Хеджирование рисков: контроль за качеством или маркетинговая технология?

0:00
0

Конфигурация российского водочного рынка в ближайшем будущем может серьезно измениться. Как отмечает “Коммерсантъ”, московский “Кристалл” может перестать быть флагманом ликеро-водочной промышленности. Следствием проверок Счетной палаты может стать решение о лишении ЛВЗ прав на производство “Гжелки”. Подчеркивается, что в конце июля на московском “Кристалле” началась очередная серия проверок аудиторов Счетной палаты. Обозреватель “Коммерсанта” Димтрий Добров отмечает, что в этой ситуации частичный перенос производства “Гжелки” нынешним владельцем товарного знака с московского завода на калужский выглядит вполне логично. Как заметил адвокат ТПГ “Кристалл” Яков Мастинский, “это своего рода хеджирование рисков: все-таки в Калуге завод находится под нашим полным контролем”.

Добров считает, что в пользу этой версии говорит следующий факт: “Месяц назад московский “Кристалл” начал выпускать “Гжелку” в новом оформлении: появились новая бутылка и новая этикетка. На самом “Кристалле” объяснили, что завод таким образом борется с нелегальными производителями, которые часто подделывали старую бутылку. Однако, по оценкам экспертов, сделано это было не столько для защиты от подделок, сколько для минимизации возможных потерь от переноса производства. На новой этикетке исчезли все надписи, указывающие на московский “Кристалл”, а также эмблема завода. В Калуге “Гжелка” сразу стала выпускаться с новой этикеткой”.

Любопытно, что перекрой на рынке крепких напитков сопровождается изменением в структуре потребления алкоголя. По данным агентства NEWSru.com, на которое ссылается “Вечерняя Москва” россияне все меньше потребляют водку и пиво, отдавая предпочтение вину. По данным Госкомстата, за пять месяцев 2003 года производство вина в России увеличилось почти на 18 процентов. Пива, напротив, стало выпускаться на 5 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сами производители, однако, отмечают, что ситуация на алкогольном рынке обусловлена не изменением предпочтений россиян, а фискальной политикой государства. Как говорит президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, рост акцизов на водку на 15 процентов с начала этого года вынудил водочные заводы несколько сокращать производство. Для пивоваров акцизы выросли еще больше – на 25 процентов. Любопытно, что изменение правил игры привело к снижению контрафактной водки. По данным МВД, изготовители “паленой” водки не выдерживают конкуренции и переходят на другие виды “бизнеса”.

Однако информация представителей алкогольных компаний, опрошенных корреспондентами газеты “Ведомости”, отличается от данных МВД. “Анализ статистики за несколько лет показывает, что, как только ставка акциза индексируется выше, чем на уровень инфляции, легализация рынка замедляется”, – отмечает вице-президент Национального союза участников алкогольного рынка Владимир Цыганков. Эксперт напоминает, что в 2000 г. после увеличения акциза на 40 процентов легальное производство упало на 9 процентов. С Цыганковым согласен генеральный директор Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин: “Чем выше акцизы, тем выгоднее производить “паленую” водку”. Вместе с тем, Шапкин отмечает, что в России действительно увеличивается потребление слабого алкоголя, что приводит к сокращению продаж водки. На эту же тенденцию обращает внимание Цыганков. По его информации, водка пока еще доминирует, однако ее доля в потреблении медленно снижается и сейчас составляет 67,6 процента.

Категорически не согласен с подобными выводами генеральный директор ЗАО “Холдинговая компания “Ладога” Вениамин Грабар. “Объем потребления водки в России стабилен и практически не менялся последние лет 12, – заявляет Грабар. – Дело в том, что Госкомстат учитывает только легальные цифры. В реальности сейчас снизилось не потребление, а легальное производство водки”.

Нужно отметить, что выводы, сделанные гендиректором “Ладоги” не противоречат позиции европейских экспертов. Британская аналитическая компания Datamonitor опубликовала доклад “Развитие мирового рынка спирта до 2007 года”, который оказался в распоряжении газеты “Известия”. Согласно результатам исследований британских аналитиков, 80 процентов россиян предпочитают водку и в ближайшие 5 лет эта тенденция не изменится.

“В России спиртное стоит гораздо дешевле, чем в большинстве стран Европы, – сказал “Известиям” аналитик Datamonitor Джонатан МакКенн. – И если считать в проданных литрах, то на вашу страну придется треть всего продающегося в Европе горячительного”. В будущем британские исследователи ожидают роста потребления крепкого алкоголя в России. По данным Datamonitor, через 5 лет продажи водки в России по сравнению с другими странами вырастут на 12 процентов.

Ром и виски, популярные в других странах, пьют не больше 1 процентов россиян. “Иностранцы искренне верят, что до 2007 года ситуация изменится и виски станут пить гораздо больше, чем сейчас. Но, похоже, Запад питает напрасные надежды, – считают “Известия”. – Даже доход не влияет на выбор: разбогатев, россиянин остается верен традициям и лишь переходит на дорогие водочные марки”.

Однако эксперт консалтинговой компании BKG Римма Чайникова считает, что рост продаж коньяка и виски в ближайшие годы все-таки случится за счет людей с доходами выше среднего, проживающих в крупных городах.

Обозреватели “Известий” Екатерина Выхухолева и Марина Смовж считают, что тенденция потребления алкоголя в России в ближайшее время вряд ли изменится: “Как бы там ни было, первенство по продажам сорокаградусного спиртного, похоже, закрепилось за нами надолго. Близко к российскому уровню держатся только восточноевропейские страны и государства обеих Америк. Но и им до нас далеко: в Польше ежегодно продается водки на $5 млрд., в Канаде, США и всех странах Латинской Америки, вместе взятых, в год продают на $60 млрд. В Западной Европе дела обстоят гораздо хуже – почти нигде объемы продаж крепких напитков не превышают миллиарда долларов. А в большинстве стран (например, в Швейцарии, Германии и Франции) продажи из года в год сокращаются”.

Стимулированием потребительской активности россиян отчасти является и ужесточение контроля за качеством выпускаемой продукции со стороны государства. Однако, по заявлению корреспондента газеты “Ежедневные новости. Подмосковья” Максима Стольникова, сегодня для недобросовестных производителей и продавцов созданы условия наибольшего благоприятствования. “Безусловно, переход к рыночной экономике, приватизация в сфере производства и реализации товаров и услуг предоставили российскому потребителю куда больший выбор, чем это было раньше. Но у этих изменений все же есть так называемый побочный эффект: резкое увеличение количества самостоятельных предприятий и предпринимателей, и вследствие этого – значительное ослабление государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции”, – отмечает Стольников.

Корреспондент газеты возмущен, что за последние два года приняты законы, согласно которым проверки госторгинспекторами “торговых точек” разрешаются один раз в два года и лишь по специальному разрешению руководства торговой инспекции, что дает возможность нечистым на руку продавцам заранее подготовиться к проверке и “спрятать концы в воду”. Кроме того, по ряду позиций за несоблюдение правил торговли были снижены штрафные санкции, что позволяет продавцам практически безболезненно нарушать установленные нормативы в угоду себе и в ущерб покупателям.

По данным Госторгинспекции России, в 2002 году было проведено свыше 250 тыс. проверок качества товаров и соблюдения законности на потребительском рынке. Почти 90 процентов таких проверок обнаружили нарушения правил торговли. Около 60 процентов проверенных партий товаров по тем или иным причинам признано небезопасным, некачественным или фальсифицированным и снято с реализации.

Наши западные соседи, в частности Украина, осуществляют более строгий контроль за качеством. Как сообщает “Столичная вечерняя газета”, Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) планирует осенью установить новые стандарты на срок годности хранения украинской водки в стеклянной таре, сократив его с пяти лет до одного года для “Горилки” и до трех лет для “Горилки особливой”. В России считают, что бутылка не может испортить водку, поэтому срок годности не устанавливают.

Необходимость введения нового стандарта вызвана тем, что при хранении стекло может выщелачиваться, образуя коллоидный раствор кремния, который выпадает в напитки в виде хлопьев или прозрачных кристаллов. Насколько это опасно для здоровья, пока не известно – соответствующие исследования не проводились. Однако на Украине на всякий случай решили оградить потребителя от возможных нежелательных последствий.

“Ликероводочные заводы конкурируют за каждую копейку себестоимости и потому экономят на бутылке, что зачастую снижает ее качество, которое в свою очередь влияет на срок годности содержимого бутылки”, – заявил корреспонденту “Столичной” Оксане Смирновой начальник управления контроля качества и безопасности товаров Госпотребстандарта Украины Александр Иванов.

Председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин так же за более строгие правила хранения алкоголя: “Проблема некачественного стекла, которое производится из вторсырья, есть и в России. Введение подобной меры – правильное решение. Это подстегнет заводы производить нормальное стекло. А пока нам остается проверять водку примитивным способом – просматривать ее на свет”.

Владельцы специализированных сетей поспешили воспользоваться украинским ноу-хау для расширения собственной клиентской базы. Товарный менеджер ТД “Арома” Григорий Шевяков обращает внимание на то, что при отсутствии жестких норм контроля за качеством продукции покупать спиртное следует только в хороших магазинах. “Наши технологи любую водку, в том числе и украинскую, проверяют по документам, каждую бутылочку просматривают на свет, изучают этикетку и на бутылку внимание обращают. Так что нашим покупателям точно бояться нечего”, – заявил Шевяков.

В этом раскладе есть одна каверза: российский потребитель не из пугливых, так что пресловутое хеджирование собственных рисков его мало интересует.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ