Ценители прекрасного: ФАС подстегивает рекламный креатив

0
9

Члены Совета Федерации направили закон об ограничении продажи и распитии пива на доработку. Как пишет «Газета», сенаторов не устроило, что в законе нет четко прописанных для милиции инструкций, «как, собственно, с этим распитием бороться». Члены СФ также обращают внимание на экономическую нецелесообразность закона и указывают на опасность, что молодежь перейдет на альтернативную слабоалкогольную продукцию — «отвертки, гайковертки, шило — суррогаты», как отметил представитель президента в СФ Александр Котенков.

В другой статье, опубликованной в «Газете», сообщает, что, по слухам, противником нового антипивного закона является спикер СФ Сергей Миронов. «Если проанализировать развитие рынка, создается впечатление, что закон об ограничении пивной рекламы был принят в интересах крупных компаний», — говорит один из участников алкогольного рынка. По мнению пивоваров, антипивной закон продвигается «водочным лобби, которое в Думе является реальной силой». Второстепенные игроки алкогольного рынка заявляют, что либо не намерены дальше развивать пивное направление своей деятельности, как «ОСТ — Алко», либо отходят от проектов, связанных с выходом на рынок пива, как это сделала месяц назад петербургская компания «Ладога».

О победе пивоваров также пишут «Ведомости». Директор по связям с общественностью «Балтики» Алексей Кедрин заявил, что вчерашнее голосование говорит о том, что победил здравый смысл». «Хорошо, что депутаты и власть стали лучше понимать те проблемы, с которыми может столкнуться пивоваренная отрасль», — отметил его коллега из «Пивоварни Москва-Эфес» Кирилл Устинов. В Союзе пивоваров также довольны вчерашним решением сенаторов. Глава союза Вячеслав Мамонтов надеется, что согласительная комиссия внесет исправления в закон, которые будут запрещать пить пиво на улицах только несовершеннолетним. Он полагает, что работа комиссии займет не менее полутора месяцев.

«Хотелось, чтобы это было учтено в новой версии законопроекта, но обошлось без перегибов. Надеюсь, что при его доработке будет учтено и мнение пивоваров», — добавляет генеральный директор МПБК «Очаково» Владимир Антонов. «Скорее всего, компромиссом Думы и СФ станет запрет на уличное потребление пива подростками, — предполагает аналитик ОФГ Алексей Кривошапко.

Обозреватель «Коммерсанта» Роман Овчинников назвал решение верхней палаты «легким отрезвлением» — именно так была озаглавлена статья, в которой критикуется новый антипивной закон. Роман Овчинников отмечает, что по мнению неких наблюдателей, на решение сенаторов мог повлиять не только отзыв правительства, но и активные возражения против закона со стороны пивного лобби. «На то, что обсуждение в СФ шло не по обычному сценарию, указывает сразу несколько косвенных фактов. Аналогичный отзыв правительства, указывающий на ряд юридических неточностей, был дан и на «пивные» поправки к закону «О рекламе», — считает автор статьи. Некоторые депутаты Госдумы прямо высказали опасения, что вчерашнее решение было принято под давлением пивоваренного лобби. «Интуиция подсказывает мне, что работа согласительной комиссии будет по возможности максимально затягиваться»,- уверен депутат Госдумы Виктор Семенов. Сами пивовары это отрицают. «Мы рады, что возобладал здравый смысл и сенаторы нас услышали. Но никакого давления на сенаторов мы не оказывали», — утверждает вице-президент Sun Interbrew Ирина Кибина.

Нужно отметить, что водочные компании, ведущие перманентную борьбу с законодателями за создание условий максимального благоприятствования, довольно хорошо себя чувствуют на западных рынках, который регулируется жесткими правилами. Как отмечает обозреватель «Газеты» Ирина Александрова, в последнее время во всем мире наблюдается повышение спроса на белую водку: «Европейцы переходят на нее со своих любимых джина и виски в силу ее исключительной чистоты и минимальной угрозы утреннего похмелья при умеренном потреблении».

На самом деле статья, посвященная успехам российских водочников на западном рынке, — не что иное как скрытая реклама компании «Союз-Виктан». «Выход на публичную котировку акций на Лондонской фондовой бирже обеспечил приток необходимых инвестиций. Привлеченные средства позволили сделать первые шаги по продвижению на мировом рынке, нацеленные на обострение внимания как со стороны конечных потребителей, так и со стороны ведущих дистрибьюторов, — заявляет автор. — Сегодня эксперты прочат компании успешное будущее и отмечают, что «Союз-Виктан» может стать событием 2005 года на российском рынке алкогольной продукции».

Не столь однозначно обстоят дела с Черноголовским заводом алкогольной продукции. «Ведомости» сообщают, что 9 ноября ФНС приняла решение о приостановке действия лицензии завода, однако уже к вечеру завод возобновил работу. Директор по корпоративным связям группы предприятий «ОСТ» Мария Салуцкая заявляет, что претензии налоговиков носят «технический характер». Однако менеджер одной из крупных алкогольных компаний, пожелавший остаться неизвестным, резонно заметил, что «в таком случае вряд ли налоговики пошли бы на столь резкий шаг». Опрошенные «Ведомостями» участники алкогольного рынка назвали несколько возможных причин для приостановки лицензий, самой популярной среди которых оказалась недоплата акцизов. Эту версию упомянул, в частности, президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко. Гендиректор группы «ОСТ» Елена Сорокина говорит, что претензии связаны с другим.

Анализу ситуации на Черноголовском заводе посвящена и опубликованная в «Газете» статья «Налоговая петля». Любопытно, что в статье, размещенной в тот же день, что и публикация в «Ведомостях» (10 ноября), сообщается, что пока неизвестно, когда завод вновь приступит к работе. Корреспондент «Газеты» Мария Соловиченко при этом ссылается на мнение неких анонимных экспертов, которые «не исключают, что отзыв лицензии инициировали компании-конкуренты». Сообщается, что «ОСТ-Алко» по объему производства являющейся третьим игроком на российском рынке после компаний «Веда» и «Кристалл». Подчеркивается, что хотя «ОСТ-Алко» вряд ли лишится лицензии, репутации ее может быть нанесен ущерб.

Что касается ситуации на рынке вина, то она, по мнению вышеупомянутой Марии Соловиченко из «Газеты», характеризуется ослаблением позиций молдавских компаний. Жители крупных российских городов предпочитают недорогие европейские вина. «Репутация некачественного продукта и ответные заградительные пошлины на алкоголь сведут молдавский импорт к нулю, — так прогнозирует ситуацию автор статьи. — Его место займут производители из стран Нового Света».

Соловиченко отмечает, что если в 2000 году доля молдавских вин в структуре российского винного импорта составляла 80%, то по итогам этого года она едва составит 50%. В то же время импорт вин из Аргентины, Чили, Австралии, Болгарии растет в 3-5 раз быстрее молдавского. Так, по данным департамента маркетинга «ГБ Холдинг Вин», импорт молдавских вин в прошлом году увеличился на 22%, импорт вин из Чили — на 64%, а из Аргентины — на 130%. На сегодняшний день винам из Нового Света удалось отвоевать почти треть российского рынка импорта вин.

Опрошенные «Газетой» анонимные эксперты так прокомментировали ситуацию: «Молдавские вина имеют репутацию товара для людей с низким доходом, поэтому жители крупных городов даже с невысокой покупательской способностью готовы немного переплатить, но купить бутылку недорогого европейского вина исключительно для того, чтобы поднять свой статус в глазах окружающих. Похоже, что в Москве молдавские вина не стесняются пить только сами молдаване, приезжающие в столицу на заработки. Они и обеспечивают основной объем продаж в мегаполисе».

Вместе с тем, судя по всему, ситуация на рынке вина обусловлена не только мало поддающими объективной оценке объективными факторами, но и макроэкономической ситуацией. Как стало известно «Газете», парламент Молдавии собирается принять ряд ограничений на импорт алкогольной продукции из России. В случае появления экспортных барьеров российская Федеральная таможенная служба готов увеличить пошлины на ввозимый алкоголь из Молдавии. Размеры пошлин пока неизвестны. «Если это произойдет, Молдавия потеряет даже то, что имеет сейчас», — так оценил ситуацию один из участников рынка, который, как и большинство выбираемых «Газетой» собеседников, пожелал остаться неизвестным.

Тем временем на пивном рынке, превратившемся в полигон для отработки законотворческих идей парламентариев, появились первые жертвы. Как пишут «Ведомости», Федеральная антимонопольная служба оштрафовала пивоваренную компанию SUN Interbrew за рекламный ролик напитка Mix Up. Он не понравился антимонопольщикам потому, что в нем «грустные молодые люди начинают веселиться, как только появляется Mix Up, посыл сводится к тому, что с Mix Up будней не будет и благодаря ему у вас все будет хорошо и повысится настроение».

На ближайшем заседании экспертного совета чиновники ФАС планируют обсудить ролик напитка «Текиза» от компании «Тинькофф», герои которого занимаются любовью, после чего следует слоган: «Это не секс, это любовь». «Есть ролики, которые явно демонстрируют улучшение психического состояния, а в отношении ролика «Текизы» нужно провести консультацию экспертного совета», — пояснил «Ведомостям» заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.

Представители компании SUN Interbrew к решению ФАС отнеслись с философским спокойствием, однако новость о штрафе, который нужно заплатить за нарушение «Закона о рекламе», вызвала негодование у рекламистов и пивоваров. «Я не вижу тут каких-то преднамеренных нарушений. Формулировка закона настолько расплывчата, что дает основания для широкой ее интерпретации», — говорит Алексей Ковылов, управляющий директор агентства Grey, которая разрабатывает рекламу для компании «Балтика». «Это какой-то беспредел, — вторит ему креативный директор Euro RSCG Moradpour Никита Огурцов. — Никто не говорит, что нужно показывать голых , но запрещать рекламу из-за того, что она якобы улучшает психологическое состояние, просто абсурдно».

Однако чиновники, по всей видимости, прекрасно понимают, что именно парадоксальные ситуации лучше всего способствуют рекламному креативу. Приятно, что российским алкогольным рынком рулят настоящие ценители прекрасного.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ