"Тиньков" сливает "Т": пивоваренный бизнес будет продан SUN Interbrew

0
13

Законопроект о госрегулировании алкогольного рынка, который Госдума рассмотрит на этой неделе, обещает значительно облегчить жизнь производителей. С помощью единой компьютерной системы власти намерены следить за производством и оборотом алкоголя и спирта, что позволяет отменить ряд лицензий и разрешений. «Ведомости» в статье Оксаны Гончаровой «Депутаты не боятся алкоголя» отмечают, что чиновники Минэкономразвития высказали удовлетворенность тем, что из законопроекта вычеркнуты предложения, которые могли «серьезно ухудшить» условия работы для бизнесменов. Замминистра МЭРТ Андрей Шаронов также отметил, что отмена лицензий на ввоз и вывоз алкоголя поможет России вступить в ВТО.

Вместе с тем, игроки рынка скептично относятся к созданию единой государственной автоматизированной информационной системы для регулирования отрасли. Председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин посетовал на то, что пока идея этой системы — чистая абстракция. Гендиректор Северо-Западного альянса участников алкогольного бизнеса Михаил Злыдников при этом заметил, что «любое человеческое изобретение можно контрпрограммировать».

Эксперты также опасаются, отмена лицензий для экспортеров и импортеров приведет к переделу рынка, так как нынешние эксклюзивные дистрибьюторы мировых производителей могут потерять контракты. При этом у лже-экспортеров появятся новые возможности.

Заместитель гендиректора группы компаний «Русский алкоголь» Олег Пустовалов настроен еще более пессимистично. По его мнению, предложенные в законопроекте кардинальные новации ситуацию с регулированием рынка не изменят. По мнению Пустовалова, эффективно бороться с нелегалами поможет введение предоплаты при получении акцизных марок.

Глава комитета ГД по экономической политике Валерий Драганов в интервью «Собеседнику» так прокомментировал законодательные новшества: «Госмонополии не будет, но мы переходим к монополии на информацию. То есть участники каждой сделки со спиртом должны о ней уведомлять контролирующие органы. И они должны подавать декларации об объемах закупленной или поставленной продукции. Вводится более четкая процедура лицензирования. Правительство предлагало отменить регистрацию оборудования, депутаты нашего комитета сочли это неприемлемым. Договорились, что регистрацию сохраним, но в рамках института лицензирования. Кроме того, предусмотрена установка счетчиков на линии по розливу. А с 1 января 2007 года — единая государственная информсистема, чтобы государство в режиме он-лайн могло наблюдать за ходом производства и движения алкогольной продукции».

В центре внимания СМИ остается ситуация вокруг продажи компании Allied Domecq. Как сообщают «Ведомости», гендиректор Diageo Пол Уолш, выступая с традиционной ежегодной лекцией Wine & Spirit Education Trust, заявил, что с радостью посодействует в финансировании сделки по поглощению гиганта винно-водочной промышленности. «Ведомости» при этом уточняют, что для Уолша не принципиально, от кого будет исходить предложение — от Pernod Ricard или от Constellation Brands.

Аналитики отрасли отмечают, что Diageo — крупнейшая в мире компания по производству спиртных напитков, а потому не может сделать Allied предложение о поглощении, так как такому повороту событий сразу воспротивились бы антимонопольные органы. Тем не менее, Diageo ничто не мешает приобрести известные брэнды.

Сенсацией для рынка пива стало сообщение о намерении Олега Тинькова продать свой пивоваренный бизнес компании Sun Interbrew, которая входит в бельгийский холдинг InBev. «Коммерсантъ» этой теме посвятил статью Романа Овчинникова «Слив перед отстоем».

О том, что сделка между Sun Interbrew и Олегом Тиньковым находится в завершающей стадии, «Коммерсанту» рассказали сразу в нескольких пивоваренных компаниях. Согласно этой информации, стороны подписали предварительное соглашение о покупке пивоваренного бизнеса Олега Тинькова, а также переуступке прав на принадлежащие ему торговые марки. Рестораны господин Тиньков оставит себе.

По оценке аналитиков, Sun Interbrew покупка обойдется как минимум в $300 млн. «Тинькофф» стоит $240-260 млн., — говорит аналитик «Уралсиба» Марат Ибрагимов. — Однако в условиях высококонкурентного рынка и раскрученности марки господин Тиньков наверняка потребует определенную премию».

При этом аналитики отмечают, что в скорейшем закрытии сделки заинтересованы обе стороны. Холдинг Sun Interbrew испытывает острый дефицит производственных мощностей. При этом «свободных» пивзаводов в России практически не осталось. В то же время Олег Тиньков заканчивает строительство нового завода мощностью 20 млн. дал пива. И этот завод явно изначально строился на продажу: в настоящее время «Тинькофф» производит в десять раз меньше пива.

Однако в случае совершения сделки Sun Interbrew получит не только заводы, но и долги «Тинькофф». Согласно инвестиционному меморандуму, общая сумма долговых обязательств группы компаний «Тинькофф» составляет более $100 млн. Причем в течение нынешнего года компания должна выплатить $73 млн. «Олег в очередной раз сумел «соскочить» в самый последний момент», — так прокомментировал сделку один из партнеров господина Тинькова.

«Ведомости» о предстоящей сделке сообщают в статье Антона Сарайкина «InBev переходит на «Т». Как отмечает издание, Олег Тиньков неоднократно говорил о желании привлечь портфельного инвестора, продав ему 10-15 процентов компании, чтобы погасить кредиты. Согласно инвестиционному меморандуму пивоварни к облигационному займу в 1 млрд. руб., объем кредитов «Тинькофф» в прошлом году почти вдвое превысил выручку — $80,15 млн. Причем, платежи по процентам стали главной причиной чистого убытка компании по итогам 2004 года — $14,97 млн. Коммерческий директор российского подразделения пивоварни SAB Miller Игорь Тихонов считает, что сделка позволит InBev получить абсолютно новое предприятие и плацдарм для наступления на Петербург, который остается «белым пятном» в дистрибьюции компании. При этом эксперт отмечает, что Sun Interbrew придется конкурировать с такими сильными игроками, как «Балтика», «Вена» и Heineken».

Позиции «Балтики» на рынке тем временем значительно укрепились. Как пишет «Ведомости», согласно итогам за I квартал 2005 года «Балтика» сегодня контролирует более 22 процентов национального рынка пива. Выручка компании составила $994 млн., чистая прибыль — $132 млн. При этом у SUN Interbrew продажи в I квартале выросли всего лишь на 8,6 процента, а вместо прибыли компания получила чистый убыток в размере 9 млн. евро.

На «Балтике» собственные результаты объясняют успешными реформами. «Это результат изменения системы дистрибьюции и маркетинга, а также потенциал брэндов компании», — поясняет представитель «Балтики» Алексей Кедрин. «Инвестиции в дистрибьюцию и снижение издержек явно приносят плоды», — соглашается аналитик «Тройки Диалог» Виктория Гранкина.

Кроме того, «Балтика» смогла отразить нападки Международного фонда славянской письменности и культуры и охранного предприятия «Бета», которые обвинили пивоваренную кампанию в неэтичной рекламе. Об этом сообщается в опубликованной в «Ведомостях» статье «ФАС оценила этику и мораль». Поводом для претензий стала рекламная кампания «Балтики» со слоганом «Время брать банки». Охранное предприятие «Бета» восприняло ролик, в котором грабители останавливают инкассаторские автомобили, везущие банки с пивом, как пропаганду «насилия и агрессии».

Однако эксперты ФАС не обнаружили в рекламе никаких нарушений, заявив, что слоган «не более чем игра слов». Директор по маркетингу «Балтики» Андрей Рукавишников назвал решение совета при ФАС «справедливым». По его словам, рекламная кампания оказалась очень успешной.

«Коммерсантъ» со ссылкой на «Интерфакс» пишет о создании филиала «Балтика-Красноярск». Как уточнили в пресс-службе «Балтики», филиал будет создан на базе АО «Пивоваренный завод «Пикра». Ранее сообщалось, что «Пикра» в мае 2005 года приступила к выпуску пива «Балтика» в рамках начавшегося процесса операционного объединения предприятий, подконтрольных Baltic Beverages Holding. Планируется, что объединение будет завершено в течение 12-18 месяцев, после чего компании будут переведены на единую акцию, и на их базе будет создано единое юридическое лицо.

На рынке минеральной воды тем временем разгорается борьба с фальсификатом. Похоже, что водочникам скоро будет не выгодно продвигать бренды под видом этих напитков. «В опубликованной в «Известиях» статье Галины Паперной «Дело о пластиковых «пузырях» сообщается, что бутилированная вода, продаваемая в магазинах, не всегда соответствует нормам и информации, заявленной на этикетке. Эксперты при этом подчеркивают, что высокая цена далеко не всегда гарантирует качество. «Есть вода стоимостью 60-65 рублей за литр, но она уступает по качеству воде стоимостью 10-15 рублей за литр», — отметил директор НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды Юрий Рахманин. Для того, чтобы избежать подделок ученый советует покупать воду только в крупных торговых сетях обращать внимание на состав: хорошо, когда есть магний, калий, фтор и йод.

«Газета» пишет о соковом буме. В прошлом году потребление соков повысилось на 14 процентов, при этом объем рынка в денежном выражении вырос значительно сильнее — на 29 процентов. В 2005 году эксперты прогнозируют рост рынка на 9 процентов и объем потребления на уровне 2,2 млрд. литров. Одной из отличительных особенностей рынка является отсутствие абсолютного лидера. По данным компании Business Analytica, по итогам 2004 года на первое место вышел завод «Лебедянский», доля которого по стоимости составила 27,4 процента. На втором месте лидер по итогам 2003 года компания «Вимм-Билль-Данн», доля которой снизилась до 25,4 процента. Третью позицию заняла группа компаний «Мултон», которая отстала от «серебряного призера» всего на 0,2 процента.

Последним заметным новшеством на рынке были овощные соки, которые, впрочем, пока не слишком популярны. «По всей видимости, для потребителя фактор полезности для здоровья еще не является доминирующим», — так прокомментировала ситуацию менеджер по работе с клиентами ACNielsen Мария Фунда.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ