Алкореклама не только вредна, но и полезна

0:00
0

Земельный суд Гамбурга наложил запрет на продажу в Германии водки Moskovskaya производства рижского предприятия Latvias Balzams, принадлежащего группе S.P.I. Немцы посчитали, что информация, заявленная на этикетке Moskovskaya (“импортировано из России”, “произведено и разлито в России”) не соответствует действительности. Ведь Moskovskaya, поставляемая на международные рынки, производится в Риге на заводе Latvias Balzams, приобретенном группой S.P.I. в 2001 году. Как заявили “Коммерсанту” представители нынешнего владельца водочных товарных знаков в России – ФКП “Союзплодоимпорт”, к иску казенное предприятие не имеет никакого отношения. Однако представители ФПК отметили, что водка не может называться русской, если произведена вне России.

В пресс-службе казенного предприятия “Союзплодоимпорт” утверждают, что документы для заключения лицензионных договоров на выпуск “Русской”, “Столичной”, “Московскую” собрали уже более 50 заводов и еще около 10 заводов подали предварительные заявки. Однако “Уссурийский бальзам”, самый крупный производитель алкоголя на Дальнем Востоке, с решением не спешит, оценивая перспективы. “Рубль с бутылки – довольно приличная цена. В этой ситуации важно понять, намерены ли владельцы марок обеспечивать маркетинговую поддержку этих брендов или надеются на сложившуюся во времена товарного дефицита популярность? Без поддержки ценность этих марок на региональном рынке – вещь довольно условная, учитывая, что потребности того сегмента, в котором они популярны, будут удовлетворяться за счет завозной водки производства того же “Союзплодоимпорта” или тех заводов, которые будут платить роялти”, – заявил представитель ОАО “Уссурийский бальзам” газете “Золотой рог”.

В тоже время Черноголовский завод алкогольной продукции “ОСТ-Алко” начинает производство водки под товарными знаками Stolichnaya, “Русская”, Moskovskaya и “Лимонная”. Как сообщают “Ведомости”, лицензионный договор с заводом был зарегистрирован в “Роспатенте” в конце сентября. Предполагаемый объем производства составит 880 тысяч дал водки в год.

Калининградский спиртоводочный завод “Итар” заключил лицензионное соглашение с ФКП “Союзплодоимпорт” и в настоящий момент уже готов к выпуску “Столичной”, “Московской” и ряда других водок. Как отмечает “Коммерсант”, до конца прошлого года “Столичная” уже производилась в Калининградской области на заводе СПИ-РВВК. Однако тогда выпуск водки осуществлялся в интересах прежнего владельца товарных знаков на самые известные водки – ЗАО “Союзплодимпорт”.

За первые шесть месяцев 2002 года в Москве и области от недоброкачественной водки погибли 2260 человек. А количество отравлений алкоголем подскочило на 50 процентов. Как утверждают “Аргументы и Факты”, ссылаясь на слова руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимира Малышкова, главная причина, по которой на стол к людям попадает отрава в бутылках, – плохая работа законодателей в правительстве России и сотрудников Министерства по налогам и сборам.

Правительства Москвы и Московской области решили сформировать совместный штаб, который займется борьбой с оборотом фальсифицированной алкогольной продукции. Эта структура будет предлагать меры по защите рынка от поддельного спиртного, вырабатывать предложения для внесения их на рассмотрение Государственной Думы РФ и правительства РФ. Особое внимание будет уделяться контролю за качеством импортной продукции, в первую очередь поступающей из ближнего зарубежья. Как отмечает “Тверская, 13”, серьезной проблемой стало засилье на рынке подделок импортных спиртных напитков, поскольку федеральный закон не предусматривал соответствующих мер защиты. Летом этого года в Москве ввели временный порядок контроля за качеством спиртных напитков, в результате чего ситуацию удалось несколько стабилизировать.

Как стало известно “Ведомостям”, судебные приставы остановили производство на заводе “Ладога”, единственном предприятии в России, которое производит напитки под маркой “Смирновъ”. Такого решения удалось добиться Борису Смирнову, который более двух лет борется с “Альфа-Эко” за контроль над Торговым домом потомков П.А. Смирнова, который владеет знаменитыми водочными знаками. Единственным предприятием, на котором сейчас разливается продукция под маркой “Смирновъ”, остался завод “Максимус” в Казахстане, который производит небольшие объемы – порядка 130 тысяч бутылок ежемесячно. Для сравнения: “Ладога” планировала выйти в этом году на объем производства 2 миллионов бутылок “смирновской” в месяц.

В условиях запрета на рекламу крепкого алкоголя его производители и импортеры вынуждены искать обходные пути, которые все же позволят донести до потребителя информацию о своих товарах. В итоге алкогольная реклама довольно часто появляется как в печатной прессе, так и в наружной рекламе. Обычно продавцы рекламных площадей просто включают штраф МАПа (200 МРОТ) в счет, который выставляют своему клиенту. Клиенты не возражают. Как показывает практика, к моменту, когда МАП выносит предписание о прекращении рекламы как ненадлежащей, рекламная кампания успешно заканчивается. Один из способов обойти запреты – реклама не конкретного напитка, а марки. Некоторые СМИ, например, публикуют рекламу известных коньяков, в макете которой не фигурирует бутылка – только брэнд. Как сообщает “Коммерсант”, в последнее время самым модным способом рекламы крепких алкогольных напитков стала так называемая замещающая реклама. Например, вместо рекламы водки производитель размещает рекламу минеральной воды, выпущенной под тем же брэндом. К примеру, ликероводочный завод (ЛВЗ) “Салют”, выпускающий одноименную водку, рекламирует воду “Салют Златоглавая”. Также на улицах можно увидеть рекламу слабоалкогольного коктейля и сигарет “Флагман” (РВВК и водка “Флагман”), воды “Матрица” и “Вальс-бостон” (ЛВЗ “Веда”, выпускающий одноименные водки), воды “Александр Сабадаш” (“Ливиз”).

“Реклама воды под торговыми марками крепкого алкоголя располагается, как правило, на щитах вдоль дорог. Из машины трудно рассмотреть, что это – вода или водка. Так что тут есть перспектива запретить такую рекламу, – заявила “Ведомостям” начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе ТУ МАП по Санкт-Петербургу и Ленобласти Наталья Плошкина. – Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что вода производится в ограниченных количествах и в магазины практически не поступает”.

Издательство “ИнтерМедиаГруп” выиграло у Министерства по антимонопольной политике (МАП) иск, касающийся запрета на рекламу алкоголя в печатных средствах массовой информации. Как рассказал “Эксперту” председатель совета директоров ИД “ИнтерМедиаГруп” Виктор Шкулев, суд встал на сторону издателей, посчитав, что Закон об обороте этилового спирта является законом общего плана, а на практике его нормы следует применять в соответствии с отраслевым законодательством. В рассматриваемом случае отраслевым является Закон о рекламе, который запрещает публиковать рекламу крепких алкогольных напитков только на первой и последней полосах издания, эту норму “ИнтерМедиаГруп” неукоснительно соблюдал. И суд принял решение в пользу ИД. Таким образом, впервые издателям удалось доказать в высокой судебной инстанции, что правила игры на рынке рекламы в СМИ регламентируются не законом об обороте алкоголя вообще, а более “узким” законом о его рекламе.

“Сегодня очевидно, что реклама алкоголя должна быть либерализована. По данным Госкомстата, только за последние полгода от суррогатного алкоголя умерло 30 тысяч человек. Это не меньше, чем в прошлом году. Поэтому чем больше будет рекламы качественного алкоголя, в том числе крепкого, тем лучше”, – сказал в интервью “Коммерсанту” Владимир Кисмерешкин, председатель комитета Торгово-промышленной палаты по рекламе.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ