Памятник водке: как сохранить национальное достояние?

0
20

По сообщению газеты «Труд», недалеко от Самары в селе Николаевка открыт памятник водке. Памятник представляет собой установленный на пьедестале перевернутый вверх дном чугунок с трехлитровой бутылью водки (четвертью). Завершает композицию российский флаг. Как утверждает создатель памятника пенсионер Василий Огольцов каждый элемент имеет символичное значение: чугунок — символ закуски, четверть — старинная русская мера, флаг подчеркивает «державность» напитка, так как «без водки в России — ни похорон, ни свадеб, ни праздников, ни буден, ни войны, ни мира».

По искреннему убеждению Василия Огольцова, так как России отведена миссия хранительницы традиций самого лучшего в мире напитка, надо запретить привоз из-за границы «всяческой ерунды». (По всей видимости, ради сохранения чистоты стиля). «Умеренность в потреблении популярного напитка народу следует прививать не запретами, а доходчивым разъяснением полезности только ограниченных доз. К тому же принимать следует не каждый день. Ведь народ гибнет не от водки, а от собственной дури», — утверждает Огольцов.

Нужно отметить, что пенсионер из Самарской губернии не одинок в своей борьбе за сохранение национального водочного достояния. Чиновники из «Роспатента» приняли решение запретить называть «русской водкой» разные заграничные спиртосодержащие напитки. Однако нейтрализация зарубежных конкурентов не решает задачи поддержания реноме великой водочной державы. На первый план выдвигается борьба с контрафактом. Употребление паленой продукции в стране с традиционно высоким потреблением водки угрожает не только дискредитации знаменитого брэнда, но и здоровью нации.

«Россия умеет и вряд ли разучится пить. Даже какой-то «азиатский ген» внутри ее могучего организма отыскался. С помощью его родного мы можем и после первой, и после второй жить, не закусывая, а дальше — двигаться, не останавливаясь, — отмечает обозреватель «Вечерней Москвы» Антон Смирнов. — Но и самые воздержанно-осторожные граждане не подозревают, что даже водка из «проверенного» магазина с 50-процентной вероятностью окажется «фальшивкой». И как это ни печально, но самое культурное застолье может обернуться новым застольем — поминальным».

Обозреватель приводит данные зарубежных исследователей, согласно которым россияне в 75 % случаев употребляют подделку. В статье подчеркивается, что поддержание качества брэнда на должной высоте требует жесткого госконтроля. Сделав такое заявление, автор делает выпад в сторону гендиректора группы S.P.I. Юрия Шефлера, который на прошлой неделе стал главным объектом информационной атаки в связи с новыми правилами Роспатента на использование словосочетания «Русская водка».

«О качестве водки в России всегда заботилось государство. Эта опека тоже уже стала традицией, а отход от нее, как показал опыт недавних лет, оказался чреват многими бедами, — утверждает Смирнов. — Когда в 1997 году традиционно государственные марки водок «Столичная», «Московская» и т.д. оказались в проворных частных руках группы S.P.I., то другие частные руки зачесались по всей стране — популярную водку начали подделывать везде и всюду. Группа S.P.I. вроде бы должна была защищать доставшейся ей бизнес и воевать с подделками, но предпринимателей очень сильно отвлекало экспортное производство водки, и борьба за чистоту внутреннего рынка выпала у них из приоритета. Результат подобной маркетинговой политики очевиден: неохраняемые бренды начали присваиваться даже водочными подвалами-ангарами. Культура потребления чего-либо сильно зависит от культуры производства того самого. Российские водочные традиции, которые выливаются за столом в «стременные» и «до дна», — только осязаемая часть питейного айсберга».

Гендиректор Великоустюгского ЛВЗ Михаил Павлов в интервью «Вологодской неделе» сказал следующее: «Человечество пока не может обойтись без алкоголя. Люди пили, пьют и, видимо, еще долго будут пить. Так пусть они лучше пьют не суррогаты, а качественную водку и настойки. Да и «водочные» деньги должны не оседать в карманах теневых дельцов, а идти государству».

Флагманом развития культуры производства может стать компания «Исток», которая намерена значительно повысить качество выпускаемой продукции. Акционеры «Истока» полностью сменили управленческую команду, пригласив менеджеров с опытом работы в транснациональных компаниях. Об этом пишет газета с самым водочным названием — «Столичная вечерняя газета». В амбициозные планы «Истока» также входит производство соков, молока или минеральной воды.

По утверждению «Столичной», конкуренты компании оценивают инициативу «Истока» довольно осторожно. «Попытки сделать то, что сейчас пытается сделать «Исток», предпринимались практически всеми водочными компаниями, огромные средства тратились на рекламу, но удавалось это единицам. Во многом успех проекта — вопрос эффективности работы новой команды, о результатах можно будет судить через год, когда им удастся удержать уровень продаж, набранный в первые три-четыре месяца за счет массированной рекламы», — считает вице-президент «Русской винно-водочной компании» Константин Попов.

А в Красноярском крае для контроля за качеством водки откроются специальные лаборатории. Краевая «Сегодняшняя газета» также сообщает о том, что на севере региона вводятся ограничения на поставку водки из соседних районов. Так что можно говорить о следующей закономерности: борьба с качество плавно перетекает в лоббирование интересов местных производителей.

Другой способ усиления позиций региональных предпринимателей — укрупнение бизнеса. В Новосибирске ТК «Караван» приобрел пакет акций крупнейшего поставщика элитной алкогольной продукции компании «Кора-Н», а также право на эксклюзивную торговлю продукцией «Детчинского завода», который входит в холдинг Gerrus Group.

Вот как прокомментировал сделку гендиректор «Детчинского завода» Валерий Логинов в интервью газете «Континент-Сибирь»: «Каждым делом должен заниматься профессионал. Gerrus Group — производственный холдинг, мы осуществляем весь цикл — от выращивания винограда до выпуска вин элитного сегмента. ТК «Караван» — сильная и профессиональная торговая компания. Принятое решение дает Gerrus Group возможность сконцентрироваться на производстве, а не на реализации продукта, сократив издержки, связанные с продажами». Логинов подчеркнул, что подписанный договор привел не к поглощению компании, а к реальному образованию мощного торгового холдинга.

Директор ТК «Караван» Александр Агеев не считает, что приобретение компанией акций Gerrus Group вызовет недовольство конкурентов. «Политика нашей компании предполагает работу с конкурентами по разделяющей стратегии. В связи с этим подбор ассортиментного портфеля ведется таким образом, чтобы минимизировать пересечения с нашим основным конкурентом в сегменте элитного алкоголя — ТК «Септима». Мы хотим удержать на новосибирском рынке определенный баланс, добиться ровной и честной конкуренции между операторами. Сегодняшний рынок, несмотря на жесткие конкурентные условия, достаточно цивилизован и конструктивен, победителя определяет профессионализм, а не подковерная борьба».

Активно развивается и пивной рынок. «Континент-Сибирь» подчеркивает, что увеличение числа марок способствует быстрому изменению предпочтений потребителей. Бизнес-аналитики отмечают следующую тенденцию: ценовой критерий постепенно перестает быть определяющим для потребителей — предпочтение отдается качеству.

Газеты пестрят сообщениями о появлении новых марок пива, изготовленных по усовершенствованной технологии. Так, завод «Очаково» начал розлив пива сорта «премиум» «Очаково Pils», полученного путем брожения при низких температурах, с использованием только натуральных компонентов. «Торговая газета» подчеркивает, что «Очаково Pils», как и другая очаковская новинка «Tager» являются примером успешного освоения комбинатом классических европейских технологий производства пива.

Тем временем в городе Пушкине под Санкт-Петербургом состоялось официальное открытие пивоваренного завода «Тинькофф» — первого предприятия в России, специализирующегося на производстве пива класса ultrapremium. «Технология производства напитка отвечает немецкому закону, согласно которому не допускается применять ничего, кроме солода, воды, хмеля и дрожжей. Непосредственно перед розливом пиво подвергается «холодной» фильтрации, благодаря чему напиток сохраняется «живым» в течение шести месяцев», — отмечает обозреватель еженедельника «Эксперт».

На восточносибирском рынке продолжает активно развиваться компания «Пикра», сочетающая многовековые русские традиции и передовой опыт европейского пивоварения. В Новосибирске возлагаются большие надежды на открытие «Сибирской пивоваренной компании», которая является дочерним предприятием «Красного Востока». Первой партией пива, сваренной и разлитой на новосибирском заводе, стало пиво марки «Восточная Бавария», которое было выпущено в Казани еще в XIX веке. «Сибирская пивоваренная компания» планирует выпустить и несколько местных брэндов.

Пивовары Хабаровска пошли по другому пути: компания «Пивоиндустрия Приморья» намерена сосредоточиться на восстановлении старых брэндов «Авангард» и «Боцман». Маркетинговые исследования показали, что именно эти сорта пива в свое время были наиболее популярны. «Авангард» возрожден в прежнем качестве: светлое пиво с приятной горечью и нежным хмелевым ароматом. В «Боцмане», который относится к модному классу «red beer», несколько увеличилось содержание спирта. По рыночным характеристикам марка «Боцман» соответствует пиву класса Premium local, так что его цена будет несколько выше средней.

«Мы считаем, что «Боцман» и «Авангард» были незаслуженно сняты с производства, и теперь хотим использовать потенциал этих брендов, — завил исполнительный директор компании «Пивоиндустрия Приморья» Алексей Винокуров агентству «Дальинформ». — Для предприятия это особенно актуально в связи с окончанием первого этапа модернизации производства. Новое оборудование и улучшенные технологии позволят снова выпускать пиво старых марок».

Кто знает, возможно через несколько лет доблестный труд пивоваров будет увековечен кем-нибудь из народных умельцев, пусть и без претензий на державность и эксклюзивность.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ