Пиво или водка?

0:00
0

“На пивных реках построят плотины” – так “Комсомольская правда” озаглавила статью, посвященную закону об ограничении продажи и потребления пива. Подчеркивается, что депутаты считают, что закон должен быть “довольно жестким”, так как Россия столкнулась с серьезной проблемой подросткового пивного алкоголизма. Приводится также мнение директора Института им. Сербского профессора Татьяны Дмитриевой, которая утверждает, что отдельные крепкие сорта пива по содержанию алкоголя ничем не отличаются от других спиртных напитков.

Вместе с тем, “Комсомольская правда” в подрубрике “Комментарии специалиста” сочла нужным озвучить позицию директора по маркетингу пивоваренной компании “Балтика” А.В. Рукавишникова, который обращает внимание на то, что законодатели вновь путают причину со следствием. “Если законодателей действительно интересует развитие культуры потребления, необходимо не запрещать пиво, а предложить альтернативу. Пока ее нет, все запреты обречены на неудачу”, – отмечает эксперт. По мнению Рукавишникова, новый законопроект, якобы призванный решить проблемы, станет источником новых: “У нас в стране более 600 тыс. точек продажи пива, и совершенно непонятно, кто и как будет контролировать соблюдение закона. Неизбежно злоупотребление отдельных блюстителей порядка, как это повсеместно происходит в дорожной инспекции”.

Гораздо лояльнее производители алкогольных напитков относятся к инициативе парламентариев определить новый перечень денатурирующих добавок в технический спирт, что существенно осложнит жизнь производителям подпольной водки. Как пишет “Труд”, чтобы не подставлять под удар экономику, депутаты решили зайти с другого конца – посодействовать, чтобы технический спирт вызывал стойкое отвращение даже у заядлых выпивох. Кроме того, предлагается ввести административную ответственность за самогоноварение и запретить продажу порошковых портвейнов.

Однако обозреватель “Труда” Елена Владимирова к новым законопроектам относится скептично. Она резонно отмечает, что, “как показала жизнь, наведение порядка на алкогольном рынке уже не терпит полумер”.

Мария Соловиченко из “Газеты” высказывается еще более резко. В статье “Алкогольная пошлина” она отмечает, что существующие правила игры действуют прежде всего в интересах чиновников. Как пишет “Газета”, российские производители алкогольной продукции начинают сталкиваться с дефицитом акцизных марок и невозможностью увеличить объем продаж. В Федеральной налоговой службе заявляют, что задержек в распределении акцизных марок нет, однако по экспертным оценкам за год в карманах чиновников оседает до 14,5 млрд. рублей негласной “алкогольной пошлины”, что составляет четверть официального дохода государства от алкогольной отрасли.

Схема получения акцизных марок выглядит следующим образом. Завод-производитель собирает необходимый комплект документов, оформляет заявку и отправляет ее в Федеральную налоговую службу. Налоговики в свою очередь эту заявку рассматривают и на основании данных о производстве решают, сколько марок какому заводу дать. По словам участников рынка, как правило, заводы получают на 10-15 процентов марок меньше, чем указано в заявке.

“Механизм получения региональных марок вообще себя дискредитировал, поскольку никакого анализа данных, наносимых производителями на региональную марку, не происходит, нет даже единых стандартов по учету этой информации, – заявил “Газете” директор подмосковного Серебрянопрудского ЛВЗ Алексей Егарнин. – Все это позволяет чиновникам в той или иной форме оказывать давление на производителя при выдаче марок. Грубо говоря, если ты хочешь получить марки вовремя, ты должен просто прийти и поделиться”.

Для производителей элитной водки более остро стоит другая проблема – стереотипы восприятия, согласно которым водка в отличие от коньяка воспринимается как демократичный, а не статусный напиток. На эту проблему в беседе корреспондентов журнала “Финанс” Оксаной Железновой обратила внимание начальник отдела маркетинга компании Nemiroff Оксана Белоцерковская. Тем не менее, отмечает Железнова, сегодня уже можно говорить об определенных успехах: понятие “элитная водка” перестало быть оксюмороном. На рыке появляются водки стоимостью до тысячи долларов за бутылку. Подобный напиток не стыдно хранить в своем баре и банкиру, и нефтяному магнату. Подчеркивается, что российские производители сумели занять достойное место в этом сегменте лишь в конце 90-х, после того, как кризис сделал импортные водки неконкурентоспособными.

Звание самой дорогой водки в мире делят два российских брэнда: “Императорская коллекция “Фаберже” по цене $1 тыс. за бутылку и Kauffman Private Collection Luxury 2002 за $150. В первом случае высока стоимость тары – графин из венецианского стекла с позолотой, выполненный в стиле Фаберже, рюмки в той же стилистике и подарочная упаковка в виде пасхального яйца. Kauffman Private Collection является самой дорогой водкой по себестоимости, так как это первая в мире винтажная водка. Для ее изготовления использовалась пшеница из лучших хозяйств семи регионов России, получивших самый качественный урожай зерна в 2001 году. Разлили эту водку в один день ограниченной партией в 25 тыс. бутылок. Оставшийся спирт был уничтожен.

Тройка самых популярных элитных водок сейчас выглядит так: “Русский стандарт Платинум”, “Белое золото”, а также разновидности Kauffman. Однако, по мнению шеф-сомелье гостиницы “Золотое кольцо” Артура Саркисяна, на самом деле хороших марок гораздо больше, просто далеко не у всех производителей есть деньги для того, чтобы продвигать их.

Строительство собственного ликероводочного завода стоимостью около $30 млн. в Санкт-Петербурге позволит холдингу “Русский стандарт” еще больше укрепить позиции. “Коммерсантъ” со ссылкой на “Прайм-ТАСС” пишет о планах холдинга завершить строительство завода к концу 2005 года. Его мощность составит 3,6 млн. декалитров водки в год, а налоговые отчисления в местный бюджет превысят 1 млрд. рублей.

Далеко не так благополучно положение “Туласпирта”, признанного арбитражным судом банкротом. Обозреватель “Русского курьера” Вагиф Кочетков не скрывает, что ситуация парадоксальная: “Оказывается, монопольное изготовление спирта в нашей стране может быть убыточным”! Корреспондент разделяет мнение аналитиков, которые считают, что “Туласпирт” стал жертвой конфликта интересов местных чиновников и уральских предпринимателей. Кочетков подчеркивает, что хотя администрация Тульской области демонстрировала готовность не допустить банкротство предприятия, который производит стратегический продукт, верится в это с трудом, так как именно областное правительство несколько лет решало собственные проблемы за счет “Туласпирта”.

На рынке пива ситуация становится еще более напряженной. Не успели пивовары прийти в себя после принятия поправок к закону о рекламе, депутаты нанесли им новый удар, приняв закон об ограничении продажи и потребления пива в общественных местах. По мнению аналитиков “Профиля”, это уже позволяет говорить об определенной тенденции – пивное лобби стремительно теряет вес. Сами пивовары не сомневаются, что антипивной закон лоббируется водочным лобби, которое в нынешней Думе является реальной силой.

По мнению обозревателья “Профиля”, прогноз развития ситуации для пивоваров выглядит пока неутешительно: “Совет Федерации еще не одобрил закон, а некоторые чиновники уже с удовольствием эксплуатируют пивную тему, занимаясь собственным пиаром. Так, спикер Совета Федерации Сергей Миронов, поддержавший намерения думцев ввести ограничения еще до голосования в нижней палате по пивному вопросу, проявил себя как эстет и наставник молодого поколения: молодежи, гуляющей по улице с банками пива, “нелишне напомнить, что в приличном обществе так не делают”.

Однако как бы ни складывалась ситуация, пивовары продолжают радовать поклонников пенного напитка новыми марками. Как сообщает “Коммерсантъ”, компания “Балтика” начала выпуск в России самого популярного австралийского пива Foster`s на заводе в Санкт-Петербурге. Первая партия австралийского пива, сваренного в России, составит 30 тыс. дал. Сообщение о новинке компании “Балтика” было также опубликовано в “Ведомостях”.

Нужно отметить, что пивоваренная компания развивается очень динамично. “Русский курьер” в статье “Балтика” растет как на дрожжах” отмечает, что рост продаж “Балтики” в текущем году более чем втрое превышает темпы роста всего российского рынка пива.

Судя по публикациям в прессе, “Балтика” проводит весьма агрессивную реклманую кампанию. В первую неделю ноября помимо рекламной статьи в “Русском курьере” были также размещены PR-публикации в “Комсомольской правде” и “Ведомостях”.

Информационным поводом для написания статьи в “КП” стало открытие 28 октября в шотландском Глазго “Двора Балтики”. Подчеркивается, что это первое заведение в Великобритании, в котором будет разливаться русское пиво “Балтика N 7”.

“Ведомости” опубликовали интервью с гендиректором компании Таймуразом Боллоевым, посвященное оценке ситуации на рынке и стратегическим планам “Балтики”. В заголовок вынесена цитата из г-на Боллоева: “Пивоваренное лобби – это миф”. Глава компании “Балтика” подчеркнул, что активность возглавляемого им Союза производителей пива и безалкогольных напитков сводится к общению с представителями СМИ. Таймураз Боллоев также опроверг информацию, что Закон об ограничении рекламы пива принимался в интересах крупных компаний.

Г-н Боллоев дал понять, что осложнившаяся ситуация на пивном рынке не привела к ослаблению позиций “Балтики”: на фоне падения оборота у многих конкурентов в третьем квартале компания реализовала пива на 30 процентов больше, чем в прошлом году. В следующем же году компания рассчитывает увеличить производство на 10-16 процентов и инвестировать в новые проекты более $100 млн.

Спустя несколько дней после интервью с г-ном Баллоевым, “Ведомости” публикуют статью “Балтика” помогла акционерам”, где утверждается, холдинг BBH (Baltic Beverages Holding) своими успехами в обязан компании “Балтика”, которая в прошлом году реструктурировала сбыт и радикально увеличила маркетинговые расходы.

“Это можно назвать достижением, – считает аналитик ОФГ А. Кривошапко. – У (марки) “Балтики” сейчас одна из самых высоких долей рынка за последние четыре года, тогда как особого прорыва по остальным маркам не наблюдается”. С ним согласен аналитик “НИКойла” М. Ибрагимов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ