Межвидовая кооперация: конкуренты договариваются о сотрудничестве

0
12

Американский производитель элитного алкоголя Brown-Forman меняет дистрибутора в России. Компании Brown-Forman принадлежат такие брэнды, как виски Jack Daniel’s, водка Finlandia. Права на реализацию продукции перейдут от «Трианон-сервис» к международному холдингу Bacardi-Martini. «Brown-Forman представлена в России узким портфелем брэндов, поэтому выстраивать собственную дистрибуторскую сеть нет смысла, дилеры не поедут за штучным товаром. Правильно передать продажи в руки сильного дистрибутора», — так прокомментировал ситуацию газете «Бизнес» Кирилл Бутко, директор по маркетингу компании Gerrus Group, которая занимается производством и дистрибуцией алкоголя.

Эксперты, опрошенные деловой газетой, считают смену дистрибутора логичным шагом. «Передать дистрибуцию Bacardi-Martini, компании со среднемесячным торговым оборотом в 50 тыс. дал, — грамотный ход со стороны Brown-Forman, продажи которой не превышают 4 тыс. дал», — говорит вице-президент «Русской винно-водочной компании» Герман Климовский. С ним соглашается советник президента «ГБ холдинг вин» Олег Максименко: «Пару лет назад армянский производитель коньяков Great Valley также сменил российского «Русьимпорт» на Bacardi-Martini, что говорит о профессиональной работе российского офиса этой компании». Вместе с тем, аналитики рынка отмечают пересечение портфелей брэндов двух производителей, указывая на то, что Finlandia — прямой конкурент марки Bacardi-Martini Grey Goose в сегменте суперпремиальных водок.

Глава отдела по отношениям с инвесторами Brown Forman Тимоти Грейвен в разговоре с корреспондентом газеты «Коммерсантъ» подчеркнул, что изменения в дистрибуторской стратегии стали результатом глобального исследования, в ходе которого компания изучала и сравнивала деятельность ее дистрибуторов во всех странах, где представлена: «Нельзя сказать, что мы были недовольны объемами продаж в Европе в целом — в некоторых регионах результаты нас удовлетворяли, в некоторых — нет». «Таким образом, г-н Грейвен фактически признал, что причиной разрыва отношений между его компанией и дистрибуторами стали неудовлетворительные результаты продаж», — резюмирует «Коммерсантъ».

Эксперты, привлеченные газетой, считают, что теперь такие известные, но малопродаваемые марки, как Jack Daniel»s и Finlandia, в России получили шанс повысить свою популярность. «До сих пор дистрибуторские позиции Brown Forman были не очень сильны», — уверен глава компании White Holl Марк Кауфман. «В портфеле Beverages & Trading находится всем известный брэнд Martini, который есть во всех торговых точках, — говорит Виктор Самойлов гендиректор группы «Кристалл-Гросс». — Поэтому им будет очень легко перехватить рычаги управления в дистрибуции марок Brown Forman, поставив товар этой компании вместе со своим».

Участники рынка также не исключают, что в будущем возможна консолидации активов двух компаний. «По рынку уже давно ходят такие слухи, — говорит глава компании «Традиции качества» Андрей Осипов. — Портфели брэндов компаний практически не пересекаются, а только дополняют друг друга».

В то время как слияние Brown Forman и Bacardi-Martini обсуждается только на уровне слухов, французский производитель алкогольной продукции Pemod Ricard SA и американский Fortune Brands Inc. уже начали переговоры о покупке второго по величине в мире производителя ликеров Allied Domecq Plc. «Время новостей» подчеркивает, что укрупнение — доминирующая тенденция на рынке алкоголя: «Производители спиртных напитков, вина и пива объединяются по всему миру с целью укрепить позиции на рынке и повысить объем продаж». Газета напоминает, что акционеры американской Adolph Coors Co. одобрили сделку по слиянию с канадской компанией Molson Inc. Кроме того, LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton SA согласилась в октябре купить Glenmorangie Plc за 300 млн. фунтов. Вместе с тем, в компании Allied Domecq подчеркивают, что обсуждение сделки находится на ранней стадии, так что «пока не может идти речи об обязательном ее совершении».

«Ведомости» сочли нужным опубликовать перевод статьи, опубликованной в Wall Street Journal, которая посвящена предстоящему слиянию компаний. В публикации подчеркивается, что инвесторы давно ожидали объединения Allied Domecq и Pernod Ricard в ситуации противостояния с компанией Diageo, которой сейчас принадлежит почти половина рынка алкогольных напитков класса премиум и 20 процентов крупнейшего в мире рынка США. «Слияние позволит компаниям выгодно дополнить друг друга», — считает Wall Street Journal.

На российском рынке усиливается давление на представителей так называемой «индустрии греха», в которой принято относить и алкогольные компании. «Коммерсантъ-деньги» в статье «Игроки» пишет о возбуждении уголовного дела в отношении завода «Ливиз» за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. По словам представителей ГУВД Санкт-Петербурга, размер налоговых претензий к предприятию составляет почти 124 млн. рублей. Эксперты, опрошенные журналом, предположили, что причиной проверки стала не столько деятельность предприятия, сколько дела ее владельца Александра Сабадаша, без которого в последнее время не обходится ни один крупный конфликт на водочном рынке: «Когда-то он пытался взять под контроль московский «Кристалл», а также остро конфликтовал с другими крупными игроками алкогольного рынка северо-запада. Сейчас господин Сабадаш находится в состоянии судебной войны с главой ТПГ «Кристалл» Сергеем Зивенко за товарный знак «Гжелка». Зивенко, однако, начисто отрицает связь своей деятельности с возбуждением уголовного дела в отношении «Ливиза».

«Ведомости» в статье «Балтика»-на-Енисее» сообщают о приобретении пивоваренной компанией 16,38 процента акций красноярского завода «Пикра». Как пояснил «Ведомостям» президент «Балтики» Антон Артемьев, его компания заинтересована в более тесной интеграции с «Пикрой», поэтому именно «Балтика» выступила покупателем. «Миноритарии «Пикры» сделали нам предложение, и совет директоров «Балтики» одобрил сделку», — говорит Артемьев. Сумму сделки стороны не раскрывают. Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко оценивает пакет «Пикры» в $16-17 млн. «Это ожидаемый шаг со стороны «Балтики», — считает Кривошапко. Он полагает, что «Балтика» впоследствии объединит все российские заводы, входящие в BBH. Президент BBH Кристиан Рамм-Шмидт не скрывает, что целью компании в перспективе является интеграция всех российских заводов в единый холдинг.

Директор департамента маркетинга компании «Пикра» С. Юрченко подчеркивает, что совместными усилиями «Балтика» и «Пикра» намерены подвинуть своего главного конкурента — компанию SUN Interbrew. Она отмечает, что если в стране «Балтика» остается лидером на рынке, то в Западной Сибири она уступает место бельгийской пивоварне.

«Время новостей» при этом сообщает об информации, полученной из анонимных источников, что в ближайшие дни будет объявлено еще об одной сделке, которая станет этапом консолидации активов BBH.

Похоже, что для «Балтики» стратегия консолидации сегодня стала приоритетной. Как пишут «Ведомости», «Балтика» и «Вена» будут совместно закупать рекламное время на телевидении. Подчеркивается, что обе эти компании входят в холдинг ВВН. Директор по маркетингу «Балтики» Андрей Рукавишников признался, что идея объединения бюджетов «Балтики» и «Вены» была предложена советами директоров обеих компаний. По его словам, это позволит «Балтике» и «Вене» сэкономить около 10 процентов затрат, выделенных на телерекламу.

Однако гендиректор медийного агентства Strategist Андрей Будник считает, что объединение закупок телерекламы в первую очередь выгодно «Вене», которая продвигает себя в СМИ гораздо менее активно, чем «Балтика»: «Закупочные цены напрямую зависят от объема — чем больше объем, тем больше скидки». По словам Будника, теперь «Вена» сможет увеличить количество показов, не изменяя бюджета.

По аналогичному сценарию развиваются события на рынке минеральных вод. «Коммерснатъ» в статье «Ессентуки» сливают в одну бутылку» пишет о намерении компании «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) приобрести Ессентукский завод минеральных вод. Представители ВБД от комментариев воздерживаются, однако в администрации Ессентукского района подтвердили информацию о том, что идут переговоры о покупке завода. Как сообщил источник, близкий к сделке, в настоящий момент стороны обсуждают ее сумму.

Подчеркивается, что Ессентукский завод работает не в полную силу, однако ВБД испытывает недостаток собственных мощностей. «Впрочем, недостаток мощностей далеко не единственная причина интереса ВБД к этому заводу, — отмечает «Коммерсантъ». — Товарный знак «Ессентуки» охраняется лишь по месту происхождения. И сейчас более ста предприятий имеют доступ к скважинам Ессентукского района и, соответственно, используют слово «Ессентуки» в наименовании своей продукции. В этой ситуации ВБД достаточно сложно продвигать свою продукцию: реклама «Ессентуков» от ВБД помогает не столько самой компании, сколько минеральной воде «Ессентуки» в целом». В этой ситуации у холдинга нет иного выхода, кроме как покупка бизнеса конкурентов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ