ПЕРЕДАЧА КОНТРОЛЯ НАД АЛКОГОЛЬНЫМ РЫНКОМ МИНСЕЛЬХОЗУ ОЗНАЧАЕТ КРИЗИС ЛИБЕРАЛИЗМА В ОТРАСЛИ

0:00
0

“Жидкий хлеб” – под таким заголовком “Родная газета” опубликовала интервью с президентом Национальной алкогольной ассоциации Павлом Шапкиным о ситуации на рынке. По мнению г-на Шапкина, преобладающей тенденцией стало вытеснение местных брэндов национальными, так как проводимая акцизная политика привела к тому, что регионы переориентировались на ввоз ликероводочных изделий.

За последние четыре года число производителей сократилось с 850 до 450, и можно ожидать, что еще через несколько лет основная часть производства сконцентрируется в руках не более 100 производителей. Причем, сокращение числа участников рынка будет сопровождаться двукратным увеличение объема производства алкоголя. “Полагаю, что по итогам 2004 г. возможен прирост производства в объеме 30 процентов. При этом на 20 процентов может увеличиться также и ввоз алкогольной продукции из-за рубежа”, – полагает Павел Шапкин.

Однако, несмотря на столь благоприятный прогноз, президент Национальной алкогольной ассоциации оценил ситуацию на рынке как “крайне сложную”: “Экономические и законодательные условия функционирования отрасли нестабильны. Огромное количество проверяющих инстанций и у всех разные требования. Законодательство постоянно меняется, при этом старые законы и постановления, которые противоречат новым, не отменяются. Все изменения происходят спонтанно, без серьезного анализа последствий этих шагов. Отсутствует концепция развития отрасли. Ее нет ни в правительстве, ни в Минэкономразвития”.

Г-н Шапкин также обеспокоен хаотичной административной реформой, так как “непонятно, какие функции останутся у разных эшелонов власти, кто будет курировать отрасль в центре и на местах, какие при этом использовать рычаги”.

Тенденция сокращения числа игроков алкогольного рынка, отмеченная Павлом Шапкиным, проявилась и в банкротстве крупнейшего российского предприятия “Туласпирт”, который, по мнению “Русского курьера” стал жертвой клановой войны. “Администрация объединения, его партнеры и местные власти сделали все, чтобы спиртовой монополист разорился”, – утверждает обозреватель газеты. – “Различные кланы начали подбираться к “Туласпирту”, объединяющему восемь заводов, с середины девяностых годов. Уже тогда звучали предложения создать на базе ликероводочных и спиртовых заводов самостоятельные предприятия и выставить их на торги. Заметную роль в этой “возне” играло губернское правительство. Начиная с 1997 года, когда контрольный пакет акций находился в оперативном управлении областной администрации, спирт использовался в качестве жидкой валюты, которой оплачивались долги регионального бюджета”.

С введением антикризисного внешнего управления в августе 2003 года позиции “Туласпирта” еще более ухудшились. Представители обладминистрации противодействовали реструктуризации предприятия, которая бы позволила спасти его от банкротства.

Корреспондент “Русского курьера” так же обращает внимание, что все это происходит на фоне ликвидации Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству и Минкомимушества, считавших целесообразным раздел “Туласпирта”. И пока “новые государственные структуры еще не созданы, все участники “туласпиртовской” истории пытаются периодом неопределенности воспользоваться. Государственные интересы в этом споре, видимо, занимают последнее место”.

Тем временем правила игры на внутреннем алкогольном рынке могут существенно измениться в связи с передачей функции контроля над алкогольным рынком от Минэкономразвития Минсельхозу. В этой связи не трудно предвидеть усиление госконтроля над отраслью.

Как пишет “Коммерсантъ”, до реформы правительства основная борьба за звание главного регулятора алкогольного рынка велась между Минсельхозом и МЭРТом. Например, квоты на закупку спирта из пищевого сырья распределял между предприятиями Минсельхоз. А сам процесс распределения должен был согласовываться с представителями Минэкономразвития. В ноябре прошлого года дело дошло до откровенной перепалки между чиновниками обоих ведомств. На совещании по проблемам алкогольного рынка замглавы МЭРТа Владимир Стржалковский заявил, что квоты на спирт надо вообще отменить, и соответствующее предложение уже отправлено в правительство. Более того, вслед за этим чиновники МЭРТа заговорили о необходимости либерализации алкогольного рынка. Представители Минсельхоза, напротив, говорили о необходимости “жесткого контроля со стороны государства”.

“Теперь этим спорам пришел конец, – не без горечи констатирует корреспондент деловой газеты. – Ведомство Алексея Гордеева станет главным регулятором алкогольного рынка. Для участников алкогольного рынка такое перераспределение обязанностей означает, что либеральные идеи МЭРТа осуществлены не будут”.

Однако на внешнем рынке позиции госпредприятий не так сильны, как хотелось бы кураторам административной реформы. Так, попытки “Союзплодоимпорта” вытеснить с рынка Польши группу SPI, которая продвигает брэнды Stolychnaya, Moskovskaya, Russkaya, не увенчались успехом. Как пишет “Коммерсантъ”, патентное ведомство Польши не нашло оснований для смены собственника. Газета напоминает, что в начале года аналогичное решение приняло патентное ведомство Кубы, а в мае прошлого года суд города Роттердама (Нидерланды) отклонил иск ФКП “Союзплодоимпорт” о снятии ареста с поставленных в Голландию двух контейнеров водки Moskovskaya, который был наложен по иску SPI.

“Решение поляков еще раз свидетельствует о том, что ФКП будет крайне сложно вытеснить SPI c западных рынков, – резюмирует обозреватель “Коммерсанта”. – Сторону этой компании принимают не только патентные ведомства, но и иностранные суды”.

Не в пользу России заканчивается и другой конфликт интересов, правда, относящийся к работе на внутреннем рынке иностранного производителя. Согласно публикации в “Коммерсанте”, адвокат российского подразделения компании Pernod Ricard Сергей Шевырев заявил о намерении потребовать от российского государства $4 млн. Именно в такую сумму Pernod Ricard оценивает ущерб, нанесенный компании судебными тяжбами по товарному знаку Becherovka.

Если Pernod Ricard требует компенсации за подмоченную репутацию, то “Русская винно-водочная компания”, напротив, заявляет об успехе маркетинговой политики по продвижению коньяка “Бастион”, считающегося одним из лучших отечественных коньяков, купажируемых во Франции. РВВК потратила $2оо тыс. на новый дизайн коньячных бутылок. “Мы хотели устранить несоответствие между прежним дизайном “Бастиона” и его качеством, ну и, конечно, увеличить объем продаж”, – пояснил “Компании” брэнд-менеджер РВВК Михаил Назаренко. – По его словам, коньяк в новом оформлении продается лучше на 30 процентов”.

Коньяку “Бастион” был также посвящен очередной обзор винного обозревателя газеты “Коммерсантъ” Игоря Мальцева, считающему, что новое оформление бутылок делает его востребованным у более требовательной аудитории: “Пока “Бастион” разливался в бутылки с бумажными этикетками, мне как-то не хотелось его пробовать. Но тут господа из конторы РВВК сменили имидж бутылки, теперь она выглядит тяжелей, мужественней, рисунок в виде холодного оружия накатан прямо на стекле, и каждый жаждущий теперь может рассмотреть цвет напитка на свет безо всяких помех”.

Описывая свои впечатления от дегустации, г-н Мальцев отметил, что “запах этого коньяка вписывается в формулу “советский коньяк французского происхождения”. Кстати, автор концепции “Бастиона” – мастер купажа Игорь Скурихин, помнящий еще шустовские коньяки, не скрывает, что задача была поставлена предельно четко – французский коньяк по приемлемой цене с учетом традиционных вкусов населения. “Не знаю, как там с традиционными вкусами населения, которое пило спокойно “Слынчев Бряг” с “Дагестанским” и ни разу не подавилось, но с Францией все получилось отлично”, – заключает Игорь Мальцев.

Бурный рост российского рынка благородных напитков привлек внимание и эстрадной звезды 90-х Влада Сташевского, который решил организовать совместное дело с президентом Союза виноделов Дагестана Алибеком Исаевым. Как отмечает “Русский курьер”, новое дело настолько поглотило Сташевского, что он вовсе забросил сцену. Теперь певец частенько посещает винные погреба кавказских республик, где отбирает лучшие сорта игристых напитков. По словам артиста, самый последний из отобранных им сортов красного вина с романтическим названием “Слезы гор” пользуется у его иностранных компаньонов огромной популярностью. Корреспондент газеты не исключает, что винный промысел Владу Сташевскому нужен для того, чтобы заработать необходимую сумму для возвращения в шоу-бизнес.

Ситуация на рынке пива характеризуется некоторым спадом производства, что, по мнению “Ведомостей”, связано с реформой системы дистрибьюции. Впервые с начала “российского пивного бума” в 1999 году один из крупнейших российских пивзаводов комбинат “Очаково” сократил производство: в минувшем году он произвел на 7,5 процента меньше пива, чем в 2002-м.

По оценке руководителя Союза пивоваров Вячеслава Мамонтова, в прошлом году отечественный пивной рынок переживал наиболее тяжелые за последние пять лет времена: прирост производства пива составил всего около 7 процентов. “На этом фоне и отдельные пивзаводы не ожидали особенно хороших результатов, больше озаботившись тем, как не потерять уже завоеванные позиции”, – отмечает корреспондент.

Вместе с тем, аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко считает, что хотя реформа дистрибьюции во всех крупных пивоваренных компаниях привела к временному падению продаж, без ее проведения было бы невозможно работать дальше.

В этом году “Очаково” планирует улучшить позиции и увеличить объем реализации пива минимум на 5-7 процентов. Большие надежды возлагаются на новые марки, выпуск которых осваивает “Очаково”. Компания планирует продать около 1 млн. дал своего первого лицензионного сорта Altstein и еще около 500 тыс. дал другого лицензионного сорта, название которого пока не раскрывается. Также планируется запустить новый сорт пива, который должен обеспечить прирост в 1 млн. дал.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ