Вина с нетрадиционной ориентацией не желают становиться аутсайдерами

0:00
0

“Зимой водка обязательно подорожает” – под таким печальным названием “Столичная вечерняя газета” опубликовала материал о повышении цен на крепкие алкогольные напитки. Как отмечает обозреватель газеты, сезонное подорожание высокоградусного алкоголя является традиционным маркетинговым ходом, однако на этот раз цены вырастут вовсе не из-за морозов. Как сообщил Павел Шапкин, “с января 2004 года правительство планирует повысить акцизы. И для того чтобы связанный с этим рост цен не стал для народа шоком, ликероводочные заводы уже сейчас постепенно повышают отпускные цены”. Сообщается, что в ближайший месяц за поллитра “сорокаградусной” потребителям придется выкладывать на 1-1,5 рубля больше, чем сейчас. Подорожают и крепкие вина.

Представители алкогольного бизнеса, однако, уверены в том, что до середины ноября подорожания не будет. По словам вице-президента “Русской винно-водочной компании” Константина Попова, “обычно подорожание происходит перед Новым годом. Это стандартная реакция на повышение акцизов. Со следующего года акциз увеличивается на 17 процентов, а значит, цена на бутылку водки повысится как минимум на 4-5 рублей. В этом году мы приняли решение не повышать цены. Что будет в следующем, я пока сказать не могу”.

Похожую точку зрения высказал и менеджер отдела закупок дистрибьюторской компании “Дейрос” Игорь Борисов: “Зимой начинается наш сезон, поэтому грех не воспользоваться повышенным вниманием. К тому же увеличение ставки акциза в любом случае приведет к подорожанию, поэтому целесообразно подготовить потребителя заранее. Но это произойдет не раньше середины ноября”.

Еще одну причину повышения стоимости алкоголя назвал гендиректор группы компаний “Русский алкоголь” Золтан Золотов. По его мнению, подорожание алкогольной продукции может быть вызвано предполагаемым увеличением цен на спирт в связи с неблагоприятными оценками объема урожая зерна в этом году.

Однако гендиректор компании “Исток” Борис Борисов, которого пригласила газета “Московский комсомолец” для непринужденной беседы с читателями, предпочел говорить не о проблемах, а о достижениях. Вопросы читателей МК предоставили Борисову возможность широкого промоушена продукции “Истока”. “Я уверен в качестве нашей продукции, которое прежде всего обеспечивается уникальностью воды, добываемой из подземного источника ледникового происхождения, – заявил Борис Борисов. – Не всякий производитель может похвастаться такой водой: мягкой, не требующей дорогостоящей очистки. А ведь в нашем деле вода – одна из основных составляющих производства. Во-вторых, виноматериалы. Мы их везем из южных провинций Франции. В-третьих, технологии. Не стану вникать в детали, а просто назову цифру: в одни только технологии мы инвестировали более 120 млн. долларов. В-четвертых, это лучшие на постсоветском пространстве специалисты по производству водки, шампанского и вина. Все эти составляющие гарантируют отменное качество нашей продукции, поэтому можете ее употреблять с уверенностью, что негативных последствий не будет”.

Директор “Истока” не смог не воспользоваться возможностями “прямой линии” для того, чтобы развенчать миф о лидерстве Северной Осетии, в которой находится завод компании, в производстве контрафактной продукции. “Эта теория не выдерживает проверки практикой, поскольку, по последним данным, Северная Осетия находится на 21-м месте по числу нарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции по шкале нарастания, – подчеркнул Борис Борисов. – То есть из 89 субъектов РФ в 68 таких случаев гораздо больше. Кстати, Москва и Московский регион находятся ближе к концу этого списка с гораздо большим количеством нарушений”.

Борис Борисов в беседе с читателями сделал акцент на том, что “Исток” не занимается только выпуском крепкого алкоголя: “Мы намерены расширять номенклатуру нашей продукции. Не исключаю того, что в ближайшем будущем мы начнем выпускать слабоалкогольные коктейли. Самые необычные сочетания”.

Нацеленность “Истока” на “слабоалкогольную” экспансию закономерно: рынок так называемых “лонгдринков” стремительно развивается. Особенно заметно увеличение популярности легких напитков в северной столице. Как пишет “Эксперт Северо-Запад”, в августе 2003 года рынок слабого алкоголя Санкт-Петербурга продемонстрировал беспрецедентные темпы роста. По данным исследования, проведенного компанией “Евросервис ЛТД”, объем реализации слабоалкогольной продукции впервые достиг 300 тыс. дал и составил почти четверть от проданного в городе алкоголя.

Эксперты считают, что волна интереса к слабоалкогольным напиткам подогревается их разнообразием: джин, водка, виски, текила, вермут и ром с большим количеством разнообразных и экзотических вкусовых добавок (ананас, фейхоа, грейпфрут, персик и т.д.). Однако наиболее популярными остаются коктейли на основе джина (их пьют, по данным “Евросервис ЛТД”, около 66 процентов потребителей этого вида алкоголя) и на основе водки (9 процентов потребителей).

Основная аудитория находящегося на волне популярности напитка – молодые женщины, их среди любителей слабоалкогольных коктейлей 66 процентов. По возрастным группам поклонники “лонгдринков” делятся следующим образом: 43 процентов – в возрасте 18-25 лет, 29 процентов – в возрасте 25-35 лет и лишь 28 процентов потребителей более старшего возраста.

Деловой еженедельник обращает внимание на следующую особенность: расширение рынка слабого алкоголя сопровождается одновременным уменьшением на нем доли местных производителей. Еще в 2002 году компании Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Bravo, “Вена”, “Тигода”, “Гатчина” и др.) обеспечивали в совокупности более 50 процентов продаж. Этим летом они смогли удержать лишь треть рынка, отдав более 60 процентов московским конкурентам (“Очаково”, “Хэппилэнд”, “Бородино”). “Такой высокой доли московских компаний нет больше ни в одном секторе алкогольного рынка Санкт-Петербурга”, – отмечает “Эксперт Северо-Запад”.

Если на рынке коктейлей обостряется так называемая внутренняя конкуренция (москвичи теснят питерцев), то пивоварам приходится терпеть агрессию иноземцев. 2 октября ведущие общественно-политические и деловые издания сообщили об открытии пивоварни Efes Beverage Group в Ростове-на-Дону. Газета “Время новостей” подчеркивает необычность проекта: “Во-первых, в был превращен принадлежавший туркам завод “Кока-Кола Ростов Боттлерс”, а во-вторых, свое пивное производство в донской столице Efes построил всего в ста метрах от пивоварни питерской “Балтики”.

Конечно же, опасное соседство не может не беспокоить одного флагмана отечественного пивоварения. “Если раньше представители питерской компании говорили, что их ничуть не беспокоит появление под боком конкурента, который входит в тройку ведущих российских производителей пива, то с запуском ростовского Efes тон комментариев несколько переменился, – отмечает обозреватель газеты Игорь Бураков. – Директор ростовского филиала “Балтики” Александр Дедегкаев говорит, что “Балтика” сейчас выпускает широкую номенклатуру продукции и по части товарных позиций является прямым конкурентом Efes. Российский пивной рынок, по мнению г-на Дедегкаева, уже пришел к насыщению, образовался даже некоторый кризис перепроизводства. Поэтому появление новой пивоварни, безусловно, обострит конкуренцию”.

А газета “Ведомости” накануне открытия завода Efes Beverage International в Ростове-на-Дону сообщила деловой аудитории, что турецкая компания в 2003 г. увеличит оборот в России до $200 млн. Гендиректор пивоварни “Москва-Эфес” Селих Мавиш заявил, что оборот Efes в России вырастет на 25 процентов по сравнению с прошлым годом. Мавиш подчеркнул, что ежегодно объемы производства пива на Пивоварне “Москва-Эфес” растут в два раза быстрее, чем российская пивоваренная отрасль. По его прогнозу, в 2003 г. Efes увеличит производство пива в России на 14 процентов по сравнению с прошлым годом, тогда как рынок вырастет всего на 7 процентов. Гендиректор компании не исключает возможности, что компания в следующем году либо приобретет предприятия на Дальнем Востоке мощностью около 1 млн. гектолитров пива в год, либо, если не будет подходящих предложений, построит завод с нуля.

Нужно отметить, что ростовский регион считается перспективным не только для развития пивоварения. Ситуация в области благоприятна и для реализации нового проекта по производству качественного шампанского. Как пишет региональная газета “Город N”, Ростовский комбинат шампанских вин начал выпускать “Ростовское шампанское выдержанное”, для создания которого были приглашены ведущие виноделы России и зарубежные специалисты.

“Идея выпуска более дорогого шампанского вполне закономерна, – считает обозреватель газеты Татьяна Дудник. – Новая команда, пришедшая на комбинат весной прошлого года, поставила себе достаточно амбициозные цели возрождения былой славы предприятия и занятия лидирующих позиций на российском рынке. К тому же проведенные исследования показали, что ниша высококачественного, но не импортного шампанского остается свободной”.

Для отбора виноматериалов для нового шампанского группа сотрудников комбината была командирована в Европу. По сообщению газеты, в отборе виноматериалов принял личное участие один из лучших виноделов итальянской провинции Тоскана Джузеппе Оригоне. Новое шампанское отличается от традиционного не только виноматериалами, но и более длительной выдержкой как самого купажа, так и готового продукта в бутылке, что ведет к удорожанию розничной цены на 30-50 процентов. Доля выдержанного шампанского составит 3-4 процентов от общего объема выпускаемой комбинатом продукции.

Укреплению позиций элитных напитков будет способствовать и запрет на выпуск так называемых “нетрадиционных виноградных вин”, которые до недавнего времени занимали до 15 процентов рынка, причем существенная часть напитков с “нетрадиционной” ориентацией представляла собой смесь красителя, спирта и ароматизаторов. Как пишут “Ведомости”, ГОСТ Р 51157-98 “Вина виноградные нетрадиционные и виноматериалы виноградные обработанные нетрадиционные. Общие технические условия” позволял предприятию добавлять в виноградное вино сахар, спирт, ароматизаторы с целью улучшения потребительских качеств напитка. Однако это послабление некоторые недобросовестные компании использовали для производства напитков, мало имеющих отношения к настоящему вину”.

Тем не менее, вице-президент по маркетингу Московского межреспубликанского завода (ММВЗ) Сергей Никитин считает запрет ГОСТа нецелесообразным. “Нужно отделять мух от котлет, – заявил Никитин газете “Ведомости”. – Мы делали нетрадиционные вина, добавляя к нормальному виноградному вину немного натуральных же ароматизаторов”. Сергей Никитин подчеркнул, что ММВЗ не собирается прекращать выпуск такой продукции: “Мы просто напечатали другие этикетки, эти вина пойдут у нас по ГОСТу “Вина натуральные виноградные ароматизированные”.

Спокойно относятся к нововведениям и на Детчинском винзаводе, половину продукции которого составляют именно нетрадиционные вина. “Нам пришлось изменить технологию, вместо сахара мы теперь добавляем в вино виноградное сусло, таким образом наша продукция переводится в разряд натуральных виноградных вин”, – признался гендиректор калужского завода Валерий Логинов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ