Stolichnaya московского розлива

0
21

Несмотря на ожесточенное сопротивление Министерства экономики Минсельхоз не отказался от идеи ввести госмонополию на спирт. Причем, отмечает «Российская газета», в ведомстве Гордеева доказывают, что все это не «большевистский» анахронизм, а действенное средство контроля рынка. Однако корреспондент газеты Евгений Арсюхин считает, что аграрное министерство просто пытается прибрать отрасль к рукам для усиления влияния на производителей: «Истории, когда, с подачи Минсельхоза, государство вело с производителями войну за бренды (чтобы выпускать водку определенной, закрепленной за государством марки, завод должен был заплатить в казну), в этом убеждает еще больше. В свою очередь, столь же очевидно, что варианту Минэкономразвития будут рукоплескать производители, которые засыпали Минсельхоз аргументами о том, как им трудно станет жить после введения госмонополии на спирт».

Далее автор подчеркивает, что у Гордеева есть и более серьезные противники, чем алкогольное лобби: губернаторы, которым совсем не нравится идея переноса акциза на спирт, так как они лишатся «пьяных» доходов. «Их сопротивление может стать много более серьезным, чем вопли производителей, — отмечает Евгений Арсюхин. — Доказать, что твой регион погибнет без водочных доходов, намного проще, чем то, что регион через 20 лет останется без людей, поскольку его население слишком активно помогало губернатору наполнять бюджет».

Однако руководителям северных территорий последние инициативы правительства очень даже на руку, так как там будут созданы особые условия производства алкоголя. Как пишут «Известия», депутаты на презентации законопроекта о госрегулировании производства и оборота этилового спирта не собирались предоставлять никаких льгот, но правительство настояло на снятии ограничений по мощности для предприятий, работающих на Севере. Новый вариант закона устанавливает, что начать производство алкогольной продукции может компания, имеющая уставный капитал не менее 10 млн. рублей. Эта мера должна минимизировать риски, связанные с криминальным производством и сократить количество некачественной водки на рынке.

Тем временем «Профиль» опубликовал результаты исследования COMCON, которое демонстрирует, что водка у нас перестала быть самым популярным алкогольным напиткам. Теперь самым популярным напитком пьющих мужчин (которых в России 74 процента) является пиво — его потребляют 63,1 процента представителей сильного пола. Далее идут — водка (51,9 процента), вино (24,8 процента), шампанское (17 процента), коньяк (11,1 процента) и слабоалкогольные напитки (7,5 процента). У пьющих женщин, к которым относится только 62 процента россиянок, на первом месте вино (36,8 процента), затем идут пиво (33,8 процента), шампанское (26,5 процента), водка (24,2 процента), слабоалкогольные напитки (9,3 процента) и коньяк (7,3 процента).

Любопытно, что ВЦИОМ выявил позитивное отношение россиян к горбачевской антипивной кампании. Газета «Время новостей» со ссылкой на ВЦИОМ отмечает, что 58 процентов респондентов считают правильной идею сухого закона, но при этом признают, что при реализации закона были допущены серьезные перегибы и ошибки, к которым, в частности, относится практически повсеместная вырубка виноградников. «Разумеется, большая часть из поддержавших радикальные меры по отношению к водке — женщины (65 процентов), — пишет газета. — Но, как выяснилось, и почти половина наших мужчин (48 процентов) не любят алкоголь или попросту устали его кушать».

Производители «альтернативных» крепких напитков чутко реагируют на изменение потребительских предпочтений. «Новые известия» пишут о смене имиджа армянского коньяка «Арарат». «Популярность коньяков «Арарат» настолько велика, что наши конкуренты методично переделывали дизайн своей продукции, максимально приближая ее к дизайну «Арарата», — рассказал Франк Буавэн, генеральный директор компании Pernod Ricard Rouss, в которую входит Ереванский коньячный завод. — В результате настоящий «Арарат» стал трудно узнаваем среди других коньяков».

Отказавшись от французской классификации коньяков, ереванцы разделили свою товарную линейку на три группы. В первую вошли молодые звездочные коньяки с выдержкой 3-5 лет. «Новая, упрощенная по сравнению с предыдущей упаковка этой группы должна передать характер молодых коньяков — их простоту, легкость и щедрость, — сообщил коммерческий директор Ереванского коньячного завода Серж Дер-Саагян. — Эффект достигается благодаря прозрачному стеклу и рельефному фризу, выполненному в стиле армянской резьбы».

Для второй группы марочных коньяков была создана более изящная бутылка с выпуклым кольцом на горлышке, рельефным круглым логотипом «Арарат» и этикеткой, отпечатанной в стекле. «Утонченность, элегантность, соблазн», — так господин Дер-Саагян описал характер этой группы. Третья группа коньяков с выдержкой 15-20 лет разливается не в бутылку, а в литой графин с позолоченной крышкой, призванный передать благородство происхождения и высокий статус напитка. Обновление всей коньячной линейки обошлось компании в 1,5 млн. долларов. Однако ереванцы уверены, что затраты скоро окупятся. По крайней мере в этом году они намерены увеличить объем продаж на 8-9 процентов.

Вместе с тем, эксперты отмечают и такую тревожную тенденцию, как спад производства алкоголя. Председатель правления НАА Павел Шапкин, комментируя ситуацию для газеты «Бизнес», объяснил это действующей системой акцизных складов, так как в этих условиях трейдерам проще работать не с российской, а c импортной водкой, особенно украинской. Шапкин отмечает, что объем поставок с Украины вырастает в четыре раза ежегодно, что приводит к снижению продаж российских производителей. По данным НАА, сейчас украинские производители контролирует 7 процентов рынка.

Павел Шапкин также заявляет о спаде производства вин и слабоалкогольных коктейлей из-за общего ограничения алкогольной отрасли законодателями. Эксперт не сомневается, что отмена акцизных складов окажет очень позитивное влияние на рынок. Потери пивной отрасли после ужесточения рекламы пива НАА оценивает в $30 млн.

Остановлены семь из восьми предприятий «Татспиртпрома». Как пишет «Коммерсантъ», в этом году из произведенных с начала года 1,175 млн. дал спирта нереализованной осталась большая часть — 930 тыс. дал. Что и послужило причиной для закрытия заводов. «Коммерсанту» также стало известно о планах «Татспиртпрома» остановить и Усадский спиртзавод.

По мнению газеты, к остановке заводов привела дороговизна татарского спирта. Производители других регионов предлагают спирт по цене 420-450 руб. за 1 дал, тогда как «Татспиртпром» установил цены в пределах 450-460 руб. Себестоимость татарского спирта возросла из-за высоких закупочных цен на зерно, установленных правительством Татарии. «Мы предвидели наступление подобного кризиса еще осенью, обращались с письмами в правительство, но оно никак не отреагировало, — сообщил «Коммерсанту» источник в «Татспиртпроме». Отказаться же от заключения явно кабальных договоров руководство компании так и не решилось.

В правительстве Татарии с претензиями крупнейшего производителя спирта не соглашаются. Заместитель министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества Ильгиз Даутов заявил, что «Татспиртпром» выбрал неверную ценовую политику. В то же время правительство республики фактически признало, что выбрало неправильную ценовую политику на зерновом рынке. Министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов уже предложил снизить закупочную цену пшеницы. Впрочем, по мнению экспертов, теперь восстановить производство «Татспиртпрому» будет очень тяжело.

Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке водки, на нем все же появляются новые игроки. Один из них — ФГУП «Кремль», который представляет амбициозный проект «Легенда Кремля». Гендиректор предприятия Андрей Айвазов заявил «Профилю», идея создания «кремлевской» водки принадлежит группе дизайнеров во главе с Ильей Климовым. Работа над проектом велась почти два с половиной года. В серийное производство водка была запущена в октябре 2004 года. Для финансирования проекта были привлечены деньги из инвестиционных фондов, не связанных с российским водочным бизнесом. Айвазов подчеркивает, что в проекте «Легенда Кремля» не использовано ни копейки бюджетных денег: «Роль и задача ФГУП «Кремль» Управления делами президента РФ в проекте — информационное продвижение на территории Российской Федерации».

Тем временем «Союзплодоимпорт» ведет переговоры с руководством московского завода «Кристалл» о переносе производства Stolychnaya из Черноголовки. Как отметил источник «Коммерсанта» на заводе «Кристалл», выпуск Stolychnaya может начаться в середине лета. Планируется, что к концу года объем производства составит 300 тыс. дал в месяц. В самом ФКП говорят, что смена производителя приведет к росту продаж Stolychnaya. По словам гендиректора ФКП Владимира Логинова, «Союзплодоимпорт» удовлетворен сотрудничеством с черноголовским заводом, однако «переход на московское предприятие принесет пользу Stolychnaya». При этом в ФКП заявляют, что просто переносом дело не ограничится, и Stolychnaya ждет ребрэндинг.

Мнение экспертов относительно эффекта от переноса марки разделились. «Для продукта это очень хорошо, — считает гендиректор «Кристалл-Лефортово» Виктор Алексеев. — Чтобы ни говорилось, для потребителя существует разница между «Кристаллом» и ОСТом». «Продукт вперед тянет имя производителя. А если это имя — московский «Кристалл» — это уже 50 процента успеха», — согласен Вениамин Грабар, совладелец холдинга «Ладога». Однако в неофициальных беседах эксперты указывают на то, что за счет казенных марок влияние «Союзплодоимпорта» на «Кристалл» возрастет.

«Ведомости», в свою очередь, сообщают о переходе прав на продажу водочных марок Stolichnaya и Moskovskaya в Австралии от Diageo к британской компании Allied Domecq, которая является партнером главы группы S.P.I. Юрия Шефлера. Несмотря на это судебное решение, точка в споре между S.P.I., Diageo и ФКП «Союзплодоимпорт» пока не поставлена. По словам Логинова, ФКП продолжает добиваться в суде возврата прав российского государства на водочные марки Stolichnaya и Moskovskaya в Австралии.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ