Депутаты отыгрались на детях. Минсельхоз продолжает ГАКать

0:00
0

Пивовары могут праздновать победу: антипивной закон будет не столь жестким, как это предполагалось сделать ранее. Как пишет “Газета”, в первоначальном варианте предусматривалось, что продажа пива будет запрещена в детсадах, школах и медучреждениях, а также на территориях, прилегающих к этим организациям, а пить пиво нельзя будет на улицах, в парках и скверах. Однако президент Владимир Путин предложил несколько смягчить нормы документа: в частности, глава государства преложил ввести запрет на потребление пива в “любых общественных местах” только для несовершеннолетних. Арина Шарипова снабдила опубликованную в “Газете” статью оптимистичным заголовком: “Пиво есть. Его не может не быть”.

“Ведомости” солидарны с “Газетой”. Как сообщает это издание, Госдума разрешила россиянам пить пиво на улице. Глава Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов заявил “Ведомостям”, что “принятый закон по основным положениям созвучен с нашими инициативами”. Старший вице-президент SUN Interbrew Ирина Кибина назвала решение Думы “шагом вперед” по сравнению с первым вариантом. Вместе с тем, как пишут “Ведомости”, пивоварам нравятся не все пункты закона. По словам директора по маркетингу пивоваренной компании “Балтика” Андрея Рукавишникова, нелогично выглядит запрет продажи пива на стадионах или фестивалях: “Они достаточно выгодны для пивоваров и не несут никакой опасности для общества, пиво на стадионах пьют во всем мире. Настораживает и то, что выдавать разрешения на продажу пива заведениям общепита будут органы местного самоуправления”.

Нужно отметить, что “Газета” озвучила негативную оценку Ирины Кибиной. “Закон по-прежнему нельзя назвать идеальным. Плохо то, что единых формулировок не будет. Все будет зависеть от благоразумия местных законодательных собраний”, – заявила вице-президент SUN Interbrew. “Только время покажет, насколько хватит здравомыслия региональным депутатам”, – согласилась с Кибиной представитель компании “Ярпиво” Марина Киселева.

Эксперты, опрошенные газетой “Ведомости”, заявили, что в случае принятия закона в первоначальном виде потери отрасли составили бы $1,5 млрд. Теперь, по подсчетам Андрея Рукавишникова, ущерб для пивоваров уменьшится на 80-90 процентов. Менеджер по связям с общественностью компании “Пивоварня Москва – Эфес” Кирилл Устинов считает, что потери рынка составят всего 15 процентов от предполагаемых $1,5 млрд., а Кибина подчеркнула, что наибольшие потери очевидно понесут компании, которые активно спонсировали спортивные мероприятия при условии эксклюзивных продаж пива на них. Устинов так же отметил, что в новом проекте остаются места, допускающие двоякое трактование, потому в течение полугода скорее всего последуют новые поправки к закону.

Старший аналитик инвестиционной компании “Атон” Алексей Языков считает, что нынешняя версия закона не окажет существенного влияния на отрасль: “Если кто-то и пострадает, то это будут небольшие пивные компании, работающие в нижнем ценовом сегменте. Именно их пиво чаще всего покупают подростки”. По его оценке, даже с учетом принятого вчера закона рост пивного рынка в этом году составит 4-5 процентов. С коллегой соглашается аналитик Альфа-банка Александр Свинов: “Потери для отрасли будут минимальными, максимум – $200-300 млн.” Эксперт так же подчеркнул, что изначально закон был “против пивоваров, но теперь он, как и должно было быть, направлен на улучшение культуры потребления”.

“Время новостей” о новом законе сообщает в статье “Гулять так гулять”. Как утверждает автор статьи Ирина Склярова, депутаты вернули пиво на улицы: доработанный закон введет табу на пиво лишь для несовершеннолетних. Так же расставляет акценты обозреватель “Коммерсанта” Роман Овчинников. “Депутаты отыгрались на детях, – заявляет автор. – Остальные могут пить пиво на улице”. Автор отмечает, что “метаморфоза с депутатами и сенаторами, которые единодушно выступили за тотальный запрет пива на улицах, произошла буквально через несколько часов после того, как стала известна точка зрения Владимира Путина по данному вопросу”.

Однако корреспондент новой газеты “Бизнес” Василий Дмитриев в статье “Депутаты открестились от пива” сообщает об опасениях пивоваров в отношении того, что местные власти установят более жесткие ограничения, чем депутаты. “Непонятно, как законопроект будет реализован на практике”, – призналась Дмитриеву Татьяна Антончик из “Вены”.

В центре внимания СМИ также проблема введения госмонополии на спирт. Дмитрий Добров и Елена Киселева из “Коммерсанта” констатируют, что эту идею поддерживает все больше министерств. “Минэкономразвития осталось в меньшинстве”, – так озаглавлена статья, посвященная планам государства по созданию государственной акционерной компании (ГАК), которая будет монопольно осуществлять закупку спирта у спиртзаводов и его продажу производителям водки. В статье подчеркивает, что Минфин вполне может поддержать предложение Минсельхоза. “Если Минсельхоз представит соответствующее обоснование, не исключено, что Минфин его проект одобрит. Нас беспокоит, откуда будут браться средства на выкуп спирта, если все же будет принято решение о создании госмонополии на спирт”, – заявили “Коммерсанту” в пресс-службе Минфина.

“Таким образом, из трех профильных министерств только Минэкономразвития выступило категорически против создания ГАК. Такой расклад сил говорит о том, что идея монополизации оборота спирта имеет все шансы на успешную реализацию”, – резюмируют авторы статьи. По информации “Коммерсанта”, возможность введения госмонополии будет обсуждаться на совещании у министра Гордеева в конце февраля – начале марта. Затем вопрос будет вынесен на рассмотрение премьер-министра Михаила Фрадкова. Источник “Коммерсанта” в Минсельхозе, также сообщил, что параллельно с созданием ГАК будет поднят и другой вопрос – о переносе всего алкогольного акциза на спирт.

Однако участники алкогольного рынка единым фронтом выступают против предложения монополизировать оборот спирта. “У госмонополии на спирт появились новые противники”, – так называется опубликованная в “Коммерсанте” статья Романа Овчинникова. Ассоциация производителей и потребителей денатурированной продукции “Деналко” направила письмо с предложением отказаться от этой идеи в адрес депутатов Госдумы, членов Совета федерации, а также федеральных министров. В этом письме, в частности, говорится, что “последствия столь кардинальных решений приведут к резкому увеличению нелегальной алкогольной продукции на рынке России и к уменьшению поступлений в бюджеты”. В качестве возможной альтернативы ассоциация предлагает по примеру некоторых европейских стран введение государственной монополии на розничную торговлю алкогольной продукцией.

По-другому оценивает ситуацию “Бизнес”. Как утверждает Василий Дмитриев, Минфин отрицательно отзывается об идее создания ГАК, утверждая, что компания может оказаться столько же убыточной, как и “Росспиртпром”. “На рынке есть тенденция к укрупнению спиртовых компаний и модернизации производства, возможно, Минфин осознал, что это поможет и без ГАК контролировать отрасль”, – так объясняет ситуацию “Бизнесу” гендиректор “Талвис” Олег Левченко.

Тем не менее, представитель одного из крупнейших ЛВЗ, пожелавший остаться неизвестным, не исключает, что Минсельхозу удастся доказать жизнеспособность ГАК: “Чиновники – хорошие художники, они попытаются нарисовать систему, возможно, она у них заработает. И колосс на глиняных ногах будет создан”.

Ужесточение правил игры на алкогольном рынке сопровождается изобретением альтернативных способов продвижения крепких напитков. Обозреватель “Московских новостей” Нина Клебанова в статье “40 градусов под зонтиком” утверждает, что c рекламой алкоголя бороться бессмысленно: она принимает столь изощренные формы, которые трудно прописать в законе.

Как известно, в Законе о рекламе нет слова о “зонтичных брэндах”, чем активно пользуются производители крепкого алкоголя. ФАС недавно проиграла в споре с ИД “Родионовъ”, который под видом конфет “Бастион” якобы рекламировал одноименный коньяк. На руку рекламистам и противоречивое законодательство. “В России есть два закона, которые формулируют прямо противоположные требования к рекламе алкоголя, – отмечают “Московские новости”. – Статья 16 закона “О рекламе” запрещает рекламировать крепкий алкоголь (свыше 15 градусов) на телевидении, в наружной рекламе и на первой и последней полосах печатных изданий. А статья 17 закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции” – запрещает размещение подобной рекламы везде, кроме организаций, осуществляющих производство и оборот алкоголя. При этом точного понимания, что считать такими организациями, нет ни у производителей, ни у чиновников”.

Между тем в Госдуме рассматривается новая редакция закона “О рекламе”, в которой предполагается запрет на рекламу “зонтичных брэндов”, но разрешается реклама алкоголя в прессе. “Пока непонятно, будет ли Дума рассматривать оба варианта, окажутся ли между ними существенные противоречия и кто выиграет от столкновения двух законопроектов”, – резюмирует Нина Клебанова.

Автор отмечает, что производители алкоголя, предчувствуя скорую смену правил игры, поспешили воспользоваться дырками в законодательстве: “Перед новогодними праздниками “водочники” показали все, на что способна рекламная мысль. Под брэндом “Мягков” рекламировался неизвестный журнал: любой желающий мог узнать в нем “Тосты от “Путинки”. “Золотой родник” вел перепись российских родников. Всех желающих зазывали в Подмосковье – в заманчивый ресторан “Шустов”. Если вырваться за город не удавалось, можно было попробовать “Закуску под “беленькую” и слушать при этом CD “Родня”. Но бесспорными лидерами, безусловно, стали “минеральная вода, настоянная на березовых бруньках” (почках, если перевести с украинского), и книга В.П. Смирнова “Русский характер”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ