Вымирают народы, вымирают заводы…

0:00
0

Да-да, коренные народы Севера действительно вымирают. Вот уже триста лет кряду. Причем не от сибирской язвы или невыносимых условий бытия, доставленных им цивилизацией. Вымирают они от “огненной воды”, к которой обнаружили вполне патологическую склонность. Прискорбный этот факт не так давно открылся взорам уважаемых наших сенаторов. “Так пить дальше нельзя, – дружно решили они. – В ряде северных районов пьянство и алкоголизм достигли критического уровня, угрожающего исчезновением целых этносов”. В результате миру явилась новая законодательная инициатива: разрешить местным властям вводить ограничения на торговлю алкоголем в районах компактного проживания коренных малочисленных народов. “Известия” надеются, что это найдет понимание и поддержку депутатов нижней палаты: как ни крути, а смертность от алкоголизма “на Севере диком” в 16 раз превышает среднероссийский уровень. Конечно, представители торговли опасаются последствий принятия такого закона, но как цивилизованные люди согласны с разумными ограничениями. Например, на период сезонных работ.

А вот еще одна крайне любопытная идея, способная улучшить наши демографические показатели. “Увеличение водочных акцизов на один процент стоит примерно 1000 человеческих жизней” – заявил президент Российского союза производителей и продавцов алкогольной продукции Павел Черепанов. Если перевести все в план чистой арифметики, совсем не сложно подсчитать величину акциза, который гарантированно спасет всю нацию. Этот умозрительный оптимизм, однако не разделяет газета “Русский Север”, полагающая, что по мере увеличения ставок акцизов возрастает теневой бизнес, а официальное производство водки снижается.

В главном же налоговом ведомстве страны, которому тоже не чужды арифметические забавы, долго вычисляли и, наконец, удостоверили давным-давно всем известную истину: две трети действующих в России мощностей по выпуску алкоголя “ходят налево”, из-за чего казна ежегодно недосчитывается 20 миллиардов рублей. Отсюда конструктивный вывод: повысить ставки на покупку региональных марок (“Деловой Петербург”).

Другие новости нашей горькой алкогольной жизни.

Не устояло, увы, государство в позе лояльного покровителя бизнеса. Сильны еще в сознании нашего политического истеблишмента удельнокняжеские рефлексы: ежели руки выкрутить можно, то и голову оторвем! Одним словом, все 40 “советских” водочных брендов заново национализированы. Роспатент уже перерегистрировал товарные знаки на Минсельхоз, под управление которого отдали новое предприятие федерального значения “Союзплодоимпорт” (опять с буквой “о” в середине!). Теперь Минсельхозу с Минфином и Минимущества осталось только найти источник формирования уставного фонда и утвердить устав, сообщает “Деловой Петербург”. Что ж, полюбуемся вместе на крутое пике знаменитого “Stoly”…

Компания “Руст Инкорпорейтед”, владеющая брендом “Русский стандарт”, решила построить собственный ликероводочный завод в Санкт-Петербурге мощностью в три миллиона дал в год. Но по оценке “Ведомостей”, российский потребитель вряд ли осилит такое количество водки класса premium. Значит, единственное, что остается – экспорт.

Александровский ЛВЗ, по свидетельству владимирской “Молвы”, продолжает набирать обороты. Гордость завода – итальянская автоматическая линия розлива и укупорки с синхронным контролем качества. Внедряя современные технологии и разрабатывая новые рецепты, специалисты завода остаются верны принципу столетней давности – никакой “химии”. В составе александровских водок, настоек и ликеров – чистый зерновой спирт, умягченная вода, целебные травы, цветы, коренья, ягоды.

А вот Краснодарский спиртзавод “Ректинол” переживает тяжелые времена, отмечают “Краснодарские известия”. Построенный с расчетом на выработку спирта из патоки, поступающей с сахарных заводов, он когда-то был для своего округа и местного бюджета курицей, несущей золотые яйца. Однако сейчас большинство ЛВЗ (лучшие для спиртовиков клиенты) предпочитают зерновой спирт. И “Ректинолу” пришлось ориентироваться на винодельческие совхозы, производящие крепленые вина. Но кризис, переживаемый местными хозяйствами, окончательно поставил спиртзавод на грань выживания. Впрочем, недавно обновившееся руководство предприятия пытается наладить производство собственных алкогольных напитков – “Клюква на коньяке”, “Вишня на коньяке” и т.п. Это, конечно, дает определенный шанс подтянуться поближе к середине стада – подальше от лязгающих волчьих пастей, хватающих за ноги отстающих.

Кстати говоря, “Росспиртпром” уже предложил сокращение количества отечественных спиртзаводов до 25 с производительностью примерно 2 млн. декалитров спирта в год каждый. Ставка делается на предприятия, обладающие мощными зернохранилищами, поскольку именно на зерно приходится до 70 процентов себестоимости спирта. Предложения “Росспиртпрома” могут снискать себе массу сторонников, считают все те же “Краснодарские известия”: ощутимо загрузятся мощности оставшихся заводов, усилится контроль за ними, а, главное, все входящие в “Росспиртпром” заводы избавятся от конкурентов.

А теперь несколько слов о проблемах уже упоминавшегося кубанского виноделия. “Известия” сообщают, что экспансия порошковых вин на российском рынке достигла таких масштабов, что настоящих кубанских вин зачастую не допросишься даже в ресторанах и кафе Краснодарского края. Возможно, это анекдот, но то, что за прошедший год местный бюджет недополучил 500 миллионов рублей акцизов – это уже серьезно. “Мы прошли по розничной сети, и оказалось, что 85 процентов вин, выставленных в магазинах, – грузинские и молдавские и только порядка 15 процентов – кубанские”, – рассказывает вице-губернатор края Александр Ремезков. Однако по сведениям чиновников из управления торговли, 85 процентов ассортимента розницы как раз составляют местные вина! А все дело в том, что молдавские и прочие иностранные вина, по недавно введенной классификации считаются “оригинальными и нетрадиционными” Фактически же они просто порошковые и часто не декларируются. Трудно отследить их оборот контролирующим органам и по качеству, они могут не вызвать нареканий по той причине, что осадка иметь просто не могут (компоненты – порошок, вода и спирт). Это и губит настоящие кубанские вина, которые оказываются экономически (а не по качеству) неконкурентоспособными, считают “Известия”.

Пиво. Информация для тех, кому нравится, чтобы было “дешево и сердито”. “Брянскпиво” приступило к раскрутке своего нового бренда – крепкого пива “Титан”. При плотности 16,5 процента и крепости не менее 7 градусов, по вкусовым качествам, как отмечает “Брянское время”, новое пиво заметно мягче других известных в этом секторе рынка марок. И заметно дешевле. Кстати, солод и хмель, из которых будут варить “Титан”, только импортные.

Не так давно краснодарский филиал Очаковского завода открыл пивное производство. Процесс – от стерилизации бутылок до их наполнения живительной влагой – полностью автоматизирован. Пока здесь выпускается только “Ячменный колос”, но, по сведениям вездесущих “Краснодарских известий”, к ассортименту планируется подключить весь очаковский арсенал: “Специальное”, “Оригинальное”, “Классическое” и проч. При выпуске напитков собираются использовать индивидуальный знак, гарантирующий надежность и качество.

Предприятие “Хлебное” из Пушкина готовит проект по строительству мини-завода по выпуску сбитня, сидра и хмельного меда. Производством и реализацией последнего “Хлебное” занимается уже полтора года. В день на стандартном пивном оборудовании производится до тысячи литров. С вводом новых мощностей выпуск продукции увеличится в 10-15 раз. “Хмельной мед – это в основном летний напиток, – рассказывает генеральный директор Алексей Долженко. – Поэтому летом спрос на него больше, однако и зимой объемы продаж сокращаются незначительно”. Реализуется хмельной мед в основном в рестораны, кафе, бистро. Самое интересное, отмечает “Деловой Петербург”, что вся продукция фирмы “Хлебное” сертифицирована как пиво. “По законодательству, – объясняет главный медовар “Хлебного”, – все напитки брожения свыше 1,5 процентов подлежат обязательному сертифицированию. Однако многие кафе не имеют лицензии на продажу алкогольных напитков, кроме пива, поэтому до сих пор наш напиток так и называется – пиво “Хмельной мед”, хотя это и не пиво”.

А тем временем наши депутаты продолжают ломать головы – является ли пиво алкоголем или нет? Все депутатские проекты объединяет общая идея: пиво крепче 8 процентов следует отнести к группе алкогольных напитков и ввести элементы жесткого госрегулирования. В Союзе российских пивоваров депутатов, конечно, по-человечески понимают, но не боятся. Исполнительный директор СРП Вячеслав Мамонтов успокоил “Известия”, заявив, что правительство планирует придерживаться Соглашения о международной классификации от 15 июля 1967 года, подписанного в Ницце. С июля 1971 года это соглашение начало действовать в СССР, правопреемником которого объявила себя Россия.

Ну, и, наконец, последняя обнадеживающая новость от газеты “Ведомости”. На 67-й выставке “Зеленая неделя” в Германии традиционно отличились российские производители – “Кристалл”, “Топаз”, “Дагвино”. Не смогли пропустить выставку и компании, уже экспортирующие свою продукцию в Европу: “Вимм-Билль-Данн”, “Балтика”, агросоюз “Юг Руси”. Первый замминистра сельского хозяйства Сергей Данкверт заявил “Ведомостям”, что сумма заключенных в рамках “Зеленой недели” экспортных контрактов превышает $10 млн против прошлогодних $3,5 млн. Представители российских компаний подтверждают, что связи с внешним миром становятся все более актуальными.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ