Новый российский креатив: оставим сказки Версальскому дворцу

0
13

26 крупных российских производителей крепких спиртных напитков подписали «Этическую хартию производителей и продавцов алкогольной продукции». Основатель группы предприятий «ОСТ» Владимир Пекарев заявил «Торговой газете», что корпоративная ответственность бизнеса перед обществом и самоограничение в сфере производства алкогольной продукции станут весомым подспорьем государственного регулирования в этой стратегически важной области. По мнению Пекарева, инициаторы соглашения хорошо понимают, что производимая ими продукция в случае ее неумеренного потребления представляет опасность для здоровья нации и влияет на культурное развитие общества, поэтому участники рынка намерены придерживаться ряда этических правил, в основе которых лежат саморегулирование и умеренность.

Проявление корпоративной ответственности, нужно полагать, не останется незамеченным представителями госвласти, которые предпринимают новые инициативы по борьбе с левым алкоголем. В этой сфере интересы бизнесменов и чиновников взаимосвязаны: от недобросовестной конкуренции с производителями контрафакта страдают не только водочным короли, но и государство, обеспокоенное постоянными проблемами со сбором налогов. К тому же не стоит сбрасывать со счетом демарши Минобразования и Минздрава, которые обеспокоены социальными последствиями несанкционированной торговли.

Статья в «Московской правде» посвящена результатам проверки оперативно-розыскного бюро Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД. По данным ГУБЭП, ежегодный ущерб страны от нелегального оборота алкоголя достигает 12 миллиардов рублей. «Только за первый квартал этого года было выявлено более 50 тысяч правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции, пресечена деятельность 44 организованных преступных групп и изъято более 103 тысяч декалитров этилового спирта», — заявил начальник второго оперативно-розыскного бюро ГУБЭП Игорь Буланов.

Однако наиболее частым видом нарушений в этой сфере сотрудники правоохранительных органов признали изготовление «левой» продукции на легальных ликероводочных заводах. Похоже, что вслед за ловлей оборотней в погонах начнется облава на водочных королей, специализирующихся на подпольном разведении зеленого змия.

Недавно у крупных вино-водочных компаний появилась новая головная боль: стало известно, что правительство готово отказаться от расщепленного акциза. Как пишут «Ведомости», производители алкоголя уже высказали опасения, что инновации приведут к восстановлению регионального сепаратизма. Как отмечают журналисты газеты Роман Кутузов и Максим Трапезников, до 2001 г., когда 100% акцизного налога платило предприятие — производитель алкогольной продукции, многие губернаторы закрыли свои регионы для пришлой водки, которая не приносила в их казну никаких доходов. Другие регионы действовали иначе: они стали предоставлять своим местным заводам различные льготы по акцизному налогу. В результате вся страна оказалась буквально залита дешевой водкой с Северного Кавказа.

Представители Национальной алкогольной ассоциации в письме к премьер-министру Михаилу Касьянову подчеркнули, что после отмены расщепленного акциза региональные администрации могут начать предоставлять льготы по уплате акцизов местным производителям. «Даже 2 — 3 руб. экономии на акцизе могут позволить ряду производителей предложить на рынке демпинговую цену на водку», — сообщают авторы письма.

«Я думаю, что есть опасность того, что губернаторы могут закрыть свои регионы для ввозимой водки. Мы же проходили все это два года назад и опять наступаем на те же грабли», — заявил газете «Ведомости» председатель совета директоров группы компаний «Ливиз» Владимир Шаршов. Сходного мнения придерживается и совладелец подмосковной компании «Столичный трестъ» Игорь Поляков.

Однако их опасения разделяют не все водочные заводы. «По сути, ничего не произойдет, кроме простого перераспределения акцизов. Я не думаю, что региональные рынки закроются, так как основная масса денег будет перечисляться местным властям не заводом, а акцизным складом, которому абсолютно все равно, на какую водку клеить марку», — считает первый заместитель генерального директора холдинговой компании «Ладога» Владимир Евстратьев.

В то время как руководители водочных компаний пытаются противодействовать восстановлению регионального сепаратизма, местные власти внедряют собственные правила. Так, министерство образования Пензенской области запретило употребление на школьных выпускных балах любых спиртных напитков, включая шампанское и пиво. Как сообщает газета «Время МН», этот запрет касается не только выпускников, но и учителей, и даже родителей. Для строжайшего соблюдением «сухого закона» в праздничные дни пензенские власти ангажировали не только наряды милиции, но и сотрудников частных охранных агентств. Газета подчеркивает, что Министерство образования руководствовалось благими намерениями: по мнению чиновников, жесткий приказ министерства позволит избежать «конфликтов, драк и прочих правонарушений».

У администрации саратовской области другие приоритеты: во главу угла ставится задача удвоения ВВП. Замминистра экономики и инвестиционной политики Саратовской области А. Шарапова считает, что для выполнения путинского наказа нужно увеличить производство подакцизных товаров. Согласно генеральному плану, в будущем году предполагается повысить производство ликероводочных продукции на 25%. Обозреватель «Русского курьера» Сергей Казовский в связи с этим отметил, что инициативы правительства радуют одну часть населения и беспокоят другую, «поскольку нет уверенности, что адекватно возрастет и количество закуски местного производства».

Не совсем понятно, на чем основывается амбициозный проект экономического ведомства: за последние 5 лет доля саратовской водки на алкогольном рынке области сократилась с 96 до 40 процентов. Как отмечает обозреватель, водочные предприятия не закрываются только из чувства патриотизма. «Водка — народный напиток! — восклицает директор ГУП «Саратов-контроль» Владимир Мальков. — Что взять с собой на память о Саратове? Книгу только посмотришь, а тут можно и наслаждение вкусом получить».

Нужно отметить, что несмотря на сокращение объемов производства водки на саратовских заводах жители региона продолжают наслаждаться вкусом народного напитка. По утверждению Сергея Казовского, Саратовская область входит в так называемый «свекольный пояс», то есть в зону уверенного приема (внутрь) самогонки. Кроме того, как известно, ничто на земле не проходит бесследно: по закону сохранения материи водку, которую не выпустили саратовские предприятия, нужно поискать где-нибудь в другом месте. В ходе инспекторских проверок ревизоры выяснили, что в Саратовской области подпольных цехов по изготовлению суррогатов в принципе не существует: всю «левую» водку изготавливают на легальных предприятиях ночами и в выходные дни. Причем по качеству суррогатная водка зачастую превосходит обычную, чтобы не вызвать подозрений у контролеров.

Хватает проблем и у пивоваров. По прогнозам аналитиков в журнала «Эксперт», наступивший сезон будет худшим за всю новейшую историю российской пивоваренной промышленности. Предприниматели объясняют кризисную ситуацию ростом цен на продукцию из-за акцизной политикой государства и завышенных магазинных наценок (к лету в некоторых торговых точках она повысилась до 70%). На ситуацию в отрасли повлияло и уменьшение объемов экспорта. «Раньше за пределы России (в Белоруссию, на Украину и другие страны СНГ) вывозилось довольно много пива, однако после ограничения ввоза российского пива в Белоруссию отечественный рынок просел на два-три процента», — заявил председатель совета директоров компании ОАО «Красный Восток» Ильшат Хайруллин.

Однако эксперты объясняют спад пивоваренной промышленности кризисом перепроизводства. По мнению специалистов компании Business Analytica, уже осенью стало понятно, что пивовары сильно переоценили рынок. Аналитики считают, что на самом деле цена пива выросла незначительно, поэтому главная причина сокращения продаж — почти полная остановка роста потребления пива.

Пивовары считают, что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы пиво вытесняло крепкий алкоголь, а потому необходимо принципиально изменить акцизную политику. Ильшат Хайруллин считает, что акциз надо брать не с типа напитка, а с количества содержащегося в нем алкоголя. Однако директор по продажам компании «Тинькофф» Андрей Родионов более не надеется на послабление «пивных правил». По его мнению, наоборот, стоит ожидать ужесточения политики властей в отношении пивной отрасли. Родионов подчеркивает, что государственная политика прежде всего ударит по интересам потребителей дешевых сортов пива. «Эксперт» сообщает, что «Красный Восток» уже сокращает объемы производства пива массовых брэндов «Жигулевское» и «Славянское», которые практически не приносят прибыли.

Листая страницы газет в поисках радостной и светлой информации о тех, кто производит веселящие напитки на Руси, убеждаешься в сложности поставленной задачи. «Независимая газета сообщает о том, что покупка московским торговым домом «Арома» дубоссарского винзавода «Букет Молдавии» может быть признана незаконной, так как «Букет» расположен на территории Приднестровья, приватизационные процессы в котором не санкционированы официальным Кишеневом. «Ведомости» опубликовали информацию агентства АК&М о том, что ФКЦБ отказалось регистрировать отчет пивоваренной компании «Очаково» из-за выявленных нарушений. И только во Франции продолжается куртуазная винная эпоха. В Версальском дворце недалеко от дворца Марии Антуанетты на лужайке будут разбиты виноградники. Оказывается, существует легенда, согласно которой многие французские короли мечтали посадить в версальском парке виноград и делать свое вино, но по разным причинам — то война, то революция — им это не удалось. И вот сегодня граждане республики взялись за воплощение королевских желаний.

Однако аналитики версальский эксперимент оценивают как своего рода маркетинговую революцию: «Не имея научных доказательств легенды о «королевских виноградниках», они на основе этой недостоверной, но весьма привлекательной для туристов информации решили создать новое вино — реальный товар, который при благоприятных условиях будет востребован на потребительском рынке».

В России, к сожалению, весь креативный потенциал уходит на борьбу с налоговиками и приспособление к постоянно меняющимся правилам игры. А так хочется сказки!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ