"СОЮЗПЛОДОИМПОРТ" И "РОССПИРТПРОМ" МОГУТ ПОЛУЧИТЬ КОНТРОЛЬ НАД ПОЛОВИНОЙ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ

0:00
0

Дискуссия о необходимости ввести в России монополию на водку пока продолжается, однако первый монополист, похоже, может появиться уже в скором будущем. Им станет объединенная компания, созданная на базе “Союзплодоимпорта”, который управляет от лица государства рядом водочных товарных знаков и “Росспиртпрома”, в введении которого более ста ликероводочных заводов. Решение о слиянии компаний было озвучено на заседании коллегии Счетной палаты, представители которой проводят сейчас проверку ведущих водочных заводов страны.

Как пишет “Коммерсантъ”, если идея объединения будет одобрена в правительстве, на алкогольном рынке появится уникальная по потенциалу компания, имеющая в своем арсенале и портфель брэндов (управляемые ФКП товарные знаки Stolychnaya, Moskovskaya и так далее), и огромные производственные мощности, способные покрыть 40 процентов потребностей российского рынка в водке.

Аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов в комментариях “Коммерсанту” признался, что в ходе проверок “Росспиртпром” был признан неэффективным собственником. С момента создания ФГУПа в 2000 году 22 его предприятия были признаны банкротами, а еще 26 являются убыточными. Два самых крупных предприятия, подконтрольных ФГУПу – ОАО “Московский завод “Кристалл”” и ОАО “Самарский комбинат “Родник”, по заключению аудиторов, ведут неправильную сбытовую политику, приводящую к “перераспределению доходов в пользу оптовых и розничных сбытовых организаций”. Московский “Кристалл” получает всего 3 процента от розничной цены водки, тогда как доля дохода его дистрибуторов достигает 40 процентов.

“Необходимо формировать единое открытое акционерное общество, куда будут переданы пакеты акций, активы, торговые знаки и система оптового сбыта. Зачем государству два казенных предприятия с параллельными функциями?” – заявил Владислав Игнатов.

Окончательные результаты проверки станут известны в апреле. Однако уже сейчас во ФГУП направлено предписание заплатить в бюджет 36 млн. руб. дивидендов, недоплаченных “Росспиртпромом” с 2001 года.

Глава московского “Кристалла” Александр Романов не согласен с выводами комиссии аудиторов: “Я дипломированный экономист, но понять, как они считали наши доходы, не могу”. По словам гендиректора крупнейшего по итогам прошлого года ликероводочного завода, представители Счетной палаты учитывали скидки дистрибуторам, от которых завод уже отказался. Г-на Романова также удивило, что аудиторы высчитывали доход от производства водки среднего ценового сегмента, исходя из розничных цен на более дорогую продукцию”.

Однако пока Счетная палата продолжает “игру в монополию”, водочные компании продолжают передел зон влияния, причем все большую популярность получает алкоголь “нетрадиционной ориентации”. Так, эксперты Национальной алкогольной ассоциации заявили газете “Россiя”, что сегодня увеличивается производство цветных настоек и наливок. По расчетам ассоциации, сегодня их производится около 4 млн. декалитров в год, и в течение 3-4 лет объем этого рынка увеличится в несколько раз.

Несмотря на то, что данный сегмент рынка выделился недавно, на нем существует серьезная конкуренция. Что, как пишет газета, выражается в давлении на участников рынка, как со стороны местных властей, так и правоохранительных органов: “В результате страдает развитие общенациональных алкогольных брэндов и на поверку выходит, что производители поделили Россию на несколько феодальных княжеств, в которых продается, а стало быть, известна, только своя продукция”.

Эксперты, тем не менее, не сомневаются, что эпоха локальных брэндов скоро закончится: “Кто выиграет эту первую “спиртовую” войну, догадаться нетрудно. Конечно, крупные производители, которые могут влиять на власть, в смысле принятия законов, позволяющих постепенно свести на нет “феодализм” ликероводочного рынка”.

Автор статьи относится без симпатии к протекционистской политике местных властей и высказывает сожаление, что многие из локальных брэндов исчезнут: “Жаль, если наши потомки будут знать только ленинградскую “Ладогу” и московский “Кристалл”.

В ситуации жесткой конкуренции производители “беленькой” пытаются найти новые ниши. По этому сценарию, в частности, действует Владимир Довгань. Как сообщает “Московский комсомолец”, недавно в магазинах снова появились бутылки с этикетками: “Довгань. Дамская. Легкая”. Подчеркивается, что это единственный в России крепкий напиток, который создан специально для женщин. В рецептуре водки используется настой яблок и винограда, который придает напитку тонкий, изысканный аромат, а мягкий вкус достигается за счет двойной очистки спирта через угольно-серебряные фильтры.

Хорошие результаты дает и грамотный брэндменеджмент. Так, водка “Путинка” завода “Кристалл” вскоре после выхода на рынок завоевала “Гран-при” на выставке Продэкспо-2004″. Как отмечает автор публикации в газете “Труд”, новинка оснащена принципиально новым телескопическим дозатором, который помимо удобства в обращении является надежной защитой от подделок.

Генеральный директор “Кристалла” Александр Романов утверждает, что из всех продуктов родного предприятия сам предпочитает именно “Путинку”: “Я настолько уверен в качестве, что расписался на этикетке. Если будут какие-то претензии, отвечу за напиток лично”.

Но успех “Путинки” – слишком слабое утешением для “Кристалла”, который, по утверждению “Коммерсанта” утрачивает лидирующие позиции. Как стало известно этому деловому изданию, по результатам отгрузки водки в январе-феврале этого года лидирует компания “Веда”. Второе и третье места поделили соответственно “Ост-Алко” и “Исток”.

Коммерческий директор “Веды” Жанна Майборода считает, тем не менее, успехи компании временными: “Лидером мы стали благодаря тому, что в декабре из-за проблем с акцизными марками многие фактически прекратили поставки в регионы. В результате в начале года мы отгружали намного больше остальных”.

Однако обозреватели не сомневаются, что падение позиций “Кристалла” объясняется отнюдь не только этими факторами, а потому с высокой долей вероятности можно предположить, что по итогам года ему придется уступить место флагмана отрасли. В статье подчеркивается, что на заводе неуклонно снижается выпуск “Гжелки”, некогда самой ходовой водочной марки московского предприятия. Теперь большую часть “Гжелки” выпускает не московский, а калужский “Кристалл”, входящий в ФГУП “Росспиртпром” Сергея Зивенко.

“Коммерсантъ” напоминает, что лидер продаж водка “Путинка” также принадлежит не московскому ЛВЗ, а компании “Винэксим”. Что касается водки под своими марками (“Кристальная”, “Прозрачная”, “Привет”, “Завалинка”), то их “Кристалл” отгрузил в феврале чуть более 210 тыс. дал. Впрочем, на самом “Кристалле” считают, что сумеют исправить ситуацию. Как заявил гендиректор завода Александр Романов, объем производства и отгрузки в ближайшее время будет увеличен.

Эксперты думают иначе. Как отметил совладелец холдинга “Ладога” Вениамин Грабар, “причины падения производства на “Кристалле” очевидны: у московского “Кристалла” есть сильное имя, но в настоящее время нет сильных брэндов”.

Разгорается война и вокруг банкротства предприятия “Туласпирт”, входящего в структуру “Росспиртпрома”. Как отмечает “Коммерсантъ”, руководство Тульской области заявило, что намерено оспорить распродажу активов обанкротившегося предприятия. Если обладминистрация осуществит свое намерение, группе “Славия”, управляющей частью активов ОАО, будет весьма непросто получить их в свою собственность. Впрочем, в “Славии” считают, что тульскому руководству остановить процедуру банкротства не удастся. Как заявил представитель “Славии”, в случае возврата активов на баланс ОАО бюджету придется вернуть все налоги, уплаченные двумя тульскими ООО. А такое развитие событий вряд ли возможно.

Призрак создания госмонополии становится все более ощутимым и для игроков винного рынка. “Компания” отмечает, что Роспатент удовлетворил заявку федерального казенного предприятия “Союзплодоимпорт” на регистрацию марки “Советское игристое”, которое, согласно данным исследовательского агентства “Бизнес Аналитика”, является самым раскрученным игристым брэндом на российском рынке. На его долю приходится чуть более 50 процентов продаж игристого вина в дешевом сегменте. Теперь все 25 производителей “Советского” будут вынуждены платить “Союзплодоимпорту” роялти в размере 80 копеек за бутылку. Если учесть, что в год производится порядка 60 млн. бутылок “Советского шампанского”, то доход ФКП от этой марки составит $1,6 млн.

“Отечественные производители шампанского оказались в патовой ситуации, – отмечает обозреватель “Компании” Владислав Коваленко. – Выбор невелик: платить роялти или судиться. Но в памяти народной свеж еще пример с Юрием Шефлером, владельцем компании СПИ, который в 1997 году приватизировал водку “Столичная”. Различные ведомства пять лет пытались отсудить у Шефлера права на “Столичную” – у Владимира Логинова, бывшего замминистра сельского хозяйства, а ныне гендиректора “Союзплодоимпорта”, на это ушел год. В итоге производители водки, платившие роялти Шефлеру, теперь платят его “Союзплодоимпорту”, а сам Шефлер вынужден скрываться за границей. Эта экзекуция наглядно демонстрирует мощь административного ресурса главы ФКП и уменьшает выбор российских виноделов ровно в два раза”.

Однако компания “Дионис Клуб” позитивно оценивает свои перспективы даже в ситуации усиливающейся экспансии “Союзплодоимпорта”. Как пишет “Витрина”, в 2004 году “Дионис Клуб” в рамках маркетинговой политики, направленной на укрепление позиций на рынке, планирует открыть три новых филиала в России. Весной начнет работать филиал в Новосибирске, а до конца 2004 года – еще два в крупных городах России.

Что касается пивоваров, то им теперь будет сложнее противостоять инициативам неутомимого Геннадия Онищенко, который в результате административной реформы сменил кресло главного санитарного врача России на руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Как пишет “Коммерсантъ”, новому ведомству помимо функций Госсанэпидемнадзора передается часть функций ликвидированной Госторгинспекции и МАПа. Так что теперь потенциальных возможностей для дальнейшей борьбы с распространением пива у главы службы более чем достаточно.

Однако пивовары считают, что новой войны не будет. По словам главы Союза пивоваров РФ Вячеслава Мамонтова, глава службы по надзору в сфере защиты прав потребителей не может выпускать постановления, а значит, и потенциальная опасность от его инициатив не столь велика.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ