Любимые напитки россиян – алкококтейли и бытовая химия

0:00
0

“Если верно, что бытовое пьянство – признак социального неблагополучия, то нынешнему правительству хвалиться совершенно нечем”, – отмечает обозреватель газеты “Ежедневные новости. Подмосковье” в статье с характерным названием “Водочный геноцид”. Такой вот алкогольный крен в стороны объявления вотума недоверия правительству. “Россия по-прежнему спивается и вымирает со скоростью почти миллион человек в год. Причем 40-45-летние мужики все больше падают от дешевых суррогатов, среди которых главенствуют денатураты, политуры, лосьоны и прочие спиртоносные жидкости”, – пишет автор.

На первый взгляд, именно обеспокоенностью о здоровье нации обусловлена очередная инициатива парламентариев, предлагающих отчитываться и платить за каждый литр алкоголя не только производителям обычных горячительных напитков. Депутаты Госдумы готовят ко второму чтению законопроект, предлагающий облагать налогом весь спирт – чтобы “у населения не возникало соблазна вместо водки пить дешевый одеколон”. Однако не стоит забывать и об интересах налоговиков, “сумасшедшим доходом” в сфере производства бытовой химии. “Возьмем хотя бы жидкость для чистки ковров, промывания стекол, для ванн: содержание спирта в них – от 80 процентов. Приятный запах – наливай и пей. По ваннам точно этот продукт разливают мало”, – пожаловался заместитель министра по налогам и сборам Борис Король в интервью “Известиям”.

Как отметил чиновник, главная идея закона о госрегулировании алкогольной продукции – четко и понятно прописать, что такое алкогольная продукция, так как “сейчас в этом отношении порядка нет”. По заявлению Борис Короля, МНС планирует ввести единую учетную систему производства алкогольной продукции под интригующим названием “Программно-информационный комплекс “Госмонополия”.

Тему “утечки водочного капитала” развивает “Трибуна”. Как пишет обозреватель газеты, доля теневого оборота на рынке алкогольной продукции превышает 40 процентов. Корреспондент “Трибуны” также делает акцент на том, что употребление фальшивой водки опасно “для здоровья и жизни”. Вслед за филантропическим посылом следует заявление о том, что федеральный бюджет ежегодно недосчитывается 20 млрд. руб. в виде налогов и акцизных сборов от алкоголя, циркулирующего в теневом секторе. Для социальной остроты тезиса автор подчеркивает, что данная сумма больше объема финансирования федеральной программы “Военная реформа”.

В то же время эксперты не исключают, что ситуация в сфере борьбы с контрафактным алкоголем может обостриться после отправки иностранного алкоголя на акцизный склад для проверки качества. Иностранные поставщики уже сделали заявление, что вследствие “повышенного внимания со стороны российских властей” к экспортерам Россия может остаться без виски, джина и коньяка. Подорожание элитных напитков может привести к появлению подделок. К тому же никто не сможет гарантировать, что сотрудник склада не заменит эксклюзивный коньяк на русскую подделку. Поэтому “есть надежда, что Касьянов прислушается к опасениям иностранных поставщиков”, – отмечает обозреватель “Московского комсомольца”.

В то время как налоговый чиновник с многозначительной фамилией Король озабочен проблемой недополучения бюджетных акцизов, водочных королей прежде всего беспокоит проблема передела собственности и владения популярными брэндами. На прошлой неделе стало известною, что товарный знак водки “Столичная” окончательно закреплен за государством. Апелляционная инстанция Арбитражного суда Москвы подтвердила решение Роспатента об аннулировании регистрации этой марки, которую прежде использовало ЗАО “Союзплодимпорт”.

В то же время ТПГ “Кристалл” выставила счета одноименному московскому ликероводочному заводу. Завод должен оплатить роялти за выпуск водок под товарными знаками “Гжелка”, “Кристалл” (черная этикетка) и рядом других ранее принадлежавших ему марок. “Такова цена, которую “Росспиртпром” заплатил за контроль над крупнейшим ликероводочным заводом страны”, – отмечает автор, комментируя решение Сергея Зивенко отказаться от борьбы за сохранение директорского кресла “Росспиртпрома”. “Теперь уже понятно, что летом прошлого года уволенный с поста гендиректора ФГУП “Росспиртпром” Сергей Зивенко согласился пустить на “Кристалл” ставленников новой команды ФГУПа в обмен на товарные знаки”, – пишет обозреватель. Теперь ЛВЗ должен оплатить ТПГ “Кристалл” роялти за выпуск водок под товарными знаками “Гжелка”, “Кристалл” (черная этикетка) и рядом других ранее принадлежавших ему марок.

“Ъ” предполагает, что “вся эта история” может дорого стоить новому руководству “Росспиртпорма”. Во всяком случае, спорные с точки зрения выгоды для завода “Кристалл” договоры уже заинтересовали Счетную палату.

Однако по официальным отчетам, никаких претензий “Росспиртпром” к компании быть не может. Так, по данным 2002 года выручка “Росспиртпром” выросла на 11 процентов.

Если с потреблением водки в России все обстоит стабильно благополучно, то для пивоваров наступили не лучшие времена. Несмотря на то, что производство пивной отрасли снижается, чиновник МНС Валерий Грибанов выступил с инициативой увеличения налоговой нагрузки на пивоваренные компании. Реакция пивоваров на заявление Грибанова была незамедлительной: предприниматели обратились в суд с требованием опровержения высказываний чиновника МНС. “Независимая газета” обращает внимание, что пивоварам удается блестяще отражать нападки госчиновников: В 1998 году Совет Федерации отклонил уже принятые Госдумой поправки к закону о госрегулировании производства и оборота этиловой продукции, придававшие пиву статус алкогольного напитка. В декабре 2000 года главный санитарный врач России Геннадий Онищенко выпустил постановление, называвшее алкоголем пиво крепостью свыше 6 процентов, однако и оно никаких юридических последствий не повлекло. Остались неуслышанными в правительстве призывы комитета Госдумы по охране здоровья и спорта и даже МВД признать пиво алкоголем. Пока никаких реальных последствий нет и у заявления Минобразования и Минздрава о намерении вынести на заседание правительства все тот же вопрос”.

“Каким образом пивная отрасль добивается таких результатов – остается только догадываться”, – пишет обозреватель, намекая на сильное пивное лобби в правительстве и думе. “Складывается ощущение, что если против пива выскажется даже Алексий II, то и его не минует судебный иск”, – заключает корреспондент НГ.

Однако “Коммерсантъ” выступил ярким защитников пивоваров, пригласив директоров ведущих компаний для анализа ситуации упадка в отрасли. Так, генеральный директора ЗАО МПБК “Очаково” Владимир Антонов заявил, что снижение объемов производства пива связано с увеличением ставки акциза”. Антонов обратил внимание и на макроэкономические факторы: “Рынок растет быстрее доходов населения, и в прошлом году отрасль в целом произвела больше продукта, чем может позволить себе приобрести потребитель”.

Генеральный директор ОАО “Красный Восток” Айрат Хайруллин неблагополучную ситуацию на российском пивоваренном рынке объясняет неправильной политикой государства, которое “прежде всего преследует цель получить как можно больше налогов”. Так как пивовары в ответ вынуждены поднимать цены на свою продукцию, пиво из продукта массового потребления превращается в элитный напиток, доступный не каждому, – отмечает Хайруллин.

На рост налогов как главный фактор спада производства указали также главный исполнительный директор компании Sun Interbrew Джозеф В. Стрелла и гендиректор “Пивоварни Хейникен” Виктор Пятко. Однако Пятко обращает внимание, что на состояние отрасли повлияли и глубокие структурные изменения, связанные с увеличением ассортимента продукции. “Я бы не делал из падения производства трагедии. Это временное явление. О стагнации в нашей отрасли надо говорить не раньше чем через пять лет”, – заявил гендиректор “Пивоварни Хейникен”.

Не свойственен пессимизм в оценке ситуации менеджменту “Балтики”. Финансовый директор пивоваренной компании Александр Никонов заявил о намерении увеличить объем производства по итогам текущего года на 12-15 процентов. “Так как присутствие наших марок в розничной торговле близко к 100 процентов, мы планируем увеличить продажи за счет перестройки работы сбытовой сети, которая будет ориентирована на институт дистрибуторов. Несмотря на усиление налогового бремени, мы прогнозируем увеличение емкости пивного рынка на 6 процентов – до 73 млн. гектолитров”, – отметил Никонов.

Тенденция не распространяется и на пивоваренную компанию “Тинькофф”. – “У нас никакого снижения не было, мы растем, за последние два месяца мы выросли в 25 раз, – заявил председатель совета директоров пивоваренной компании Олег Тиньков. – Чем больше будут повышаться акцизы, тем лучше для потребителей пива. Государство и, в конечном счете, потребители получат дополнительные налоги, а производители будут вынуждены варить пиво, а не “водкозаменитель” в “пэтах”.

Из этого можно делать выводы, что ситуация на пивном рынке неоднородна и определяется прежде всего выбором стратегии того или иного игрока. “Коммерсантъ” обращает внимание, что на предприятиях, которые не имеют средств на модернизацию производства и специализирующихся на выпуске дешевых сортов, объемы производства неуклонно сокращаются. Однако сегодня производить дешевые марки пива стало бессмысленно, так как акциз уплачивается с единицы объема и одинаков “как для “Жигулевского”, так и для премиальных марок”.

Кроме того, позиции пивного рынка пошатнула конкуренция с алкококтейлями. В последние два-три года их производство росло значительно на 20-30 процентов в год. Эксперты предсказывают, что в течение ближайших нескольких лет темпы роста этого сегмента составят 30-40 процентов, так как “цены на алкококтейли и пиво сопоставимы, а оба вида напитков ориентированы на одного и того же потребителя”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ