КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ВЫНУЖДЕНЫ ИГРАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

0
8

На российском рынке коньяка усиливается конкуренция. Как пишет «Компания», десять лет назад у отечественных любителей крепкого алкоголя было всего две альтернативы — дорогой коньяк, произведенный во Франции, или дешевый бренди из Восточной Европы. Ситуация изменилась с появлением коньяка «Бастион», который изготавливается из французских спиртов.

Но конкуренты РВВК тоже не могли не отреагировать на появление спроса на качественную продукцию по доступным ценам. Вскоре после появления «Бастиона» Московский винно-коньячный завод КИН выпустил бренди «Старый город» (70 процентов французских спиртов). В сентябре 2003 года поступил в продажу коньяк «Нахимов», заказы на производство которого ТД «Арома» размещает во Франции.

Холдинг РВВК продолжает удерживать лидерство в сегменте российских бренди из французских спиртов, но в ситуации возрастающей конкуренции пытается сыграть на опережение. Чтобы сделать отрыв от конкурентов еще боле значительным, РВВК планирует потратить $2 млн. на продвижение коньяка.

По данным агентства «Бизнес Аналитика», объем российского рынка бренди в 2003 году составил 5,6 млн. дал. Бренди российского производства занимает на нем 67,3 процента. Условно рынок бренди можно разделить на несколько сегментов. Нижний ценовой сегмент представлен напитками производства стран СНГ по цене до 250 руб. за литр. В среднем сегменте опять же можно выделить нижний уровень: цена одного литра здесь от 250 до 575 руб. Верхний уровень среднего сегмента представлен коньяками и бренди стоимостью от 575 до 2100 руб. за литр, высокий ценовой сегмент — бренди от 2100 руб. за литр.

«Бастион» попадает в верхнюю часть среднего ценового сегмента коньяков и бренди. Бутылка 0,5 л четырехлетнего коньяка стоит на полках 350 руб., а десятилетнего «КС» — 1100 руб. В этом же сегменте позиционируются и другие российские марки бренди из французских спиртов. По мнению Игоря Комарова, коммерческого директора ТД «Арома», именно этот сегмент качественных коньяков, доступных по цене растущему среднему классу, сейчас является самым привлекательным и перспективным как для продавцов, так и для производителей.

В компании «Бастион» надеются, что при помощи рекламной кампании смогут почти вдвое увеличить долю в этом сегменте рынка, увеличив объем продаж до 98 процентов.

Динамично развивается и рынок сувенирной продукции. В поисках новых нестандартных решений производители обращаются к нестандартным приемам. Так на Международном конгрессе подводников в Лондоне была презентована водка под названием «К-19. Русская субмарина». Как пишет «Собеседник», фарфоровая бутыль в виде подлодки на подставке, изготовленная тульскими ремесленниками из ОАО «Тула-спирт», выполнена весьма достоверно. Стоит литр водки 5 тысяч рублей.

Сообщается, что водка появилась с благословения первого экипажа подлодки. «Не подумайте, что нам было легко на это пойти, — признался «Собеседнику» председатель совета благотворительного фонда «К-19″, созданного первым экипажем субмарины на дивиденды от проката одноименного фильма с Харрисоном Фордом. — Но у нас сейчас почти нет средств, а людям, особенно ветеранам и вдовам, нужны деньги — на лечение, на все».

Автор считает, что моряки вряд ли разбогатеют благодаря производителям водки: на большее, чем пять процентов от прибыли, они не рассчитывают, но и эти деньги на их счет пока не поступали.

В стремлении удовлетворить изощренность вкуса соревнуются не только производители элитного алкоголя, но и журналисты элитных изданий. Доверительные беседы с узким кругом посвященных, однако, зачастую оборачиваются менторским пафосом. В качестве примера можно привести следующий пассаж из обзора редактора журнала «Винная карта» Игоря Сердюка для газеты «Ведомости»: «Как известно, «мейнстрим» калифорнийского шардоне подразумевает малолактическую ферментацию с целью понижения кислотности и активное использование дубовой бочки с сильным обжигом». Подобные речи вполне уместны в общении с профессиональными сомелье и дегустаторами, но они не составляют большинство аудитории делового издания.

Более доступным языком, хотя и выдержанном в лучших традициях гламурной журналистики написан обзор Игоря Мальцева, посвященный российскому элитному рынку пива в приложении «Коммерсантъ-Weekend». Статья представляет собой скрытую рекламу пива Tinkoff, которое намерено в ближайшем будущем покорить европейский рынок, для чего заключено соглашение со знаменитым итальянским дизайнером Ольвьеро Тоскани.

Мальцев отмечает, что «взрослые дяди из числа тех, кто не считает, сколько он сегодня выложил за упаковку пива» из всего того, что предлагает отечественный производитель может выбрать только Tinkoff. В частности, пивоварня Олега Тинькова может составить конкуренцию Murphy`s Irish Red Beer, так как предлагает хорошее пиво. Пиво производится на немецком оборудовании с соблюдением традиционной технологии.

Чтобы избежать приторного привкуса рекламной статьи, Мальцев привносит в обзор пивную горчинку: «Проблема всех русских пивных напитков заключается в том, что, даже добившись хороших результатов на старте, затем они на определенных объемах резко теряют качество. У нас перед глазами все эти примеры. Мы будем теперь следить: не постигнет ли эта участь амбициозного Tinkoff».

Другой игрок российского пивоваренного рынка компания Detroit Brewing Company, владеющая брэндом «Иван Таранов», нацелена на ближнее зарубежье. По сообщению газеты «Коммерсантъ», Detroit Brewing Company получила контроль над Бобруйским пивзаводом в Белоруссии и теперь собирается вложить более $30 млн. в развитие этого предприятия. В обмен на контроль над пивзаводом Detroit Brewing обязалась погасить задолженности предприятия перед бюджетом и по зарплате — около $3 млн. Кроме того, за счет средств Detroit Brewing должна быть проведена реконструкция предприятия и увеличена его мощность до 20 млн. дал в год. Предполагаемая стоимость первого этапа реконструкции $10-12,5 млн., второго — около $20 млн. По сообщению белорусской стороны, предприятие должно начать работать уже в начале марта.

Рынок Белоруссии считается очень перспективным: сейчас средний уровень потребления в республике составляет почти в два раза меньше, чем в России — 26-28 л на человека. Между тем серьезных игроков на местном рынке по-прежнему нет. Однако аналитики скептически оценивают проект, считая, что компания может лишиться предприятия в случае возникновения конфликтов с местными властями. Так пресс-секретарь «Балтики» Алексей Кедрин, отметил, что компания пока не заинтересована в выходе на белорусский рынок.

Судя по всему, «Балтика» заинтересована прежде всего в упрочении позиций на внутреннем рынке. Как пишет «Коммерсантъ», пивоваренная компания обратилась в комиссию правительства по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике с предложением изменить существующие ставки на импортируемый солод. Компания предлагает заменить действующую адвалорную ставку ввозной таможенной пошлины на солод в размере 10 процентов от таможенной стоимости товара на комбинируемую. Газета подчеркивает, что «Балтика» фактически требует повысить цены на важнейшую и самую дорогую составляющую пива. В самой компании это требование объясняют необходимостью защитить отечественного производителя и создать условия для честной конкуренции на внутреннем рынке страны. Однако, по мнению ряда экспертов, такое решение правительства ударит прежде всего по мелким производителям, поскольку они закупают солод по более высоким ценам, чем лидеры рынка.

Положение ключевых игроков российского рынка облегчит и снижение ставки ввозных таможенных пошлин на пивоваренное оборудование, аналоги которого не производятся в России. Представитель Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов заявил газете «Ведомости», что высокие ввозные пошлины на оборудование пивовары рассматривали как один из основных факторов, сдерживающих развитие отрасли, поскольку около 80 процентов пива в России производится именно на импортном оборудовании.

«Красный Восток» также реализует экспансивные проекты, связанные с диверсификацией производства. Как пишет «Финанс», на ММВБ началось размещение трехлетнего облигационного займа объемом 1,5 млрд. рублей ООО «Красный Восток-Инвест», 100-процентной «дочки» пивоваренной компании «Красный Восток». Средства будут направлены на расширение производственных мощностей компании и участия ее в смежных инвестиционных проектах.

Проектов всего три. Первый — строительство завода по производству пивоваренного солода мощностью 150 тыс. тонн в год и общей стоимостью 10 млн. евро. Остальные два проекта не имеют отношения к пивному бизнесу. За счет облигационного выпуска будет проинвестировано строительство молочного и мясоперерабатывающего комбинатов производительностью соответственно 1000 тонн и 500 тонн в сутки. Общая стоимость оборудования по каждому из проектов составляет около 15 млн. евро. Предполагаемый срок окупаемости — второе полугодие 2007 года.

Очень высока конкуренция и на рынке соков. Как пишет «Компания», позиции флагмана рынка «Вимм-Билль-Данн» ослабляются, так как конкуренты стремительно наращивают мощь. Подчеркивается, что хотя российский рынок соков и нектаров уже третий год растет на 20 процентов в год, доля компании «Вимм-Билль-Данн» постепенно снижается. Так, в период с ноября по декабрь 2003-го, по данным компании «Бизнес Аналитика», доля продаж соков ВБД в 11 городах оказалась ниже, чем доля продаж «Лебедянского» (26,5 процентов против 27,5 процентов). В 2002 году ВБД опережал «Лебедянский» на 10 процентов.

О том, что лидер отечественного рынка соков «Вимм-Билль-Данн» сдает позиции, также сообщила «Газета». «Одной из причин потери доли является тот факт, что «Вимм-Билль-Данн» расслабилась как раз в то время, когда этого не стоило делать, — сказал Газете Александр Свинов, аналитик Альфа-Банка. — За последние полгода продукция компании слабо конкурировала с другими брендами из-за чрезмерной сосредоточенности на переговорах с Danone о слиянии, в то время как конкуренция на рынке значительно возросла».

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ