Пива и зрелищ: сенаторы вступились за пивоваров

0:00
0

По данным Службы госстатистики, потребление алкоголя в России растет невиданными темпами. Как отмечает “Комсомольская правда”, в течение первого полугодия продажa алкоголя в РФ увеличились на 7%. Руководитель Института комплексных социальных исследований РАН Михаил Горшков заявил газете, что причина нарастающего пьянства “стара, как сама Россия”: “К бутылке людей толкает не политика, а желание обеспечить семью”.

Однако “Русский курьер”, ссылаясь на Национальную алкогольную ассоциацию, сообщает о замедлении объемов продажи водки в стране по сравнению с вином, коньяками и пивом, хотя в целом продажи водки и ликероводочных изделий выросли на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидером продаж алкогольной продукции стало пиво. При этом заметно увеличился спрос на вина. Аналитики предсказывают, что в будущем эта тенденция сохранится.

Однако глава Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин в комментариях “Комсомольской правде” прогнозирует, что вскоре потребление спиртного несколько снизится, причем объясняет это принятием пакета антипивных поправок к Закону о рекламе. С ограничением рекламы пива продажи водки также немного сократится, поскольку эти продукты сочетающиеся, считает Шапкин. По данным НАА, до конца года пивовары потеряют 5 – 10% продаж.

Тем не менее, пивоварам, судя по всему, все же удастся отыграть спонсорство спортивных мероприятий. Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту утвердила поправки к Закону “О рекламе”, которые снимают ограничения на спортивное спонсорство. “Коммерсантъ” отмечает, что на этот шаг сенаторы пошли потому, что действующие запреты грозили отменой трансляций ряда крупных турниров и даже международным санкциям в отношении российских клубов. Например, “Балтика” перестала поддерживать футбольную премьер-лигу и спонсировать хоккейный кубок “Балтики”, а SABMiller – хоккейную лигу. Такое же мнение, правда в более резкой форме, озвучивает “Газета”: “Пивоваренные компании уверяют, что инициатива Совета Федерации для них новость. Но, по всей видимости, именно десятки миллионов долларов, которые тратили пивоваренные компании на спонсорство российского спорта и культуры, заставили сенаторов закрыть глаза на то, что яркие пивные лейблы могут попасть на глаза смотрящим футбол детям и подросткам”.

Однако представитель пивоваренной компании “Балтика” Алексей Кедрин заявил “Газете”, что пивовары уже понесли немалые убытки от недавней инициативы законодателей. По его словам, с тех пор, как были приняты “антипивные” поправки к закону, “многое уже утеряно, команды и спортивные чемпионаты заключили контракты с новыми спонсорами”. Вместе с тем, Кедрин не исключает, что если новые поправки будут приняты, то “Балтика” все-таки вернется в спорт.

Одновременно с Советом федерации подарок пивоварам сделала и нижняя палата парламента. Как пишет “Коммерсантъ”, Совет Думы рекомендовал отложить на две недели (с 13 до 27 октября) рассмотрение во втором чтении законопроекта “Об ограничении розничной продажи пива”. Спикер ГД Борис Грызлов объяснил это возникшими разногласиями по поводу этого документа между думой и правительством.

Тем временем главный брэнд Русской винно-водочной компании (РВВК) подтвердил свою способность быть флагманом российского водочного рынка. Как сообщает “Московская правда”, брэнды “Флагман” и “Флагман Высший Состав” были допущены к столу главы государства, а производитель этих водок, крупнейший оператор алкогольного рынка нашей страны Русская винно-водочная Компания, удостоилась звания “официальный поставщик Московского Кремля”. Отныне на бутылке “Флагмана” будет красоваться герб России – отличительный знак принадлежности к Гильдии.

По мнению руководства РВВК, положительная оценка их продукции на столь серьезном уровне – это высшая награда, которой когда-либо удостаивался “Флагман”. Продукция компании не раз была отмечена на международных и внутрироссийских выставках. Но “кремлевский” статус “Флагман” получил впервые. Президент Русской винно-водочной компании Артур Перепелкин заявил: “Сертификат Гильдии Поставщиков Московского Кремля еще раз подтверждает неизменно высокое качество “Флагмана”.

Однако “Московский комсомолец” не скрывает своего удивления, что “Флагман” стал первым алкогольным напитком, получившим официальный допуск к столу главы государства: “Будто до его появления в Кремле обитали сплошные аскеты”.

Тем временем группа S.P.I намерена если и не занять место флагмана на российском рынке, то хотя бы занять свое “место под солнцем”. Как пишет “Компания”, возвращаться на родину S.P.I. предпочитает без шума: даже конкуренты признают, что особых движений по захвату федерального водочного рынка пока не заметили. Вместе с тем, для аналитиков алкогольного рынка экспансивные планы Юрия Шефлера очевидны. Они обращают внимание, что весной 2003 года компания “Сивеет”, соучредителем которой является Шефлер, консолидировала 25% акций фирмы “Сити”, отвечающей за привлечение инвесторов под строительство Московского международного делового центра “Москва-Сити”. Осенью того же года Шефлер фигурировал третьим номером в списке кандидатов в Госдуму от северо-западного блока СПС. А недавно представители S.P.I. объявили о своем намерении участвовать в приватизации государственного алкогольного предприятия “Росспиртпром”. Кроме того, группа собирается вернуть себе права на советские водочные марки “Столичная” и “Московская”.

Эксперты относятся к амбициозным планам группы S.P.I. весьма скептично. “Бизнес Аналитика” отмечает, что S.P.I. сегодня значительно уступает конкурентам. Однако в компании не разделяют сомнений аналитиков и утверждают, что своими марками могут охватить все категории потребителей, предложив им ассортимент от дешевых до премиальных марок. “Расширять сейчас линейку марок не имеет смысла, – уверен член совета директоров группы S.P.I. Андрей Скурихин. – Другой вопрос, что может быть расширение линейки брэнда”.

Экономический обозреватель “Компании” Марина Смовж предполагает, что заявляя о федеральных амбициях, S.P.I. делает ставки на свой новый актив – в начале этого года она выкупила права на водочный знак Kremlyovskaya у американской компании Global Spirits Marketing.

В отличие от РВВК для крупнейшего в России водочного завода “Кристалл” новости прошлой недели были весьма неблагоприятны. Как стало известно “Ведомостям”, столичные власти обнародовали планы развития Лефортова. Что касается “Кристалла”, то он занимает четверть отведенной под застройку территории.

Высокопоставленный чиновник московского правительства, пожелавший остаться неизвестным, в беседе с корреспондентом “Ведомостей” предположил, что сперва на конкурс будут вынесены участки, находящиеся за пределами завода, а до “Кристалла” очередь дойдет не скоро. “Но если будет надо, то договор аренды мы расторгнем на совершенно законных основаниях”, – пообещал чиновник.

Однако замгендиректора компании “Кристалл-Лефортово” Юрий Левдонский считает планы московского правительства “нереальными”, так как чтобы их осуществить, городу потребуется участвовать в приватизации “Росспиртпрома”, запланированной на 2005 г.

Любопытно складывает ситуация и на рынке шампанского. Как пишет “Коммерсантъ”, “Союзплодоимпорт”, являющийся владельцем брэнда “Советское шампанское”, подписал лицензионное соглашение с молдавской компанией “Вастом”, которая будет заниматься импортом в Россию. Таким образом, формально снят запрет на ввоз и знаменитого шампанского. Но при этом “Союзплодоимпорт” существенно ограничил рынок сбыта для иностранных производителей шампанского. Большинство экспертов уверены, что молдавские производители, чья продукция была дешевле российской, теперь не смогут влиять на рынок. Как отметил глава Московского комбината шампанских вин Александр Разуваев, “шампанское из Молдавии больше не будет конкурентом произведенному в России: ввозить его будут в относительно небольших количествах. Кроме того, высокое роялти выравняет цены”.

Однако Молдавия к ответному жесту вежливости, похоже, не готова. Как пишет “Комсомольская правда”, власти Молдовы готовят законопроект, запрещающий доступ на внутренний рынок производителям коньяка, вина, пива из России и Украины. Акциз на ввозимую алкогольную продукцию может быть увеличен в 10 раз. Необходимость этого шага законодатели объясняют различием статуса самой республики и соседей. Как известно, Россия уже несколько лет безуспешно пытается вступить в ВТО, тогда как Кишинев успел достаточно давно присоединиться к этой организации.

Российские аналитики считают решение молдавских парламентариев необдуманным и предупреждают о негативных последствиях. Как отмечает “Комсомольская правда”, после увеличения акцизов завозить пиво в Молдавию официальным путем станет невыгодно, а потому логично предположить, что на освободившееся место придут контрабандисты, “которые будут своими методами насыщать рынок”. Эксперты прогнозируют, что от реализации контрафактного пива бюджет Молдавии понесет убытки на в размере 30 миллионов леев.

Иностранные компании продолжают инвестировать средства в Россию, невзирая на неблагоприятную ситуацию, которая в последнее время сложилась на рынке пива. “Коммерсантъ” сообщает о покупке новосибирского пивоваренного завода “Собол Бир” голландским концерном Heineken NV. Это уже третий пивзавод, купленный в России голландцами за последние два месяца: объем инвестиций концерна уже превысил 100 млн. долларов. При этом в Heineken намекают, что этой сделкой их инвестпрограмма не ограничивается. Аналитики считают, что исходя из географии продвижения концерна по России, следующий завод может быть построен на Дальнем Востоке.

“Ведомости”, комментируя покупку завода “Собол Бир”, попросили экспертов назвать предполагаемую сумму сделки. Алексей Кривошапко из Объединенной финансовой группы и Марат Ибрагимов из “УралСиба” ФК “НИКойл” сходятся в оценке стоимости “Собол бир” в $50 млн. Но, по словам источника, знакомого с ходом переговоров, “Собол бир” обошелся Heineken в сумму около $70 млн. Начальник управления первичных размещений “Тройки Диалог” Константин Повстяной, консультировавший в этой сделке Heineken, сообщает, что переговоры между компаниями начались еще в апреле. По его словам, интерес к “Собол бир” также проявляли SUN Interbrew, Efes и группа “Альфа-Эко”.

PR-менеджер “Пивоварни Хейнекен” Анна Мелешина сообщила, что хотя Heineken планирует разливать на новосибирском заводе пиво “Бочкарев” и “Охота”, производство Sobol и “Жигулевского” будет продолжено. В течение пяти лет Heineken планирует вложить в “Собол бир” 20 млн. евро и довести объем производства на нем до 17 млн. дал пива в год.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ