоварами и решили осваивать новые безалкогольные технологии.

Как сообщает «Бизнес», фракция ЛДПР направила в парламентский комитет по экономической политике законопроект о запрещении кока-колы и пепси-колы. Коллеги Жириновского этот документ характеризуют как «гротескный», однако не исключают, что он может быть рассмотрен даже на пленарном заседании нижней палаты.

Проект федерального закона «О запрете продажи и распространения напитков, содержащих тонизирующие компоненты», оказавшийся в распоряжении «Бизнеса», выглядит лаконично. Состоит он из четырех статей, две из которых определяют сферу действия и сроки вступления в силу закона. В третьей статье дается определение запрещаемых напитков: в них не должны входить синтетический кофеин, природные биологические активные вещества и витамины.

Последней статьей предлагается «запретить на территории РФ продажи и распространение напитков, содержащих тонизирующие компоненты». К законопроекту прилагается пояснительная записка, в которой авторы указывают: несмотря на то, что в тонизирующих напитках соблюдены предусмотренные законом дозировки кофеина, потребители часто употребляют более одной упаковки таких напитков. «Нет в России данных токсикологической оценки безопасности рецептур энергетических напитков»,- сетуют авторы законопроекта.

«Причина возникновения этого законопроекта не очень понятна. Есть предположение, что люди из ЛДПР просто перепутали колу с энергетическими напитками типа Red Bull или Jaguar», — говорит источник «Бизнеса» в комитете по экономполитике Госдумы.

Пресс-секретарь российского подразделения Coca-Cola Владимир Кравцов сомневается в возможности одобрения такого законопроекта: «Экономический эффект закона будет равен нулю. Впрочем, мы не хотим вмешиваться в политику, мы просто делаем безалкогольные напитки». С представителями Pepsi связаться не удалось.

Главной темой публикаций, посвященных анализу ситуации на рынке минеральных вод, остается брэндовая война вокруг знаменитых марок «Боржоми». Так, «Аргументы и Факты» утверждают, что секрет настоящих «Ессентуков» знает только компания «Вимм-Билль-Данн», которая является единственным обладателем скважин с целительной водой, которая продавалась по всему Советскому Союзу.

Нужно отметить, что позиции «Вимм-Билль-Данн» в последнее время немного ослабли. Как стало известно «Ведомостям», банк ING понизил рекомендацию по ADR компании с «покупать» до «держать», сохранив целевую цену на уровне $16,5. «В отчетности компании за I квартал мы видим мало поводов для повышения прогнозных показателей на 2005 г.», — говорят в ING.

В то же время в Объединенной финансовой группе (ОФГ) отмечают, что чистая выручка «Вимм-Билль-Данна» за I квартал выросла на 17,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Росту выручки способствовали высокие результаты всех трех направлений деятельности компании — детское питание, молочные продукты и напитки. Вместе с тем чистая прибыль «Вимм-Билль-Данна» оказалась ниже прогноза ОФГ на 40%. Чистая прибыль снизилась на 45% (с $5,3 млн до $2,9 млн). Причиной снижения стал финансовый убыток в размере $3,9 млн.

Тем не менее «Вимм-Билль-Данн» продемонстрировал высокие темпы роста операционного денежного потока — в I квартале 2005 г. он составил $37,5 млн (против $28,9 млн в I квартале 2004 г.) благодаря возврату налогов и улучшению управления оборотным капиталом. «В целом результаты компании оказались ниже наших ожиданий, — говорят в ОФГ, — впрочем, это не влияет на нашу оценку стоимости и инвестиционной привлекательности компании».

«Ведомости» также сообщают, что акционеры компании «Вимм-Билль-Данн» решили полностью продать свой пивоваренный бизнес, который сейчас состоит из двух предприятий — «Пивоиндустрия Приморья» (Владивосток) и Москворецкий пивоваренный завод (Москва). Как сообщил совладелец ВБД Давид Якобашвили, сейчас идут переговоры об их продаже с тремя компаниями, одна из которых — «Альфа-Эко».

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ