Тени на плетне

0
12

Наконец-то, МНС попыталось «разрулить» патовую ситуацию, которая сложилась в связи с запретом на реализацию алкоголя, маркированного старыми акцизными марками. Так и не согласившись с предложением производителей просто продлить срок реализации «старого» алкоголя (чтобы не дать шанс нелегальным производителям реализовать свою продукцию), министерство предложило хитрый вариант. — Налоговики продадут владельцам остатков региональные спецмарки, после чего уже маркированный по всем правилам алкоголь вновь поступит в продажу. По замыслу чиновников марки должны поступить как к производителям и оптовикам, так и в розничную торговлю. Непонятно только, что же мешает теневикам практически бесплатно приобрести новые спецмарки и реализовать свою продукцию под видом легальной? — недоумевает «Коммерсантъ».

Тем временем в Минэкономразвития придумали верный способ борьбы с теневиками. Оказывается, нужно перенести акцизы с производства и оборота алкогольной продукции на производство спирта. Сразу же упростится контроль над производителями алкоголя и уплатой алкогольных акцизов в бюджет, что приведет к сокращению теневого производства алкоголя из государственного спирта. — А что, если потребности производителей водки в спирте окажутся ниже объемов его производства на спиртзаводах? — сомневается все тот же «Коммерсантъ», — Очевидно, что остатки спирта, невостребованные легальными производителями, с легкостью уйдут налево.

Сами производители уже отреагировали на эту инициативу министерства крайне негативно. По мнению экспертов Национальной алкогольной ассоциации (НАА), полный перенос акцизов с алкогольной продукции на спирт вызовет резкое падение легального производства. Дело в том, что себестоимость производства этилового спирта из пищевого сырья составляет сейчас 7-9 руб. за литр. При этом себестоимость производства высокоочищенного гидролизного и синтетического спирта в несколько раз меньше. Именно такой спирт пользуется особой популярностью у нелегалов. В результате нововведений, по мнению НАА, цена легального спирта в десятки раз превысит стоимость спирта нелегального, а это в свою очередь послужит мощным стимулом развития нелегального производства.

А что если взять да и монополизировать сбыт? Тогда, вообще, контроль будет полным. Ведь не было при советской власти проблем с фальшивыми напитками! А вот и тенденция, зафиксированная все там же — в «Коммерсанте».

На совещании руководителей алкогольных предприятий Москвы и Московской области, представители ФГУПа решили официально объявить о начале реализации программы продаж через собственную торговую сеть продукции ликероводочных заводов, не входящих в «Росспиртпром». При этом глава ТД «Росспиртпром» Павел Жердев заявил: «Мы готовы работать со всеми легальными производителями алкоголя».

Если идея найдет поддержку в среде «водочников», говорится далее в статье, ФГУП станет не только крупнейшим производителем алкоголя, но и крупнейшим оптовым оператором российского рынка горячительного. Фактически реализация программы уже началась. Подписано соглашение с «Ост-Алко». На очереди ЛВЗ «Столичный трест», санкт-петербургская «Ладога» и два крупнейших предприятия по выпуску шампанского в России — РИСП и Московский комбинат шампанских вин. Ожидается, что в ближайшее время «Росспиртпром» предпримет атаку и на розничный рынок. По словам г-на Жердева, во всех крупных городах России скоро откроются фирменные магазины «Росспиртпрома», где наряду с продукцией ФГУПовских заводов будет продаваться водка других производителей.

В то же время стало известно, что Русская винно-водочная компания (РВВК, основные брэнды — водка «Флагман» и коньяк «Бастион») решила полностью передать реализацию собственной продукции крупным дистрибьюторам, оставив за собой только производство и маркетинг. «После создания системы акцизных складов игроков на рынке стало заметно меньше, — заявил газете «Время новостей» президент РВВК Артур Перепелкин. — К тому же скоро на рынок придет крупнейшая торговая сеть Metro, которая выбьет с рынка многих дистрибьюторов, поэтому мы решили перейти к нормальной рыночной системе распределения товара».

Конкуренты считают такое решение несколько преждевременным, однако верным. «Во всем мире владельцы брэндов действительно не занимаются дистрибуцией и непосредственно продажами, — говорит глава «Союзплодимпорта» Андрей Скурихин. — Возможно, они правы, и наш рынок уже готов к такому разделению».

Начальник отдела маркетинга подмосковного «Топаза» Андрей Сергеенков менее оптимистичен. Он полагает, что пока «цель дистрибьютора — получить прибыль от продажи, а это получается, если продается хорошо известный продукт». Продвижение новых продуктов не приносит мгновенной прибыли, и РВВК придется платить дистрибьюторам за раскрутку новых брэндов.

На самом деле, не придется… Пока законы «О рекламе» и «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» будут противоречить друг другу, нормальная раскрутка новых брэндов вообще невозможна. Как заметил «Русский фокус», сегодня держатели дорогих алкогольных брэндов вынуждены продвигать свой товар из-под полы. Или отчаянно рисковать, подобно агентству «Атор», недавно лишенному членства в Российской Ассоциации Рекламных Агентств (РАРА) за размещение на наружных щитах рекламы водок «Исток» и «Флагман».

Самое смешное, что и Министерство по антимонопольной политике, и РАРА, и сами рекламные агентства прекрасно понимают всю абсурдность полного запрета рекламы алкоголя. Но, как неоднократно заявляла заместитель министра Наталья Фонарева, закон есть закон, и его необходимо соблюдать, каким бы плохим он ни был.

Остается только надеяться, что вопрос о рекламе алкоголя попадет в поле зрения народных избранников, когда они будут рассматривать поправки к закону «О рекламе», и может быть, ситуация разрешится.

В заключение хорошая новость для любителей слабоалкогольных напитков в ярких железных баночках (подробнее об этом жанре см. предыдущий обзор). Московский завод «Очаково» начал производство новой серии слабоалкогольных коктейлей «Стрит». Новый коктейль позиционируется в высокой ценовой категории: средняя розничная цена банки 0,33 л будет 20 руб. «Отечественный рынок коктейлей сегментировать очень сложно, — рассказал газете «Время новостей» брэнд-менеджер «Очаково» по коктейлям Роман Корженев. — Premium-сегмента, в который традиционно входят коктейли в стеклянных бутылках, в России вообще не существует». Так что пока, по словам брэнд-менеджера, продукт просто позиционируется как более качественный, а следовательно, и более дорогой. Что ж, попробуйте, господа, но прежде все-таки изучите список ингредиентов.

И, наконец, последний, обратите внимание, положительный сюжет на традиционную тему «алкоголь и здоровье». «Версты» сообщают, что в санаторно-курортных учреждениях Черноморского побережья в нынешнем сезоне впервые был введен новый вид процедур — лечение вином (энотерапия). В Доме вина «Фанагория» специально для этих целей открыта новая технологическая линия по разливу фанагорийских вин. Целебные напитки с новой торговой маркой «Доктор эно» фасуют в герметичную пластиковую упаковку по 200 граммов. К концу сезона медики отметили огромную популярность нового лекарства среди больных, особенно у женщин.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ