ПОЧЕМУ ДЕПУТАТЫ ПОШЛИ НАПЕРЕКОР ПРАВИТЕЛЬСТВУ, ПОДДЕРЖАВШЕМУ ПИВНОЕ ЛОББИ?

0:00
0

Крупнейшее государственное алкогольное предприятие “Росспиртпром” может быть приватизировано. Такую идею выдвинул министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, а глава Минэкономразвития Герман Греф ее поддержал. Гендиректор предприятия Петр Мясоедов не против приватизации холдинга при условии, что с него спишут долги перед бюджетом в сумме 2,2 млрд. рублей. В статье, опубликованной в “Газете”, подчеркивается, что “Росспиртпром” является крупнейшим российским производителем алкоголя: на долю подконтрольных ему предприятий приходится 40 процентов выпускаемых в стране ликероводочных изделий и 60 процентов спирта. Суммарный оборот подконтрольных предприятий оценивается в 2-2,5 млрд. долларов, что составляет около трети легального рынка алкоголя в России.

Экономический обозреватель “Известий” Татьяна Рыбакова считает решение о продаже “национального достояния” сенсационной”: “Водочный монополист, владеющий заводами по всей России, уйдет с молотка вместе со “всенародно любимыми” марками – такими, как “Столичная”. По мнению Татьяны Рыбаковой, складывается довольно парадоксальная ситуация: право на знаменитые бренды “Росспиртпром” отвоевал под лозунгом государственных интересов, однако теперь ФГУП снова может быть продан в частные руки.

Обозреватель газеты “Аргументы и Факты” Мария Кактурская в целом одобряет решение о приватизации госпредприятий, так как “от собственности государству толку мало”: “Росспиртпром” уверяет, что ему достались в основном убыточные предприятия с общим долгом более чем в 1,2 млрд. руб. Но помимо убыточных казенных предприятий у “Росспиртпрома” есть акционерные общества, и достаточно прибыльные. С их прибыли в бюджет должны идти дивиденды. После только что закончившейся проверки Счетной палатой “Росспиртпром” заставили вернуть в бюджет 47 млн. руб. Но это, как говорится, по факту. А в будущем? Каждый раз устраивать проверку? Пока все деньги будут “прокачиваться” через акционерные общества, организованные при госструктурах, будет существовать почва для злоупотреблений. И каждый вновь пришедший чиновник будет стараться для себя. К сожалению, пока интересы госслужащих и государства – две разные вещи”.

Инициатива о продаже так называемых “госпредприятий стратегического значения” совпала с подписанием соглашения между Россией и Евросоюзом об условиях присоединения России к ВТО, в котором ЕС потребовал “упростить процедуру торговли алкогольной продукцией”. Выполняя это требование, Минэкономразвития подписало меморандум “о принципах и направлении деятельности в отношении оборота алкогольной продукции”, который отменяет лицензирование алкогольного экспорта и импорта. По мнению экспертов, опрошенных газетой “Русский курьер”, “меморандум” по существу отменяет госконтроль над отраслью. Корреспондент газеты Марина Солодовникова отмечает, что еще в начале года МЭРТ предлагал ужесточить госрегулирование, что вызвало слухи об установлении госмонополии на алкогольном рынке. “Теперь отмена экспортного лицензирования, прежде всего, позволит компаниям на вполне законных основаниях опустошать государственную казну, применяя схемы лже-экспорта, как это было в конце 90-х”, – считает Солодовникова. По ее мнению, отмена лицензирования может также спровоцировать поток недоброкачественного алкоголя из-за рубежа, в то время как наш внутренний рынок никак не может справиться с собственным контрафактом. “Отмена лицензирования может привести к полному краху рынка и совершенно необузданному импорту. Ведь импорт как бизнес очень привлекателен, поскольку не идет через акцизные склады, – заявил “Русскому курьеру” представитель Европейского делового клуба Александр Романов.

Марина Солодовникова заключает, что российских чиновников совершенно не интересует, какую цену придется заплатить за вступление в ВТО, и не важно какой ценой, а если все же “цена имеет значение”, то “надо искать, кто платит, кому и за что”. Автор статьи не сомневается, что в этих поисках вряд ли кто заинтересован.

Что касается ситуации на рынке пива, то ее можно описать, перефразируя заявление корреспондента “Аргументов и Фактов” Марии Кактурской: интересы пивоваров и государства – две разные вещи. Во всяком случае, именно такие выводы можно сделать на основании принятых Госдумой “антипивных поправок”. В субботу Государственная дума проголосовала за поправки к закону “О рекламе”, вводящие ограничения рекламы пива на российских телеканалах и в печатных изданиях. Со следующего года всем телеканалам запретят показывать в своих программах рекламу пива с 7 до 22 часов. Кроме того, пивным компаниям будет запрещено спонсировать спортивные и культурные мероприятия.

Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, представляя законопроект, сделал акцент на том, что он принимается во имя интересов национальной безопасности. По его словам, достаточно навязчивая и агрессивная реклама пива делает его привлекательным для молодежи и подростков. “Известия” опубликовали статью о новых правилах на алкогольном рынке под следующим заголовком: “Губит людей не пиво, а реклама пива”.

Нужно отметить, что рекламисты и пивовары попытались отвести удар. 29 июля Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции и Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) подписали соглашение о введении самоцензуры. Корреспондент “Газеты” Дмитрий Кряжев отмечает, что цель подписания соглашения была вполне очевидной – добиться большей лояльности от депутатов. “Законодатели должны услышать наше мнение, – заявил президент АКАР Владимир Евстафьев. – Пусть они знают, что вместе пивовары и рекламисты готовы регулировать себя самостоятельно без какого-либо специального закона. Мы можем делать такое продвижение пива, которое бы полностью отвечало этическим нормам”.

Однако “игра на опережение”, затеянная рекламистами и пивоварами, не принесла результатов: антипивные поправки были приняты практически единогласно. Владимир Евстафьев, комментируя ситуацию для “Коммерсанта”, заявил, что дума выставила себя посмешищем среди всех парламентов мира “Собраться в период законного отпуска для того, чтобы обсудить такой “архиважный” вопрос”. По его мнению, депутаты боятся обсуждать серьезные вопросы, поэтому выбирают то, что можно безнаказанно запрещать.

С Естафьевым полностью согласен президент холдинга Publiciti PR Agency Гай Ханов. По его мнению, дума пытается отвлечь внимание общества от более важных проблем, например, от закона о монетизации льгот.

Пожалуй, наиболее взвешенный подход в оценке ситуации продемонстрировал председатель совета директоров компании “Кампомос” Юрий Ковалев. Он считает, что сегодня “маятник качнулся в обратную сторону”: Для пивоваров это чрезмерно, но и реклама ничем не контролировалась. Правда посередине. Ведь пиво – это элемент нашей жизни, его реклама снижает потребление водки. Так как пиво локомотив пищевой промышленности, то от запрета потеряют и телевидение, и государство, и производители пива. Отход назад неминуем, но реклама будет более умной и нравственной”.

“Ведомости” подчеркивают, что итоги голосования по антипивным поправкам озадачивают политологов. Дело в том, что 30 июля, накануне повторного второго чтения поправок, правительство внесло в Госдуму свой вариант законопроекта, отменявшего ограничения на рекламу пива. Подпись под документом поставил бывший вице-спикер парламента от “Единой России”, вице-премьер Александр Жуков. Тем не менее, 31 июля Дума приняла вариант поправок “группы Слиски”.

Никто из опрошенных “Ведомостями” депутатов не смог припомнить случаев, чтобы фракция “Единая Россия” прежде осмеливалась игнорировать мнение чиновников. Однако, по мнению замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, администрация президента “позволила “Единой России” иметь свое мнение отчасти потому, что в ближайшее время ей придется проголосовать за крайне непопулярную монетизацию льгот”. Кроме того, напоминает думский лоббист одного из крупных холдингов, фракции “разрешают вести свою игру в том случае, если у правительства нет единой позиции по вопросу”. При этом, добавляет он, введение запрета на рекламу пива может быть выгодной для депутатов пиар-акцией, хотя фракция может и отказаться от нее при условии достойной “компенсации” со стороны пивного лобби.

Сами же пивовары винят в своих бедах конкурентов-производителей крепких алкогольных напитков. По словам президента Союза пивоваров Вячеслава Мамонтова, их потребление “существенно сокращается”, при этом “представительство” производителей водки среди депутатов “гораздо выше”, чем количество пивных лоббистов. Политолог А. Макаркин полагает, что алкогольное лобби действительно могло инициировать поправки, запрещающие рекламу пива. Однако председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин назвал подобные заявления “полной глупостью”: “Денег у пивоваров на порядок больше, чем у производителей водки, поэтому и возможностей лоббировать свои интересы у них гораздо больше”.

Тем не менее, пивовары не собираются сдаваться без борьбы. Они надеются повлиять на решение парламента при помощи влиятельного заступника – президента Российской профессиональной футбольной лиги президента ЦСКА Евгения Гинера. Пресс-атташе РФПЛ Г. Черданцев в статье, опубликованной в “Русском курьере”, утверждает, что в случае принятия антипивных поправок премьер-лига столкнется с серьезными проблемами: “Надо будет как-то решать вопрос с титульным спонсором РФПЛ, которым сейчас является пивоваренный концерн “Балтика”. Возникнут юридические казусы, ведь договор был заключен до принятия закона, и у него есть срок начала и окончания действия. Также не исключено, что в случае принятия поправок проблемы возникнут не только у Премьер-лиги, но и у отдельных клубов. “Не секрет, что различные пивные компании помогают командам. И одним из условий спонсоров является как раз их реклама во время телетрансляций игр. Вряд ли спонсоры будут вкладывать деньги ради того, чтобы их баннер просто висел на стадионе”, – пояснил пресс-атташе РФПЛ.

В РФПЛ полагают, что упомянутые поправки к закону негативным образом скажутся на трансляциях не только чемпионата России по футболу, но и Лиги чемпионов, а также других крупных турниров. Как известно, Лигу чемпионов поддерживает марка Amstel, а одним из генеральных спонсоров Евро-2004 был Carlsberg. “Надеемся, что во время третьего чтения, которое состоится пятого августа, депутаты учтут возможные последствия принятия такого закона”, – заключил Черданцев.

“Ведомости”, однако, напоминают, что в результате принятия антипивных поправок пострадают любители спорта, но и любители музыки – рок-фестиваль “Крылья” и Efes Pilsener Blues Festival тоже спонсируют пивовары, так же как и многие региональные фестивали. Деловая газета подчеркивает, что результаты голосования по поправкам к закону “О рекламе” позволяют усомниться в заявлении о том, что в думе стало “меньше политики”: “Лоббизм и популистский торг – налицо. Перед голосованием по крайне непопулярным законам о монетизации льгот депутатам дают набрать очки на спасении молодого поколения от пивной угрозы, разрешают идти наперекор правительству. И это не только элемент торга, но и маневр. Все обсуждают судьбу Лиг чемпионов, медведей на пивных этикетках и чуть было не попавшую под запрет рекламу кваса и кефира. Тем временем депутаты вот-вот проголосуют за необъятный законопроект о льготах, который затронет миллионы людей, но мало кто полностью знает и понимает, что в нем написано”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ