АЛКОГОЛЬНАЯ ЭМАНСИПАЦИЯ: РОССИЯ ДОГОНЯЕТ ЕВРОПУ

0:00
0

Россияне меняют вкусовые предпочтения, говорится в отчете Национальной алкогольной ассоциации, с которым знакомит нас “Московский комсомолец”. По данным НАА, в декабре производство водки и ликероводочных изделий снизилось на 8,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом производство вин и слабоалкогольных напитков увеличилось. Так, виноградных вин выпущено на 9,7 процента, игристых – на 8,3 процента, слабоалкогольных напитков – на 37,5 процента больше, чем в предыдущем году.

“Коммерсантъ” подчеркивает, что снижение производства крепкого алкоголя обусловлено не новой акцизной политиков (как предполагали аналитики), а изменениями в структуре потребления алкогольных напитков.

Подчеркивается, что система начисления акцизов на вино изменилась примерно в такой же пропорции, как и на водку: 35 процентов ставки акциза на вино теперь уплачивает производитель, а 65 процентов – дистрибутор. При этом вина и шампанского, по данным НАА, было продано на 8,3 процента больше, чем в 2002 году, а в декабре прирост производства составил 18 процентов.

“Во всем мире есть совершенно четкая тенденция по изменению структуры потребления алкогольных напитков, – говорит Анна Белякова, эксперт BKG.- Постепенно крепкие напитки уступают место слабоалкогольным напиткам, таким, как пиво и коктейли”. В то же время директор алкогольного департамента компании “Диамант Алко” Игорь Володин считает, что фактором снижения объемов продаж стало увеличение платежеспособности населения. “Люди стали больше потреблять вина, по-прежнему растет рынок пива. Увеличилась доля потребления элитной продукции: коньяка, виски, бренди, текилы”, – считает Володин.

В ситуации падения производства крепкого алкоголя группа SPI Юрия Шефлера пытается упрочить позиции. Как стало известно “Коммерсанту”, в конце прошлого года группа SPI приобрела права на товарный знак Kremlyovskaya и сразу развернула производство этой водки на собственном заводе в Калининграде. В SPI заявляют, что Kremlyovskaya вернет себе лидирующие позиции на отечественном рынке, однако, по мнению экспертов, любители водки об этой марке уже забыли.

По словам гендиректора ЗАО “Союзплодимпорт” Андрея Скурихина, соглашение о продаже товарного знака было достигнуто еще в начале прошлого года. Продавцом Kremlyovskaya выступила американская компания Global Spirits Marketing.

Как считает Скурихин, “Kremlyovskaya имеет хорошую репутацию у потребителей, так как, в отличие от других марок водки, поступавших в продажу в начале 90-х, Rasputin, Demidoff и других, не подделывалась”. Что касается длительного отсутствия на рынке, то, как заметил господин Скурихин, “это, безусловно, плохо для брэнда, но не критично: Kremloyvskaya в свое время была одним из лидеров рынка, ее все помнят”.

Однако конкуренты по-другому оценивают ситуацию. По словам Германа Климовского, вице-президента компании РВВК по маркетингу, популярность Kremlyovskaya в начале 90-х была обусловлена отсутствием крупных водочных брэндов и стремлением потребителей пробовать все новое. Сейчас ситуация совсем иная. Позицию Климовского разделяет и гендиректор группы компаний “Гросс” Виктор Самойлов. “Рынок изменился, – констатирует Самойлов. – Шансы у Kremlyovskaya есть, но все будет зависеть от размера бюджета на продвижение этой марки”. По мнению господина Самойлова, для того, чтобы вернуть этот брэнд на лидирующие позиции, понадобится как минимум $5 млн.

“Если SPI действительно удастся реанимировать водку Kremlyovskaya, это, вне всякого сомнения, станет самым громким событием в водочном маркетинге за последние несколько лет. Ведь совсем недавно Kremlyovskaya занимала первое место по продажам в России среди водочных брэндов”, – отмечает “Коммерсантъ”.

Экспансия группы SPI, запланировавшей агрессивное продвижение водки Kremlyovskaya, – всего лишь фрагмент крупномасштабной брэндовой войны.

Обозреватель “Коммерсанта” Дмитрий Добров прогнозирует начало компании за очередной передел “кристалловских” брендов. Так, президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко выступил с крайне резким заявлением в адрес гендиректора федерального казенного предприятия “Союзплодоимпорт” Владимира Логинова, который подал в палату по патентным спорам Роспатента РФ возражение по поводу регистрации товарного знака Cristall, принадлежащего структурам ТПГ “Кристалл”. В ФКП посчитали, что товарный знак Cristall является сходным до степени смешения с товарным знаком Kristal, зарегистрированным еще в 1974 году Всесоюзным внешнеэкономическим объединением “Союзплодоимпорт”. Производство водки Kristal по лицензии “Союзплодоимпорта” началось в октябре прошлого год на ЗАО “Ладожское” в Краснодарском крае. Зивенко считает, что обращением в Роспатент Логинов грубо нарушил договоренности между ФКП и “Кристаллом”.

Сергей Зивенко не сомневается, что сумеет отстоять Cristall, так как оспаривать регистрацию товарного знака, сходного до степени смешения, можно только в течение пяти лет после регистрации. Однако для Cristall этот срок уже истек: товарный знак был зарегистрирован в 1991 году. Кроме того, в “Кристалле” отмечают, что водку Kristal никто не знает, тогда как Cristall хорошо известна на рынке. Поэтому доказать, что потребитель может запутаться, достаточно сложно.

Нешуточная борьба разгорается и на фронте борьбы с самогоноварением. Как известно, репрессивная политика пока не дает серьезных результатов, поэтому власти Березинского района Пермской области, обломав прут о злостных самогонщиков, посулили пряник потенциальным жертвам некачественного алкоголя. Как пишет “Трибуна”, власти Березников за каждый сданный литр кустарной водки будут премировать “агентов” премией в размере 15 рублей. Глава Березников Игорь Папков считает, что материально заинтересованные “бодяжники” (то есть производители алкоголя), могут переориентироваться: если дело пойдет по накатанной колее, не исключено, что самогонщики станут работать по спецзаказу. Автор при этом не может не удержаться от сарказма: “Только куда будут девать водку в администрации? Вопрос риторический”.

Риторическим считается и вопрос о борьбе с пьянством, которое давно воспринимается как особенность национального характера. Однако член рабочей группы Госсовета по разработке мер борьбы с алкоголизмом и наркоманией Григорий Заиграев категорически не согласен с таким утверждением. В интервью журналу “Профиль” он заявил, что россияне отнюдь не являются прирожденными пьяницами, просто им не повезло с правителями, которые приучили их пить горькую из алчности.

Отвечая на сакраментальный вопрос “Кто виноват?” Заиграев первым называет Ивана Грозного: “Правительство Ивана Грозного, испытывая жесточайшую нужду в деньгах, сделало продажу спиртного статьей государственного дохода – была утверждена винная монополия. Согласно ей продажу алкоголя разрешили исключительно в царевых кабаках. В кабаках поначалу не кормили, а алкоголь продавали только кружками по 300-350 граммов. Так было положено начало формированию культуры пития большими дозами и без закусывания”.

Свою лепту внесла и Екатерина II, которая свела на нет производство пива и медоварение. Как утверждает Заиграев, Екатерина поначалу взвинтила налоги на слабоалкогольные напитки, чтобы избежать конкуренции на рынке водки. Впоследствии репрессивная политика в отношении слабоалкогольных напитков только усиливалась: с 1845 года запретили распивочные пивные лавки. Ну а после введения новой акцизной системы, действовавшей с 1863 по 1894 год, появились казенные лавки, в которых разрешалась продажа закупоренной водки только навынос. Как отмечает Заиграев, эта реформа ввела в России традицию пить на улице, на троих. Подчеркивается, что доходы казны от такой формы продажи спиртного выросли в три раза.

Попытку “отыграть назад” сделал Леонид Брежнев. Подписанное им постановление “О мерах по усилению борьбы с пьянством” предусматривало сокращение производства крепких напитков и расширение производства виноградных вин и пива. Однако, как это обычно и случается, “хотели как лучше, получилось, как всегда”: государство пожадничало вложить крупные деньги в создание новой производственной базы для сухих виноградных вин и пошло по более легкому пути, в два раза увеличив производство низкосортных плодово-ягодных “чернил”.

Горбачев и Ельцин, по оценке Заиграева, только усугубили кризисную ситуацию. При Горбачеве, поставившем цель в 2-3 раза сократить потребление водки, объем самогона, как и в начале XX века, превысил объемы легального водочного производства. Во времена Ельцина хаос на рынке породил огромное количество фальшивых и некачественных напитков.

Оценивая путинскую алкогольную политику Геннадий Заиграев подчеркнул, что интерес властей к решению проблемы мог бы быть более сильным. “Когда мы передали подготовленный рабочей группой Госсовета проект концепции по борьбе с алкоголизмом в стране, Путин сказал: “Вы что, хотите, чтобы я стал вторым Лигачевым?” – сообщил Заиграев. – Самое обидное, что если раньше здоровье нации меняли на солидные поступления в бюджет (до 38 процентов всех доходов – до революции, в среднем 27 процентов – в советский период), то сейчас доля “пьяных” денег в госбюджете мизерная – 7-8 процентов”.

Опасной тенденций специалисты считают и возникновение новой разновидности российского алкоголика. Как пишет “Профиль”, по оценке медиков, ряды алкоголиков в последнее время пополняют представители среднего класса, которые во всех социологических обзорах фигурируют как надежда и опора прогрессивного общества. Однако ценой прогресса, как выяснилось, является так называемый “синдром менеджера”: предприниматели, принимавшие весь день решения ценой в миллионы долларов, не могут снять стресса, “не приняв на грудь”. По оценке специалистов, в последние годы прогрессирует и женский алкоголизм. Доктор медицинских наук Александр Немцов, однако, считает, что не стоит паниковать по этому поводу, так как рост женского алкоголизма обусловлен тенденцией к большей эмансипации общества.

Получается, россияне радоваться должны при виде регулярно выпивающих дам: хоть в этом мы сравнялись с прогрессивной Европой, где пьянство давно перестало быть прерогативой мужчин.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ