ПОЛИТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ

0
7

Еще до окончания весенней сессии могут быть приняты поправки в Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». С таким заявлением выступил председатель Комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов. Депутат пояснил, что целью разрабатываемых поправок станет сокращение теневого сектора алкогольного бизнеса, а также увеличение бюджетных поступлений от акциза на спиртное.

Параллельно с указанным документом разрабатываются поправки в Закон «О сборах за выдачу лицензии на виды деятельности, связанные с производством и оборотом спиртосодержащей продукции», в котором будет четко прописана и упорядочена процедура налогообложения в алкогольной сфере. Валерий Драганов отмечает, что увеличение налоговых поступлений в бюджет будет осуществляться не за счет ужесточения административного давления на бизнес, а «за счет грамотных правил игры и оптимального, умного администрирования государства в области алкогольного рынка».

Среди мер, позволяющих повысить качество спиртосодержащей продукции, Драганов отметил установление особого режима регулирования в производстве алкоголя, повышение требований к организации его учета в рознице, а также ужесточение требований при производстве денатурированного спирта.

Однако обозреватель «Российских вестей Игорь Мартыновченко к законодательным инициативам относится скептично. Он не сомневается в том, что введение «особого режима» не приведет к сокращению количества нелегального спирта: «Просто цена его вырастет, а качество еще больше снизится. Ведь, как известно, за дешевую водку держатся те, у кого зарплаты мизерные, а таких в России десятки миллионов человек. Значит и социальная база для нелегального спирта в нашей стране еще долгое время будет велика».

Тем не менее, правительство не оставляет попыток решать социальные проблемы путем борьбы с алкогольными нелегалами. В частности, губернатор Белгородской области Евгений Савченко надеется, что кампания по пресечению производства и реализации контрафактной водки позволит «заметно увеличить объемы возведения коттеджей в городах и селах всем категориям населения». Правда, как следует из публикации в газете «Труд», бороться с самопальной водкой Савченко будет традиционным способом. По мнению белгородского губернатора, новая система контроля и маркировки поступающего в продажу алкоголя позволит покончить с водочным «черным рынком». Губернатор Евгений Савченко распорядился перечислять деньги, полученные в результате дополнительных мер, в государственное унитарное предприятие «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Нужно отметить, что безуспешную борьбу с зеленым змием, а также с злоупотреблениями, обусловленными пагубной страстью населения, ведут не только российские власти. Печальным опытом антиалкогольной кампании может поделиться и правительство Финляндии. «Русский курьер» напоминает, что несколько месяцев назад в Суоми были значительно снижены цены на водку. Власти Финляндии опасались, что после майского присоединения к ЕС соседней Эстонии через границу хлынет река дешевой эстонской водки, и возвели на ее пути единственный возможный барьер — снизили огромные финские налоги на спиртное почти вполовину. В результате цена поллитровки «Коскенкорвы» («Свиного уха») — самой популярной в Суоми водки — приблизилась в Финляндии к эстонской, превышая ее всего на три доллара. Финны посчитали, что им выгоднее закупаться в магазинах родной винной монополии «Алко», чем тратиться на билет в Эстонию.

Доступность дешевой водки привела к небывалому всплеску алкогольной активности горячих финских парней. Количество посетителей вытрезвителей выросло на треть, причем участились случаи тяжелого алкогольного опьянения. Подчеркивается, что масштабы бедствия превысили даже самые пессимистичные прогнозы аналитиков, заявлявших, что изменение водочной ценовой политики приведет к росту потребления крепкого алкоголя на 20 процентов. Однако финны, как пишет «Русский курьер», за два первых месяца жизни в «новой алкогольной реальности» финны влили в себя на 40 процентов больше водки, чем за тот же период прошлого года. Соответственно, похоронным бюро придется готовить более тысячи дополнительных гробов для жертв алкогольной реформы.

«Правительство надеялось, что нации с помощью просветительских кампаний удастся привить умеренный европейский стиль возлияний: пиво плюс вино, — пишет «Русский курьер». — Но практика показала, как признается министр здравоохранения Лииса Хиссяля, что средний финн «процессу» предпочитает «результат». Поэтому, когда он стоит перед выбором, на что потратить 10 евро: на две бутылки дешевого вина или на поллитровку «Свиного уха», победа остается за водкой».

Последняя надежда борцов с зеленым змием — поднять стоимость алкоголя во всем ЕС. Но мощное европейское лобби производителей «горячительного» до сих пор успешно блокировало это предложение. Прервать эту «гонку в бездну», как образно назвал последовательные снижения налога на спиртное в странах ЕС министр по вопросам госздравоохранения Швеции Морган Юханссон, может лишь национальная катастрофа в одной из стран Евросоюза. Эксперты не исключают, что Финляндия как раз и может стать той страной, которая ценой жизни своих граждан заплатит за принятие долгожданного закона.

«Процессу» предпочитают «результат» и жители России, однако не только этим обусловлена слабость отечественного винного рынка. Как отмечает журнал «Секрет фирмы», в России практически невозможно купить качественное вино. Потребители шутят, покупка бутылки вина все равно что лотерея: пока ее не откупоришь, неизвестно — выиграл ты или проиграл. Исключение составляет лишь относительно небольшой сегмент дорогого импортного алкоголя, который проходит контроль как со стороны поставщиков, так и со стороны импортера. «Секрет фирмы» отмечает, что самой надежной гарантией качества считается брэнд импортера. Статья в журнале, завуалированная под скрытую рекламу, советует покупать вина, поставленные на рынок «Росагроимпортом», который отрабатывает технологии проверки качества уже на протяжении шести лет.

Еще недавно аналитики радовались тому, что в России растет потребление пива, которое станет меньшей из двух зол по сравнению с крепким алкоголем. Однако сегодня эксперты все чаще заявляют об опасности пивного алкоголизма. Законодатели не оставляют без внимания угрозы авторитетных специалистов. Так, Московская городская дума в первом чтении приняла проект закона о запрете на рекламу пива. Производители пива утверждают, что теперь в пивную промышленность будут меньше инвестировать, и вообще Россия понесет серьезный ущерб. Однако сатирик Дмитрий Быков с такими аргументами не согласен и заявляет о готовности к организации антипивной партии. «Мне просто не нравится пивная культура, насаждавшаяся у нас последнее время, — так Быков поясняет свою инициативу читателям журнала «Огонек». — Пиво — это как бы и алкоголь, но легкий. Тот, которым легче всего спиться. Это как бы и крутизна, но детская. Скажу больше, пиво — это ведь не только подростковая культура. Это менеджерская культура. Потому что это, в общем, ненастоящий алкоголь, а они как раз и обожают все ненастоящее. А пиво — любимый напиток имитаторов: типа я как бы и пью, и как бы не совсем. То ли дело водка! Водка — напиток работяг. По крайней мере, в России. Ее пьют те, кто ничего не умеет делать вполсилы и вполруки. Есть страшное и всем очевидное лицемерие в том, чтобы запрещать рекламу любого алкоголя, но разрешать и даже приветствовать рекламу пива. Причем адресную, для подростков — типа пропаганды «продвинутого» пива, как будто оно может быть продвинутым».

Дмитрию Быкову вторит обозреватель еженедельника «Аргументы и факты» Дарья Аптекарева. Она утверждает, что потребление пива в России растет из-за назойливой вездесущей рекламы, из которой следует, что только благодаря живительному напитке «надо чаще встречаться, хорошо сидеть и не жужжать». Как отмечает Дарья Аптекарева, у россиян, поддатливых телепропаганде еще со времен тоталитарного агитпропа, складывается впечатление, что золотой вкус пива сделает из самого робкого и невзрачного тинейджера настоящего мужика: «С ним улетают, признаются в любви и играют в футбол». «АиФ» не осторожничает в выборе крепких выражения и прямо называет пиво чумой XXI века.

Лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев отмечает, что раскрутка пива — часть государственной кампании по спаиванию населения: «То, что молодые приобщаются к пиву чуть ли не с младенчества, абсолютно оправданно и понятно: чем раньше подросток начнет пить пиво, тем быстрее он переключится на портвейн». Певец группы «Ногу Свело!» Максим Покровский также не сомневается к том, что проблема распространения пивного алкоголизма — прямое следствие агрессивной рекламы этого напитка.

Однако журналист «Огонька» Дмитрий Губин с подобными заявлениями не согласен и приводит в качестве примера ситуацию в Великобритании. В ходе командировки в Лондон Губин отметил, что на улицах столицы Туманного Альбиона пиво не рекламируется, что не мешает английским тинейджерам как следует «квасить». Дмитрий Губин отмечает, что власти Англии давно отказались от неблагодарных попыток переделать природу человека: » понимают, что люди пьют и будут пить. И почему-то эта неборьба, доверие к людям мне кажется верной. А борьба «серьезных» людей с попсой, комиксами, пивом — глупой. Хотя бы потому, что борьба превращает людей во врагов безо всякого шанса на переход из лагеря в лагерь».

Дмитрий Губин не сомневается, что культура потребления алкоголя — лучшая страховка от алкогольных злоупотреблений: «Британский паб — место не просто для пития, но для встреч и общения комьюнити. В пабы после работы идут так же, как подростки в СССР шли во двор, а бабушки — на лавочку у подъезда. То есть английская пивная — это коллективный организатор и психотерапевт. И в России скорбеть разумно не о том, что пьют, а о том, что негде пить».

Если принять логику Губина, грамотное питие всегда напрямую связано с политикой толерантности. Россия, к сожалению, пока далека от понимания того, что в мире множество правд, потому и предпочитает всем напиткам пиво и водку.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ