ПРАВИТЕЛЬСТВО УЖЕСТОЧАЕТ ПРАВИЛА ИГРЫ НА РЫНКЕ ВОДКИ И ПИВА

0:00
0

Московским депутатам все же удалось существенно ужесточить правила игры на столичном алкогольном рынке. Как пишет “Газета”, Мосгордума утвердила закон о порядке лицензирования розничной продажи алкоголя в столице. Теперь без лицензии нельзя продавать крепкие напитки (с содержанием этилового спирта более 1,5 процента от объема). Для получения лицензии необходимо иметь склады общей площадью не менее 50 кв. метров, оборудованные охранной и пожарной сигнализацией, сейфами для хранения документов и денег, а также кассовыми аппаратами.

Депутаты уверены в том, что закон позволит поставить барьер на пути некачественной продукции. В том случае, если лицензированные продавцы будут приторговывать “левой” продукцией, лицензию у них будут отнимать. Спикер Мосгордумы Владимир Платонов в разговоре с “Газетой” подчеркнул, что принятый закон “не направлен на борьбу с кем-то”, но избавит предпринимателей от произвола недобросовестных чиновников. По его мнению, закон является либеральным и позволит упорядочить торговлю алкоголем в городе.

Между тем аналитики изобретают всевозможные методики для подсчета потребления крепких напитков, на основании которого можно будет сделать выводы о доле контрафакта в производстве алкогольной продукции. Как пишет “Версия”, “объем потребления можно оценить, но уж никак не измерить”, а потому оценки экспертов значительно расходятся. В МВД исчисляют денежные потери казны 8-12 миллиардами рублей. Госкомстат более пессимистичен: он полагает, что ежегодный недобор колеблется в районе 50 миллиардов.

Начальник отдела по незаконному обороту алкогольной и табачной продукции ГУБЭП ФСЭНП МВД России Игорь Буланов считает, что существует прямая зависимость между объемом алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, и количеством спиртовых и ликероводочных заводов, расположенных в том или ином регионе.

Тройка лидеров-теневиков представлена Москвой с Московской областью, Осетией и Кабардино-Балкарией. Причем чаще всего подделывают марки средней ценовой категории с учетом вкусовых предпочтений населения того или иного региона. То есть для жителя столицы наиболее велика вероятность купить фальсификат при покупке кристалловской “Гжелки”, а для туляка потенциально опасными будут “Левша” и “Березка”, выпускаемые на местных заводах.

Пока государство ведет борьбу с теневиками, водочные короли воюют с региональным сепаратизмом. Губернаторы для наполнения местных бюджетов и поддержки своего производителя используют широкий арсенал рыночных средств, но и пытаются заручиться помощью Федеральной антимонопольной службы. “Федералы” в свою очередь пытаются заручиться поддержкой Федеральной антимонопольной службы, однако чиновники ведомства признаются, что не владеют действенными рычагами воздействия на ситуацию.

“Компания” в статье, посвященной способам защиты местного рынка от “варягов”, отмечает, что между администрацией Новосибирской области и оптовиками действует негласное соглашение, предписывающее продавать привозную водку не дешевле 54 руб., а местную – по 48 руб. Кроме того, оптовики обязаны иметь в своем ассортименте не меньше 10 процентов алкогольной продукции новосибирских заводов.

По аналогичному сценарию развивается ситуация и в других регионах. В Красноярском и Хабаровском краях, Ростовской, Липецкой, Рязанской, Курской, Омской и Магаданской областях, в Татарстане и Башкирии введены квоты, согласно которым привозной водки на полках магазинов должно быть от 20 процентов до 50 процентов. Власти Ставропольского края и Ростовской области установили минимальную разрешенную цену ввозимой водки в 65 руб. за пол-литра. Помимо этого под флагом защиты от контрафакта руководителям ростовских оптовиков вручили проект договора, в соответствии с которым они обязаны выплачивать дополнительно от 15 процентов до 50 процентов от ставки акциза с каждой партии алкогольной продукции, ввозимой на территорию области. В Нижегородской, Ростовской и Астраханской областях, по словам производителей, искусственно затягивают выдачу региональных акцизных марок на месяц.

Деловой журнал подчеркивает, что положение региональных производителей существенно ухудшилось после введения новых правил сбора акцизов и это стало основанием для обострившейся борьбы региональных властей с водочными монополистами.

Руководители крупнейших водочных компаний считают, что изменить ситуацию на региональном алкогольном рынке можно только путем консолидации. Коммерческий директор группы компаний “Русский алкоголь” Кирилл Евстегнеев считает, что сегодня силы производителей водки разрозненны. При этом большие надежды возлагаются на Союз участников алкогольного рынка (СУАР). Союз уже направил в ФАС и Генпрокуратуру вопросы по поводу конкретных нормативных документов в регионах. Параллельно СУАР обратился в правительство с предложением о разработке концепции регулирования российского алкогольного рынка, направленной в том числе и на решение проблемы сепаратизма. Члены СУАР считают целесообразным возложить обязанности по уплате 100 процентов акцизов на производителей, определить порядок, при котором акцизы будут полностью уплачиваться в федеральный бюджет и оттуда трансфертами возвращаться в региональные бюджеты. В качестве меры по обеспечению своевременности и полноты уплаты акцизов предлагается работа производителей по банковским гарантиям.

Участники рынка подчеркивают, что региональный сепаратизм в конечном итоге приводит к деградации местных производителей. Кирилл Евстегнеев отметил, что калужский “Кристалл” сегодня является одним из самых успешных алкогольных предприятий, так как отказался вступить в сговор с администрацией области и предпочел работать в конкурентной среде. “Сегодня калужский “Кристалл” – одно из наиболее успешных предприятий отрасли, а, например, Тульский ЛВЗ в конечном итоге почти обанкротился”, – констатирует Евстегнеев.

Протекционисткая политика не довела до добра и “Росспиртпром”: состояние холдинга экспертами оценивается как кризисное. В целях финансового оздоровления алкогольного предприятия Счетная палата предложила объединить “Росспиртпром” с “Союзплодоимпортом”.

Вот как прокомментировал газете “Ведомости” решение Счетной палаты аудитор Владислав Игнатьев: “У государства есть всемирно известные водочные марки, ими управляет ФКП „Союзплодоимпорт”. Зачем нам в одной отрасли два казенных предприятия? Чтобы плодить рабочие места для чиновников?”

Однако в “Союзплодоимпорте” идея объединения с госмонополией восторга не вызывает. “Мы, безусловно, выполним любое решение правительства. Но, с моей точки зрения, управление производством и работа с брэндами – это два разных вопроса, и правительство приняло правильное решение, создав для этого две структуры”, – говорит генеральный директор ФКП Владимир Логинов. В качестве примера он привел компании, успешно развивающие свои брэнды и при этом не имеющие собственного производства, – РВВК (водка “Флагман” разливается на заводе “ОСТ” в Черноголовке) и “Русский стандарт” (одноименная водка разливается на петербургском “Ливизе”).

Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко также скептично оценивает перспективы слияния компаний: “Объединить “Сюзплодоимпорт” и “Росспиртпром”, конечно, можно, только вряд ли это приведет к сколько-нибудь существенным изменениям на рынке”.

Тем временем ситуация на рынке вина развивается достаточно стабильно. О чем, в частности, свидетельствует решение компании “Винный мир” разливать вина под собственной торговой маркой на одном из заводов Краснодарского края в упаковку Tetra Pak. “Компания” отмечает, что сфера использования разных видов упаковки постоянно расширяется, что обусловлено проблемой нехватки бутылок при стремительно развивающемся производстве.

У российских пивоваров вновь появился повод для беспокойства. Комитет по экономической политике Госдумы рекомендовал к третьему чтению поправки к закону “О рекламе”, заметно ограничивающие возможности пивоваренных компаний, в частности, вводящие запрет на телевизионную рекламу пива в прайм-тайм. Как пишет “Коммерсантъ”, пивоваров должно насторожить не столько ужесточение правил игры, сколько демонстрация ослабления позиций пивного лобби: замороженный два года назад законопроект сегодня с легкостью реанимирован. Аналитики деловой газеты прогнозируют, что в будущем атака на пивоваров будет продолжена. Известно, что в Госдуме уже лежат законодательные инициативы с еще более жесткими предложениями по ограничению рекламы и продажи пива.

Следующий выпуск выйдет 15 июля

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ